В службе честь. Часть 1. У истоков. Глава 1. Осозн

Борис Шадрин
Предисловие

Проходят годы. Меняется общая стратегическая концепция государства. И она неизбежно оказывает влияние на все аспекты его развития, в том числе и его Вооруженные Силы. К сожалению принимаемые, в последнее время, государственные программы перестройки ВС России не всегда оказываются эффективными. За высокопарными фразами о «нано технологиях», порой забывается, что закупка иностранной военной техники неизбежно повлечет за собой перестройку всего ВПК. Не учитывается, что придется модернизировать судостроительную и ремонтную базы. Производить замену всего вооружения. Не будем же мы использовать иностранные аналоги вооружения и закупать у потенциального противника их калиброванные патроны и снаряды и т.д. А это дополнительные материальные и финансовые расходы. Не проще ли было бы на имеемой материальной базе восстановить то, что еще сохранилось с перспективой на будущее, тем более, что закупаемое не всегда является современным и передовым. Но это отдельная тема, которая требует своего осмысливания, переоценки и принятия взвешенных решений.

В любой отрасле, а в военной особенно, решающее значение имеют люди, система подготовки кадров и потенциал их использования. К сожалению, и в этой сфере образовались перекосы. На примере Дальневосточного региона наглядно видно как перекраивается вся военная инфраструктура, ликвидируются базы по подготовке военных специалистов, методические центры. За последние два года ни в один военный ВУЗ России не было набора абитуриентов, а имеемые военные училища, институты и учебные центры готовятся к перепрофилированию для решения народно-хозяйственных задач.

В СЛУЖБЕ ЧЕСТЬ ...
В данном повествовании сделана попытка на примере выпусков специалистов 1958 и 1970 годов «Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. Макарова" показать как осуществлялась подготовка и дальнейшее использование военных кадров в бывшем СССР. За основу взят социологический очерк "В МОРЯХ ТВОИ ДОРОГИ..." (авторы выпускники училища контр-адмирал запаса Барсуков И.И. и капитан 1 ранга Амирян В.А.)о выпускниках ТОВВМУ им.С.О.Макарова 1958 г. Книга так и не была издана, рукопись подарена авторами военно-историческому центру ТОВМИ им. Макарова "Морская душа" (руководитель центра Толстовой Л.Н.), которая любезно предоставила ее для размещения на сайте "Штурманская книжка".

Искренняя благодарность всем ветеранам флота, профессорско-преподавательскому составу ТОВВМУ, всем тем, кто поделился своими воспоминаниями, архивными материалами и откликнулся на просьбу принять участие в подготовке этого обобщенного материала.

Часть 1. У истоков
Глава 1. Осознанный выбор

Через двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны мы встретились во Владивостоке. Был сделан первый решительный шаг на пути служения флоту. Романтика, судьба, долг, в редких случаях – прагматизм, а иногда и случай привели нас на берега Тихого океана.
Выбор был сделан. И в основном глубоко осознанный. Не только потому, что нам надо было как-то определяться в жизни. Каждый из нас, придя на флот собственным путем, уже знал, что эта служба не только трудная, но и престижная и пользуется уважением. Большинство из нас твердо понимали, что наша служба необходима, мы осознавали ее общественную значимость. И каждый уж точно знал, что это начало большого пути. 45 лет спустя морская романтика для нас, уже ветеранов ВМФ, по-прежнему является определяющим фактором сделанного выбора в пользу ТОВВМУ.
Морская романтика позвала нас на флот, когда большенству не было и 17 лет. Для многих, главной причиной влияния на выбор непростого жизненного пути, явились примеры и советы родных, близких и знакомых людей. Это: отцы, старшие братья, знакомые – бывшие офицеры ВМФ, участники войны, выпускники и курсанты нашего училища. Очевидным является то, что это романтическое влечение было настолько сильным, что и сейчас мы отдаем ему предпочтение.
Свидетельством же того, что не все мы однозначно определяли свои жизненные перспективы в то время, является тот фактор, что некоторые будущие курсанты сделали свой выбор под впечатлением от встреч с представителями ТОВВМУ, специально выезжавшими для набора молодежи в училище. Или эти представители блестяще решали свои задачи, или наши сомнения были не столь уж велики. Истина, наверно, где-то посредине.
Характерно то, что в профессиональной ориентации будущих моряков-офицеров была заметной и роль литературы, кино, средств массовой информации.
В числе других показателей определяющую роль играли: беседы в военкоматах, отсутствие разнарядки для обучения в других училищах.
А вот семейные обстоятельства и условия жизни, которые в некоторых случаях способствовали принятию ответственного решения, были не значительными.
Что же было в основе нашего решения связать свою судьбу с морем, Военно-морским флотом, Вооруженными силами? Без опасения ошибиться, можно сказать, что идея ратного служения Отчизне имеет глубокие корни в нашем детстве.
Все дальше в памяти остаются воспоминания о суровых сороковых и пятидесятых, но не заживают и кровоточат рубцы памяти мальчишек военного и послевоенного периодов. На этом фоне взрослеют, мужает и формируется их мировоззрение. Все их детство заполнили война, послевоенное лихолетье и события связанные с ними. У большинства из них война отняла отцов, некоторые потеряли братьев и сестер.
Упорный труд становится неотъемлемой частью их напряженной и, вместе с тем, интересной жизни. Вопрос доступности образования для них не стоит, библиотеки перед ними открыты. Труд и учеба идут рядом. Они ходят в кино, на школьные вечера, влюбляются. И все чаще задумываются о выборе своего жизненного пути. Они все находятся в равном положении и имеют практически равные возможности.
Все дороги открыты перед ними. Встает вопрос: «Куда пойти учиться?». И, как правило, ответ всегда однозначный – в военное училище. После страшной войны, в которой решалась судьба всего народа, защита Родины была актуальной для каждого гражданина нашей страны. И в то время каждый, кто, в силу каких-либо даже не зависящих от него обстоятельств, не мог этого сделать, считался ущербным не только в глазах окружающих, но и был уязвлен собственным самолюбием.
Литература, кино, рассказы очевидцев, уроки донашивающих военную форму учителей возвратившихся с фронта, родственники, соседи – все было пронизано военной тематикой. И хотя каждый делал свой выбор, определял свой путь и судьбу, многие из нас устремились к морю, на флот.
Среди поступивших в ТОВВМУ были и те, кто вырос у моря, постоянно общался с военными моряками, любовался их красивой формой, наблюдал за кораблями и, естественно, проникался пониманием особенностей флотской службы. У них с самого раннего детства формировалось особое, флотское мироощущение.
Но преобладающее большинство приехавших поступать в училище было ранее рассеяно на огромном пространстве от Уральских гор до берегов Тихого океана. Причем многие из них родились и выросли в далеких деревнях и рабочих поселках, где море представлялось чем-то могучим, необозримым и фантастическим. Пытливый с детства ум жадно впитывал информацию из прочитанных книг К.Станюковича, Л.Соболева, просмотренных кинофильмов о героической обороне Севастополя, Одессы, о ратном пути прославленных российских адмиралов. Из рассказов фронтовиков мы узнавали о морской пехоте, наводившей ужас на фашистов, о несгибаемой морской душе.

Вот в далекую, глухую деревушку на побывку приехал матрос. А как на него заглядываются знакомые девушки! Молодая кровь бурлит, и та, в которую он влюблен, не сводит с него восхищенных глаз. И тебе вдруг захотелось быть на его месте, быть таким же неотразимым и желанным в ее глазах и сердце. Набитый до отказа деревенский клуб, за стенами которого непролазная грязь и глухая тайга. Перед тобой на экране блестящий морской офицер, талантливо сыгранный М.Кузнецовым. Он стоит на мостике прекрасного и могучего военного корабля. И так мастерски он командует, и все беспрекословно действуют по его командам, и все у него так ладно получается… А ты в своем юношеском воображении уже видишь себя точно таким же. Остается только собрать вещички и ехать во Владивосток – там твое славное будущее!
Вот тот же старший брат, отслужив на флоте, приезжает домой. И ты примеряешь его суконку, брюки клеш. Да и полинялый гюйс тебе к лицу. А его рассказы о Владивостоке, кораблях, море, легендарном адмирале Н.Г.Кузнецове… Но он вовсе не советует тебе быть морским офицером: не так уж сладка его доля. А за красивым внешним антуражем скрывается труд, нелегкий, полный невзгод, опасностей и серых повседневных будней, так несвойственных картине, нарисованной твоим юношеским воображением и морской романтикой. Но трудности есть везде и здесь - вдали от моря, серые будни и здесь сопровождают тебя, твою семью, родственников, соседей и знакомых, они свойственны любой профессии.
Поэтому решение о выборе нелегкой профессии морского офицера крепнет изо дня в день. Более того, оно принимает конкретную направленность в выборе училища. Итак, Владивосток далекий, и в то же время близкий, по меркам нашей страны, город на берегу Тихого океана.

Подобные решения зрели не только в далеких от основных транспортных артерий страны деревнях, поселках и маленьких городках. Транссибирская магистраль с непрерывным движением поездов поставляла огромный информационный материал о море, морской профессии, непосредственно о ТОВВМУ. Тем более, что преподаватели этого училища ежегодно разъезжали по областным и краевым городам, расположенным на огромных пространствах Дальнего Востока, Сибири и Урала. За Уралом перед молодежью выступали эмиссары основных европейских училищ. Так постепенно вызревал и формировался контингент сначала абитуриентов, а затем и курсантов ТОВВМУ, будущих офицеров флота.
Можно смело предположить, что если не каждый, то большинство из нас все это пережили. Конечно, если бы можно было получить такие воспоминания от каждого, то богатства событий и необычности ситуаций было бы гораздо больше.
Многие из нас родились и призывались в основном из Зауралья. А училище комплектовалось практически полностью из регионов от Урала до Дальнего Востока. Единицы абитуриентов приезжали поступать в училище из Европейской части СССР. В целом же, учитывая, что миграционные процессы во времена нашего детства и юношества были не столь значительными как сейчас, можно допустить, что место рождения чаще всего совпадало и с местом жительства перед поступлением в училище. Хотя однозначно можно считать, что такое допущение нельзя отнести к тем, кто вырос в семьях военнослужащих. География мест рождения наших сослуживцев по училищу охватывает в основном территорию Сибири, и те регионы, которые были базовыми для комплектования училища. В основном это были городские жители. Следует обратить внимание, что здесь речь идет о поступивших в училище. Поэтому процент представителей городской молодежи среди курсантов был выше по объективным причинам: поскольку уровень общеобразовательной подготовки выпускников городских школ заметно выше, чем сельских. К сожалению, это беда не только выпускников этих школ, это глобальная проблема всей страны, в целом, которая существует и ныне.
Можно смело утверждать, что в июне-июле 1965 г. во Владивосток съехались не менее полутора тысяч (до 8 человек на место, как утверждают обладающие надежной памятью участники тех событий). И путь их был неблизкий, а перспективы, хотя и заманчивы, но туманны, как в переносном, так и в прямом смысле.
 
Определяющее влияние на выбор детьми своего жизненного пути оказывает семья, родные и близкие люди. Наши родители серьезно не препятствовали нашему выбору, более того, они поддержали такой выбор или с уважением отнеслись к нему. Они могли гордиться нашим выбором, как и мы, в свою очередь, гордились их трудовыми и боевыми делами.
Роль отца в выборе профессии сыновьями часто бывает определяющей, но мать может воспротивиться, помешать или отговорить сына: ведь выбирал он военную судьбу в то время, когда еще не утихла боль утрат Великой Отечественной войны, а родители твердо знали, что сыновья идут не только для участия в парадах, а учиться воевать. И матери наши подтвердили правоту слов адмирала С.О.Макарова, сказанных им еще в последней четверти Х1Х века: «…Русская женщина дает в ряды армии и флота материал, вполне пригодный для войны; люди эти привычны к труду, выносливости и послушанию…»
Не к войне, а к жизни они нас готовили, но наш выбор приняли достойно.