Про Заячью Капусту, однако..

Марина Шубина
               

Жила себе в Тундре Росомаха, охотилась, в Бубен стучала, жизни радовалась. Да что-то маловато в Тундре дичи стало, Песцы что ли все пожрали? Оголодала Росомаха. Думать стала, как прожить. Бегала как-то по Тундре, да на Заячий Огород набрела. Полярные Зайцы там свою Заячью Капусту выращивают. Спрашивает их Росомаха:
- Эй, ушастые, что это вы тут делаете?
- Да Заячью Капусту выращиваем. Ты вон дичь не всегда найти можешь, особенно если неподалеку стая Песцов пробежала, а мы худо-бедно всегда с едой. Хоть и Заячья – да все Капуста, еда однако. Хочешь – можешь и ты с нами за Капустой ухаживать.
Подумала Росомаха: а и впрямь хорошо – еда сама по себе растет, никуда не убегает. Хоть и не больно сытная – а еда. С голоду не подохнешь. И решила Росомаха к Зайцам присоединиться. Главный Заяц посмотрел на неё подозрительно – но ничего, согласился в Заячий колхоз принять, работу назначил – как всем Зайцам.
Стала Росомаха в поле ходить, Заячью Капусту холить и лелеять. А Главный Заяц ходит  да командует:
- Навались, лодыри ушастые, солнце ещё высоко! Чем больше поработаете – тем больше капусты получите.
А день-то – Полярный однако…
Зайцы работают, из сил выбиваются, Росомаха вместе с ними, а Главный Заяц все недоволен. Мол, плохо работаете, все бы вам бездельничать. А пуще всего – на Росомаху злится. И уши у нее не такие, и хвост слишком длинный, и шкура больно лохматая. Прям заноза в глазу какая-то. А пуще всего Главного злило, что Росомаха нет-нет – да Бубен свой достанет, Зайцев смешит. Все ему казалось, что веселья слишком много, и что Капуста от этого растет плохо. Как Капусту делить – так меньше всех Росомахе достается. - Столько заработала, тебе ещё опыта огородного набираться и набираться, - фыркнет так Главный Заяц, кинет Росомахе Заячьей Капусты пучок и все на этом. Оно конечно, и любимчики свои у Главного Зайца были, не без этого. А самых смешливых да смышленых – шибко не любил. Дисциплину, говорит, разлагают. Так вот и работали Зайцы и Росомаха, все капусту растили.
Тут и день Полярный на убыль пошел, ночами темнеть стало… Росомаха-то вечно голодная, и так Заячья Капуста – не еда для неё, да и той не досыта. Ну, если мышь шальная пробежит, поймает конечно.
А Главный Заяц от этого пуще злится – огородное дело самое важное мол, а мыши твои – одна помеха ему. Дело к зиме идет, капусты все меньше становится – и Росомахе все меньше еды достается. Совсем из сил выбилась. Хотела жизни спокойной – а получилось-то наоборот все. Спать хочется, есть хочется, а тут – как олень в упряжке, куда гонят – туда и иди. Затосковала Росомаха, даже Бубен забросила – чуть за Бубен возьмется, откуда ни возьмись, Главный Заяц прискачет, прямо  будто караулит. И то – Зайцы тоже умаялись, тоже не все досыта капусты получают, да ещё строгости да суровости всякие. Вечно Главный Заяц над душой стоит, никакого веселья, никакой радости в жизни. Боятся однако, что Главный Заяц из колхоза выгонит, всю капусту отберет. Как тогда Зайцам жить?  Некоторые повадились в Тундру бегать, мухоморы есть. Наедятся так – и ходят пьяные, больно хорошо им! Главный Заяц злится, ругается – да ведь свои, Зайцы же, не пришлые какие. И опыт огородный есть. Поскрипит зубами, по ушам надает – и в поле гонит. А на Росомаху зуб точит. Знает, что хищный зверь Росомаха – а вдруг укусит? Боится однако.
Как-то раз сидит Росомаха в поле, на Заячью Капусту в тоске смотрит. Темнеет, день заканчивается. Устала совсем, лапы не держат. Сидит себе так, в Бубен тихонько постукивает, в небо смотрит, песню сочиняет новую.
Прискакал тут Главный Заяц, увидел это – ещё больше разъярился.
- Ты это что тут удумала, злыдня зубастая? Все порядочные Зайцы тут надрываются, а она – развлекаться затеяла! Из-за тебя Заячья Капуста не растет, коллектив энтузиазм растерял! Думаешь, раз зубастая – так тебе все позволено? Да ты вообще огородник дрянь, самой низкой квалификации, а лентяйничаешь!  Что, нравится тебе ничего не делать – а капусту на халяву жрать? Да я тебя из милости в колхоз принял, смотри, как бы тебе снова в Тундре одной не оказаться! И вообще, блохи у тебя! Ты мне тут всех Зайцев перезаразишь! Они вместо работы чесаться да кривляться будут!
Ну, не смолчала Росомаха, конечно. Рыкнула на него пару раз. Мол, враки все, и сам ты блохастый. Струхнул Главный Заяц, но виду не подает, хорохорится. Главный же. Надо марку держать.
Поговорили так вот, да и разошлись, каждый при своем мнении остался.
Совсем грустная Росомаха стала. Побрела к Шаману в ярангу.
Шаман Росомаху увидел и говорит:
- Здравствуй, Росомаха. Что у тебя на этот раз случилось? Какая-то ты печальная да клочкастая стала, блохи что ли завелись?
- Эх, Шаман, - Росомаха отвечает, а сама чуть не плачет, - и ты туда же? Совсем мои дела вкривь и вкось пошли от этого коллективного труда. И Дикая Логика невесть где в Тундре бегает, ко мне на помощь не приходит, даже когда зову.
И рассказала Росомаха Шаману, как с Зайцами на огороде работала, чтоб гарантированной едой себя обеспечить, и что из этого вышло.
Посмеялся Шаман, погладил Росомаху по лохматой голове, за ухом почесал, да и говорит:
- Умный ты зверь, Росомаха, да промашка на этот раз вышла. Разве еда для тебя Заячья Капуста-то?
- Сама понимаю, что не еда, - отвечает Росомаха, - да ведь зато не бегает по Тундре, как сумасшедшая, на одном месте сидит. Хоть и дрянь, честно признаться. Даже мыши – и то вкуснее. Так ведь с дичью в Тундре туго стало, сам знаешь, Песцы всю дичь разогнали, хоть и не всю пожрали.
Подумал Шаман, подумал и говорит:
- А ты так и собираешься всю жизнь заячьей жизнью жить, да Заячью Капусту растить? Настоящим Зайцем тебе все едино не стать, и уши не вырастут, и хвост не укоротится. Не этот Главный Заяц – так другой тебя шпынять будет, потому как ты – Росомаха, и снаружи, и внутри тоже. Сущность свою хищную не обойдешь. Как ты Зайцем ни прикидывайся – все равно оскал росомаший видать. Ты хоть реши для себя, кто ты и как дальше жить-то будешь.
Задумалась Росомаха. И еду, хоть и дрянную, терять жалко, и душа совсем другого просит. И Бубен Росомахин, как живой гудит, да брямками позвякивает – будто сказать что хочет...
Вскочила Росомаха, отряхнулась, хвост распушила, зубы оскалила.
- Мы, Росомахи, - говорит, - хищники. Лучшие в Тундре охотники. Нам ли Заячью Капусту жевать да всяких  Зайцев бояться? Мы к такому рабскому труду не приспособлены. Ну его, этот колхоз, к Песцам! Мне мой Бубен дороже. А коли на охоте не повезет –  зверье излеченное своей добычей поделится. Обмен однако. Адекватный. ТАК Геологи говорят.

И то правда. Никогда Росомахе Зайцем не стать. Каждый в своей шкуре хорош. А Бубен любимый на рабский труд ради пучка капусты менять – последнее дело.
Тем более что Капуста-то – Заячья.