Детские исповеди-2. Отец и хуторяне

Николай Боев
***
        "К тебе, Лизавета,
        Я скоро приеду,
        По весне, когда растает снег!"
           (Из песни военных лет)

В сорок пятом году,
         в первых числах апреля,
Седым, но живым,
         мой отец возвратился домой,
Оглушённые счастьем,
         в ту ночь они с матерью пели,
Омывая в слезах
         свой подарок судьбы фронтовой.

Долго мерить пришлось
         путь солдатский шагами,
От Москвы и Орла
         до неблизкой желанной Победы,
А когда разорвался
         фугас у него под ногами,
Он сумел прошептать лишь:
         "...К тебе я приеду..!"

Приходили друзья,
         обнимались, дымили махоркой,
Поминали погибших
         в боях на различных фронтах,
Тех, кто с ними делился
         последней оставшейся коркой,
А домой возвратиться
         они смогут теперь лишь во снах.

Этот день в моей памяти
         стал словно веха,
Себя помню с неё,
         её светом весенним живу,
С той поры никогда
         не слыхал я счастливее смеха,
Чем у Мамы моей,
         подпевающей песню Отцу.

Пусть проходят года,
         не сдержать скоротечное время,
Дух Победной весны
         навсегда поселился во мне,
Рядом с клятвой отца,
         прозвучавшей на подступах к Вене:
"К тебе я приеду
         на горячем боевом коне!"
   
          Родившийся в последний год 19-го века, рано осиротевший и оставшийся совсем один на свете, мой отец Кузьма Гордеевич, всей дальнейшей жизнью был обязан своему дяде Феде, справному и работящему мужику, мастеру на все руки. Не было такой работы, с которой мой двоюродный дед Федя, по прозвищу "Лапшак", не мог бы управиться. Он умел плотничать, дубить кожи и шить из них шубы и тачать сапоги, управляться с ветряком, который  построил сам  и которым он чрезмерно гордился, ухаживать за животными и пчелами, разводить сад и стричь овец, а потом свалять валенки из волны. Дед  знал землю по всей округе.  По только  одному ему известным приметам  определял сроки сева и начала жатвы. Он умел искусно  выводить  скирды соломы или сена,  а крыши хат крыть с таким мастерством, что не страшны были им никакие дожди или ветры. В таких избах было зимой тепло, а летом прохладно. Он был хорошим печником,  не имея себе равных  в отделке сводов и комоней - лицевой части этого чуда-сооружения, соединяющей загнетку с основным дымоходом.
         
Одним словом, в доме такого вот родственника приютили сироту.
По мере взросления отца, его отношения с дядей не всегда складывались ровно. Строгость старшего во всем и вольность племянника в отдельных делах нередко приводили их к стычкам и размолвкам.

В конце концов, отец ушёл в батраки к одному из местных богатеев и, таким образом, начал самостоятельную жизнь.

Через какое-то время подоспели революция, большевистский переворот, гражданская война. 

Женившись на моей маме, девушке серьезной и работящей, из небогатой, но пользующейся доброй славой в округе, семьи и, не успев еще как следует походить в молодоженах, отец был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию.   

О тех временах, потом, после Великой Отечественной войны, когда я чуть подрос, в семье как-то мало рассказывалось. Видимо последние великие битвы надолго затмили то, как казалось, далёкое время.

Со слов отца, я знал только, что ему пришлось служить красноармейцем, какое-то время участвовать в боях с бандами на Тамбовщине и в других соседних губерниях.

Демобилизация его пришла неожиданно. Как сознательного красноармейца и представителя беднейших слоев трудового крестьянства, но имевшего солидное по тому времени образование в объеме четырёх классов ЦПШ (церковно-приходской школы), его направили по месту призыва для организации работы по созданию первых сельскохозяйственных коммун. 
         
Как память о том времени, в  домах некоторых его детей,  до сего времени хранятся портреты молодого отца в красноармейской форме и под стать ему, тоже ещё молодой, мамы.

Иногда, в самые торжественные моменты раздавалась песня "К тебе Лизавета я скоро приеду…", которую любил распевать отец в дни праздников или в других беспричинных случаях веселого застолья.
         
Я всегда любил своего отца, хотя он в обыденной жизни  редко проявлял видимые признаки своего расположения к нам, мальцам. Зато, когда он бывал навеселе от принятой дозы самогонки или "сургучевки" (казённая водка), мы все - многочисленная ребятня, сразу превращались в его самый "любимый Китай". Поскольку детей у них с матерью было много, он так  и называл нас - "мой Китай" или "мои китаята".

Не проявляя в обыденности ласки и мягкости, считая это баловством и ненужной блажью, в эти моменты отец становился добрым и веселым, любил похвастаться перед всеми, мол, какие у него умные и хорошие дети, все богатыри и передовики в учебе и работе.
         
К исходу второго десятилетия ХХ века, а точнее весной 1929 года настал момент, когда на общей сходке села Шевелево было решено выходить на хутора всем, кто пожелает получить землю на дальних наделах.
Так в том году и появился хутор Платоновка, расположенный в семи километрах от центрального села Шевелёво, у самой опушки Платоновского леса.
         
Среди крестьян-пионеров, пожелавших выйти на выселки, первым числился мой отец, впоследствии бессменный председатель коммуны, а затем и небольшого, на полсотни дворов, колхоза "Красный партизан". За ним, несмотря на некоторую холодность в отношениях, решился дед Федя, а потом потянулись и другие: оба брата Епишевы - Андрей и Гриша, а в быту -  Ковали: Дюшака и Гришака, большие семьи Лествянских, Грачей, Милениных, Пахомовых, Азякиных, Трошиных, деда Вербочки и многих других хуторян, чьи генеалогические дерева были вырублены позднее,  у кого - в годы грянувших диких раскулачиваний, у кого - во времена беспощадного голода, то ли войн.

Свой хутор и всё его население я стал познавать довольно рано, года этак в три, с того момента, когда вернулся домой с войны мой отец, а это был апрель 1945 года. Я помню лишь, как однажды, проснулся среди ночи от необычного шумного разговора в хате, разбивавшегося  на разно тембровые голоса: хрипловатые от табака-самосада и выпитой самогонки - мужиков, и неестественно веселые, даже несколько истеричные - женщин.

Из-за занавески, отгораживавшей большую комнату и чуланчик-спальню,  был виден профиль совершенно незнакомого мне человека, довольно рослого, загорелого и с черными усами мужчины, сидевшего спиной к входной двери на стуле-венке.

Рядом, по правую руку от него, на лавке, повернувшись всем лицом  к незнакомцу, сидела мама. Лицо её сияло, все морщинки куда-то исчезли, белый платок сбился назад и держался на уложенных в пучок, волосах. Она поминутно дотрагивалась своими истомившимися ладонями  то до плеча сидящего рядом с ней в нательной рубахе человека, то изредка, украдкой, касалась его слегка посеребренного сединой  волнистого чуба.
         
Ступив на прохладный земляной пол, я осторожно выглянул из чулана. Далее вдоль стола сидели все знакомые мне люди: закадычный друг моего отца дядя Матвей, по прозвищу "Силай", его жена тетка Хритинья, дядя Яша с моей крестной, теткой Катей, тетя Нюша, а также мои  старшие братья и сестры: Сергей, Иван, Аня, Оля, Маруся, Клавочка.  Даже Витька, который на два с половиной года старше меня, и тот умудрился притулиться за столом. Получается – один я проспал какое-то важное событие. Когда я наконец  решился выйти из-за занавески, меня сразу заметила мама; она быстро вскочила на ноги и, подхватив меня на руки, начала демонстрировать этому усатому дяде, а мне приговаривать, что вот мол это твой папка с войны вернулся. Отец повернулся на стуле, взял меня на руки и прижал к своей колючей небритой щеке. От неожиданности и непривычки, от сознания того, что вот этот усатый и незнакомый дядька, он и есть мой отец, я опешил, а потом заорал благим  криком. За столом все смеялись, счастливая мама снова подхватила меня на руки и прижала к своей теплой груди.

Постепенно внимание компании начало переключаться на другие темы, все обо мне забыли, и я стал потихоньку и внимательно рассматривать это чудо – своего отца. С той памятной весенней ночи пришло ощущение, что я стал сильнее, теперь у меня есть папка, отец, не так как у других ребят: Илюшки, Шурика, Витьки Тараса, Верки Лапшаковой.  Хотя я все еще его побаивался, никак не решался называть его папой, потому что было непривычно и стеснительно, но в то же время душой я уже ощущал зарождавшееся счастье, пока неосознанное и наивное.

Детской душой я чувствовал, что рядом с мамой - моей крепостью и заступой, теперь появился такой же родной мне человек, которого я пока, как Боженьку, - боюсь и люблю одновременно.

Мне хватило бы даже одного того, что с возвращением с войны отца, очень заметно преобразилась мама. Она повеселела, глаза её светились еще более глубоким добром и лаской. 
Несмотря на повальную бедность  и переживаемые послевоенные трудности,  в нашей хате все чаще стали звучать песни, а иногда с подачи весельчака и заводилы дяди Яши, её младшего свояка, дело доходило даже до «скачек», всеобщей любимой «лелёшной-хороводной", заканчивавшейся иногда такими   ярыми притопываниями с залезанием на скамейки, что казалось, вот и разнесут вдребезги нашу старенькую хатёнку.

Люди, видимо, не верили, что наконец-то закончилась эта проклятая и такая долгая война, что кому-то из мужиков выпало такое великое счастье - не погибнуть и живым возвратиться домой.
         
Постепенно я стал привыкать к чувству полноты и стабильности моей мальчишеской жизни, в центре которой, конечно же, находился отец.
         
Иногда, проснувшись рано утром и выйдя на крыльцо дома, чтобы выполнить просьбу мамы и позвать отца к столу, потому что уже был готов завтрак, я издали окликал его с дрожью в голосе: "Эй, иди завтракать", и тут же прятался в сенцы.

Отец откладывал на время свою работу в саду, неспешно подходил к стоявшей под разлапистой яблоней и наполненной водой кадушке, ополаскивал руки, а затем, войдя в кухню, садился на стоявший в торце стола стул с плетёной спинкой.
Он брал меня на руки, сажал на колено сложенных одна на другую ног и принимался расспрашивать про мои неотложные дела.
         
Жизнь с отцом на хуторе пошла по своему сценарию.
         
Впереди всех нас ждало немало тяжёлых испытаний, жесточайшие засухи и неурожаи, эпидемии тифа и голод. Но в силу своего малолетства я ещё не мог представить и понять такого лиха;  пока мне всё рисовалось в розовом цвете, а самым ценным и великим приобретением было возвращение со страшной войны моего отца, образ которого  вдруг, в одночасье,  заполнил до краёв всю мою детскую душу привязанностью и любовью.

Может быть, благодаря этим новым чувствам, мне потом удалось  выжить, а позднее и решить более серьёзную задачу – определить главную стезю всей своей жизни.