Бытовые приметы - миф или реальность?

БЫТОВЫЕ ПРИМЕТЫ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

     То, что в одном веке считается суеверием,
     в другом веке – уже научная истина.
                Парацельс

     В 2008 году появилась моя книга «Приметы – намёки из будущего». Я давно собираю так называемые бытовые приметы. В книге лишь часть их. За последующие годы  мой «мешок» примет значительно пополнился. Не за горами Новый год. Вот я и решила написать немного о приметах, а также – что за год грядёт и как советуют его встречать.

   Рассказывают, что американский изобретатель Эдисон прибил над  дверью подкову. Увидев её, один из гостей воскликнул: «Неужели вы в это верите?» «Конечно, не верю. Это предрассудок, - ответил хозяин дома. – Но, знаете, говорят, что она приносит удачу даже тем, кто в это не верит».
    На станции  московского метро «Площадь революции», как известно, много скульптур. Они повторяются. Есть пограничник с овчаркой. Нос, колено, лапа собаки блестят. Чёрный налёт сняли за многие годы руки пассажиров метро. Есть такая примета: чтобы была  в твоём деле удача – погладь собаку. И гладят.
    Говорят, что  именно к этой скульптуре перед экзаменами приходят студенты. Но  поглаживают собаку не только студенты. Если мимоходом (может, стесняются) прикасаются рукой к носу и лапе, скорее, это москвичи, верящие в такую примету. А, если стоят и удивляются тому, что  некоторые части тела собаки отполированы до золотого блеска, а у других скульптур этого нет, значит, это гости столицы. Подумав, они тоже приобщаются к этому действу.
   А ещё на той же станции метро «горит» голова петуха. А вот почему-то хорошо открытое колено девушки никто не трогает. Наверное, ещё не родилась для колена примета. Но всё впереди!

    Чёрная (и не только этого цвета) кошка, поющая курица, воющая собака, подкова, птицы, звери, зеркало, похороны, свадьба, вёдра, одежда, тёмные глаза – это лишь немногие персонажи бытовых примет.
    Люди относятся к предсказаниям (по-другому не назовёшь) примет по-разному. Кто-то истово верит. Кто-то напрочь отвергает. Вряд ли существует статистика: каких – верящих или не верящих – больше. Можно лишь сказать, что очень много среди нас тех, кто как бы не верит, но и не пытается «дразнить» приметы.
    Судя по всему, некоторым приметам столько же лет, сколько и человеку. Возможно, самая старая из них – про чёрную кошку.  Но у нас, если  чёрная кошка перешла дорогу – жди неудачи,  а у англичан, наоборот -  к удаче и счастью. Есть приметы, которые одинаково трактуют, допустим, в России, во Франции и в других странах. Например, россиянин, верящий в приметы, ни за что не положит ключи на стол, так как это приведёт к разным проблемам. В подобное верят и финны.

   Я переворошила немало книг, пытаясь понять природу и основу примет. Никаких научных работ на эту тему не нашла. Не стану утверждать, что их нет, возможно, и есть, но мне пока не попались.
   Пожалуй, с большим интересом, чем другие, я прочитала книгу Владимира Мезенцева «О суевериях – всерьёз» (Москва, «Советская Россия»,1989 г.). Однако чувствуется, что автор не был свободен в высказывании своего отношения к приметам, Ему пришлось ссылаться на мнение В.И.Ленина и Карла Маркса, а что это значит, понятно.
    В этой и в других книгах бытовые приметы относят к суеверию.

    С этим утверждением я поспорю. Приметы – не суеверие. Это нечто другое. Они существуют сами по себе и не навязывают себя людям. Они рядом и вокруг нас.
    Я не знаю, почему у меня из рук падает нож в тот день, когда в доме неожиданно появляется гость-мужчина. Не знаю, почему опрокидывается солонка, рассыпая соль по скатерти, а через какое-то время ни с того ни с чего в доме вспыхивает ссора. И почему долгожданное письмо приходит накануне или в тот день, когда как бы из ниоткуда появляется и опускается прямо перед глазами паучок?
    Откуда он берётся, особенно зимой, когда пауки спят? Может, пауки (и не только они) находятся у кого-то на службе? И  они в определённое время по приказу отправляются   выполнять задание?
    Современное человечество многое знает. Но может ли оно сказать, что знает всё? Не может.
    
    Мне интересно собирать приметы, как свидетельства того, что вера в них не зависит от национальности, вероисповедания, цвета кожи, местожительства, образования и профессии. Хочется  знать, как писатели, драматурги, поэты использовали и используют приметы, и верят ли в них. Лев Толстой был суеверным человеком, в приметы (и магию чисел) верил. И в его романах можно найти примеры.
    Современники Александра Пушкина знали, что поэт истово верил в предсказания примет, особенно тех, что несли дурную весть, и даже предпринимал попытки их нейтрализовать. В его стихах, поэмах, прозе можно найти немало примет. Из большой симпатии к гениальному поэту в своей книге я выделила отдельно главку «Александр Сергеевич Пушкин. Приметы и предсказания в жизни и в произведениях, а также в жизни его друзей».
    Плюют через левое плечо, чтобы не сглазить, герои пьес А.П.Чехова. Стучат по дереву в романах Эрнеста Хемингуэя. Не буду называть других – отечественных и зарубежных писателей, поэтов и драматургов – список получится длинным.

    Интересуют меня не только литературные произведения, в коих их авторы устами придуманных персонажей выражают (предполагаю) и своё отношение к различным верованиям. Достаточно каждый день внимательно слушать, чтобы узнать – люди разных профессий и социального положения верят в доброе и плохое предсказание примет.
   Вряд ли кто-то из них может объяснить, почему всю свою жизнь надевает сначала правый ботинок, а потом – левый. А если перепутал – дальше всё пошло не так, как наметил. Или - зачем разбивают бутылку шампанского о борт корабля, прежде чем спустить его на «большую» воду? Или -  почему выходят на сцену только из-за левой кулисы? Или - почему надевают одно и то же бельё во время спортивных соревнований? Или – почему перед соревнованиями кто-то из мужчин не бреется?..

    Если говорить о таинственных силах примет, здесь вопросов больше, чем ответов. Почему плевать надо три раза? Почему непременно через левое плечо? Почему стучать следует обязательно по чему-то деревянному, а не по железу? Некоторые объяснение мне удалось найти.
    По мере того, как у меня накапливался материал, всё больше хотелось разобраться: приметы – это народное творчество, один из жанров фольклора, и относиться к ним нужно, как к анекдотам? Или в этих своеобразных предсказателях есть глубокий, таинственный смысл и оказываются они рядом с нами в определённый момент не просто так?

    Порассуждаю, ничего не утверждая. Ведь никому не запрещается иметь своё мнение.
    Некоторые учёные считают, что планета Земля – живой организм, и она «может сделать с нами всё, что захочет». Как тут не беспокоиться за себя и близких! Возможно, что неуверенность, чувство опасности глубоко спрятано в какой-то клеточке мозга и время от времени даёт о себе знать. А добрая примета приносит успокоение, пусть на день – и то хорошо.
    Психологи такие пристрастия определяют, как психотерапию. Веря, допустим, в левую кулису, актёр (певец) выходит на сцену спокойным, убеждённым в успехе. А рыбак, не встретив женщину на своей дороге к реке, радуется: лов будет отличным. Ведь никто сейчас не отрицает аутотренинг, что значит – сам себе психотерапевт.

    Александр Горбовский в книге «Колдуны, целители, пророки (Москва, «Мысль»,1993 г.) делает попытку раскрыть язык примет и тайных знаков. Он пишет о том, что событие, которое может свершиться… в будущем времени, в настоящем времени  будет присутствовать даже не как знак, а как «иероглиф события». И далее в книге:
    «Многие иностранцы, приезжавшие и приезжающие в Россию, по сей день отмечают веру русских в приметы и значение, которое они придают им. Это нечто большее, чем традиция. Это стиль мышления, уходящий глубоко не только в прошлое, но и слои сознания. В летописях многочисленны упоминания о приметах и о значении, которое придавалось им. Что делает князь Дмитрий Московский накануне Куликовской битвы?.. Князь вместе с Дмитрием Волынским ищет приметы, которые могли бы указать исход битвы. Во времени, в котором пребывали они и остальное войско, сражения ещё не происходило. Но оно уже как бы совершилось в будущем. И оттуда, из будущего, мог долететь какой-то знак, некий блик происшедшего, и его-то пытаются они заметить и разгадать…
    Впрочем, не обязательно ждать, когда появится тот или иной знак, который нужно ещё заметить и суметь расшифровать его скрытый смысл. Приход такого знака можно вызвать искусственно. Для этого и служит гадание».

   Но не надо думать, что лишь русские верят в приметы. В Великобритании не так давно вышла книга (переведена и на русский язык) «Энциклопедия суеверий».Её авторы собрали более двух тысяч примет, в которые верят англичане. Есть и очень экстравагантные.
   Предполагаю, что нет страны, народ которой в той или иной мере не примечал и не «прислушивался» бы  к бытовым приметам.

    В древности приметы внимательно замечали и истолковывали. Известный римский историк Гай Светоний Транквил (начало II века н.э.) в книге «Жизнь двенадцати Цезарей» рассказывает обо всём, что предвещали приметы коронованным владыкам Рима.
    « Многие знамения одно за другим, - писал Светоний в биографии императора Сервия Гальбы, - ещё с самого начала его правления возвещали ожидавший его конец. Когда на всём его пути, от города к городу, справа и слева закалывали жертвенных животных, то один бык, оглушённый ударом секиры, порвал привязь, подскочил к его коляске и, вскинув ноги, всего обрызгал кровью; а когда он выходил из коляски, телохранитель под напором толпы чуть не ранил его копьём…Замечено было также, что при новогоднем жертвоприношении у него упал с головы венок, а при гадании разлетелись куры, и в день усыновления при обращении к солдатам ему не поставили должным образом на трибуну военное кресло, а в сенате консульское кресло подали задом наперёд».

   «Предвещением его смерти, - это уже о жизни императора Клавдия, - были важные знамения. На небе появилась хвостатая звезда, так называемая комета».
   «Убийство было предвещено многими знамениями, - это об императоре Гае Калигуле. – В конце иды марта молния ударила в Капитолий, а в Риме – в комнату дворцового привратника… Принося жертву, он был забрызган кровью фламинго».
   
   На этом фоне неверие в приметы Юлия Цезаря потрясало его современников. «Никогда никакие суеверия, - писал Светоний, - не вынуждали его оставить или отложить предприятия. Он не отложил выступления против Сципиона  и Юбы из-за того, что при жертвоприношении животное вырвалось у него из рук. Даже когда он оступился, сходя с корабля, то обратил это в хорошее предзнаменование».
    А дело было так. Гай Юлий Цезарь отправился из Рима на завоевание Египта. Сходя с галеры, он споткнулся и грохнулся на землю. По всем тогдашним канонам, это падение служило крайне плохим предзнаменованием. Легионеры Цезаря встревожились. А полководец тем временем, лёжа на животе, пошире раскинул руки, словно старался подгрести под себя побольше земли, и громко воскликнул: «Африка! Ты теперь вся в моих руках!».

    Трагедия «Гамлет» была написана английским драматургом Уильямом Шекспиром (спорить об авторстве здесь не будем) в 1601 году. И в ней не обошлось без предчувствий и примет.
    Например, вот слова Горацио:

     Он (призрак убитого короля – Л.П.)
     как сучок в глазу души моей!
     В года расцвета Рима, в дни побед,
     Пред тем как властный Юлий пал, могилы
     Стояли без жильцов, а мертвецы
    На улицах невнятицу мололи.
    В огне комет кровавилась роса,
    На солнце пятна появлялись; месяц,
    На чьём влияньи зиждет власть Нептун,
    Был болен тьмой, как в светопреставленье.
    Такую же толпу дурных примет,
    Как бы бегущих впереди событья,
    Подобно наспех высланным гонцам,
    Земля и небо вместе посылают
    В широты наши нашим землякам.

   В приметы и предзнаменования  на Руси верили цари и народ.
   Во времена царствования Ивана Васильевича, прозванного Грозным, в звёздном небе над  башнями Кремля появилась комета. К этому времени он уже такого натворил, что боялся за свою жизнь. По  велению царя, собрали к нему волхвов (волхвы - чародеи, звездочёты, маги). Они  знали, чем им грозит пророчество, которое они должны были сказать Грозному. И всё же огласили: царь скоро умрёт, а именно – в  Кириллин день. Царь им поверил, несмотря на то, что врач его убеждал, что у него нет причины умирать. Иван Грозный умер  в Кириллин день. Есть версия, что он отправился в мир иной не без помощи заинтересованных в его смерти приближённых.
   Вроде бы, видел незадолго до смерти комету в небе и французский император Наполеон Бонапарт,  сосланный на  остров Святой Елены.

    В книге В.Пашуто «Александр Невский» рассказывается, что Новгородскую летопись вёл пономарь Тимофей. В этой летописи «собраны все недобрые предзнаменования тяжёлого будущего, а их было немало. Средневековые люди были во власти веры и суеверий, и часто возлагали на бога и на судьбу решения, которые надлежало принимать им самим. Решительность в ту пору была качеством редким. Даже  на суде при разборе запутанных дел подозреваемых испытывали водой (всплывёт или утонет?) и калёным железом (какова степень ожога?). Знаменья и приметы, сулившие радость и горе, победы и поражения, запоминались и заносились в летописи».

   Приметы можно найти в русских сказках и былинах.
   «Кощей Бессмертный, - читаем в одной из сказок, - домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается. «Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?» «Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял». Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смолёную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увёз. В то самое время у зятьёв Ивана-царевича серебро почернело. «Ах, - говорят они, - видно, беда приключилася».
   В сказке Эдуарда Успенского Болотная говорит своей подружке Бабе Яге: «У меня на болоте все сороки по-вороньи закаркали. Быть беде!».

    Несколько лет назад в одной из телевизионных программ говорили о приметах: верить или нет. Бориса Шапиро -Тулина представили, как «главного по приметам». Его мнение: приметы – определённый знаковый код, с помощью которого мы общаемся с миром; приметы – потенциал будущей науки.
   Основатель научного метода изучения необычных явлений (включая способность некоторых  людей к ясновидению, пророчеству; влияние «чёрного» глаза) Френсис Бэкон на рубеже ХVI-ХVII столетий в своей работе «Успехи и развитие знания божественного и человеческого» предупреждал, что «суеверия и тому подобное не следует исключать из сферы научного изучения».

   Отношение современных авторов, пишущих о бытовых приметах, гаданиях – полная противоположность. Одни просто собирают из любопытства  приметы, расспрашивают людей, ищут истоки появления примет; другие – делают то же самое, но  и комментируют. 
  Особенно меня поразил настрой одного нашего учёного мужа – он несколько десятилетий не только изучал приметы, но и «снимал с них покров загадочности, разоблачал их тайны, доказывал (интересно, каким способом?) полную несостоятельность суеверных примет, с точки зрения современной науки».
   Изучать или не изучать приметы – это должны решить  научные институты, которым по профилю близка эта тема.  Отвергать всегда проще.

   О, можно сказать смело, страстном воззвании к науке – изучать предчувствия, сглазы, в которых «виноват» дурной (чёрный) глаз, желающие могут прочитать в «Дневнике писателя» – Ф.М.Достоевского за 1877 год.
   Вот лишь кусочек из его статьи: «Современная наука, столь много трактующая о человеке и даже уже решившая много вопросов окончательно, как сама она полагает, кажется, никогда ещё не занималась вопросом о способности пророчества в человеке потому ли, что ей некогда было, или потому, что не находилось достаточно фактов для начала исследования или даже для возбуждения самого вопроса. Кстати, в вопросе о способности пророчества в человеке, способности предчувствий и т.д. уверены очень многие и в наше время и, главное, даже из самых образованнейших людей».
   В этой же статье писатель рассказывает об анекдоте (его слово), в котором действует дурной (чёрный) глаз. С трагическими последствиями – пожаре.

   Пророчество и приметы – разные явления. Здесь я их свела под «одной  крышей» лишь как предметы для изучения наукой. Возможно, и в России ведутся подобные исследования, но по каким-то причинам они не обнародованы.
   А, вообще  так называемые  суеверия изучаются. В декабре 1993 года в обозрении на русском языке газеты «Нью-Йорк Таймс» была опубликована статья «Не будь суеверным, дольше проживёшь». В ней рассказывалось, что обширное статистическое исследование, проведённое в Калифорнии среди американцев китайского происхождения, свидетельствует о том, что психосоматические суеверия могут укорачивать жизнь людей. Сотрудники Калифорнийского университета изучили зависимость традиционных суеверий, имеющих отношение к китайской астрологии, с годом рождения человека и связанных с ним определённых болезней. Но д-р Дейвид П.Филлипс, социолог, проводивший данное исследование, признался, что механизм, посредством которого система суеверий укорачивает или удлиняет жизнь, неизвестен.

   Нередко в книгах нашего времени можно найти перечень известных лиц (Белинский, Чернышевский, Писарев, Герцен, Добролюбов и другие), осуждающих веру в бытовые приметы, сны, пророчества. К  авторитетам, конечно, не грех прислушиваться. Однако…
   Во втором томе автобиографической книги А.И.Герцена «Былое и думы» есть главка «Приметы». А.И.Герцен написал: «День нашей разлуки с Тучковыми и с Марией Фёдоровной как-то особо каркнул вороном в моей жизни; я и этот сторожевой крик пропустил без внимания, как сотни других.
   Всякий человек, много испытавший, припомнит себе дни, часы, ряд едва заметных точек, с которых начинается перелом, с которых ветер тянет с другой стороны; эти знамения или предостережения вовсе не случайны, они – последствия, начальные воплощения готового вступить в жизнь, обличения тайно бродящего и уже существующего. Мы не замечаем эти психические приметы, смеёмся над ними, как над просыпанной солонкой и потушенной свечой, потому что считаем себя несравненно независимее, нежели на деле, и гордо хотим сами управлять своей жизнию».

   Если вера в приметы и всё такое прочее становится навязчивой – это уже дело врачей. А для остальных приметы – часть личной жизни, в которую никто не должен заглядывать. Вокруг нас, кроме примет,  много таинственных явлений, загадок. И зачем же на них нападать!
   Обратимся к мнению ещё одного авторитетного человека. У немецкого писателя, философа Иоганна В.Гёте есть такой  афоризм: «Суеверие – это поэзия жизни, а потому не беда, если поэт суеверен».
   И ещё Гёте писал: «Один остроумный человек сказал, что новейшая мистика – это диалектика сердца и что она столь достойна удивления и обольстительна, ибо заговаривает о вещах, к которым человек по обычным тропам разума, рассудка и вероучений никогда бы не добрался. Кто полагает, что в нём достанет силы и смелости изучать эти вещи, не давая себя одурманить, пусть спустится в это подземелье Трофония, но на собственный страх и риск  (В Древней Греции верили в существование прорицателя Трофония. Популярным было поверье: люди, побывавшие в его пещере, больше никогда не смеялись – Л.П.).

   А вот ещё одна информация «за»: приметы – код, приметы – знак, намёк.
   Из статьи Алексея Зверева «Дырочка во времени» (газета «Московский комсомолец», 14 апреля 2001 г.): «Официальная наука насчёт самой возможности путешествий во времени до конца 80-х полагалась на мнение нобелевских лауреатов Альберта Эйнштейна и Хендрика Лоренца…
    Так продолжалось до 1988 года, когда американский физик Кип Торн, не опровергая вышеназванные научные умы, предположил наличие во Вселенной неких пространственно- временных туннелей, по которым можно проникать и в будущее, и в давно минувшие дни.
   После многолетних споров учёные обратились к самому авторитетному физику – руководителю лаборатории Ньютона англичанину Стивену Хоукингу. Тот поддержал «сторонников» путешествий в прошлое. Правда, с шутливой оговоркой: «Почему тогда до сих пор никто не прилетел к нам из будущего, дабы поведать, как там идут дела?».

   Мудрецы говорят: всему свой срок. Может, кто-то прилетит и расскажет.
   А пока  из будущего летят лишь приметы - как намёки? И правильно! Надо же с чего-то начинать.
   Буду рада, если кто-то из прочитавших эту мою статью, поделится своими приметами.
    Желаю всем только добрых примет!

    2012 – Год Дракона. Кто в подобное верит. Есть и новогодние приметы. Что есть у меня – чуть позже.
   


Рецензии
Лариса, полностью разделяю ваше мнение о том, что многие явления в природе не объяснимы наукой, но тем не менее существуют.
Я в своей жизни увидела два вещих сна, которые сбылись на 100%.
Об одном из них мой рассказ:
http://www.proza.ru/2016/06/05/1697

Новых творческих находок.

Любовь Шифнер1   17.03.2019 11:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.