Чудо-юдо

Юрий Жёлтышев
            ЧУДО-ЮДО

          Юрий Желтышев

            Ни одна рыбалка не обходится без приключений. Но время от времени случаются такие  удивительные события, которые запоминаются на всю жизнь. Позже, когда вспоминаешь об этих невероятных случаях, они обрастают какими-то новыми подробностями, словом, становятся легендой, так что диву даешься, – неужели это было  на самом деле? 

     Случай, о котором я хочу рассказать, произошел на летних каникулах на Кубани – в таком далеком и таком близком детстве. Случилось это так давно, что я уже и не припомню, сколько же мне было лет?- восемь? десять? Но воспоминание осталось таким ярким, что я вижу этот день, словно он был вчера.

    Вижу, как мы втроем – с отцом и братом -  спускаемся вниз  по станичной улице –к реке. Задиристые хозяйские гуси шипят и норовят нас ущипнуть, но мы храбро шагаем через их стаю. Да и могут ли они нас напугать? В тот раз мы твердо решили поймать большую-пребольшую рыбу. Возможно, карпа или еще какого-нибудь сазана - дебазана. Для этого мы взяли собой свежедавленой макухи, принесенной дедушкой с маслобойки – пахучей и рассыпчатой. Накопали в зарослях хрена за поросятником  огромных черных червей - «хробаков». И – самое главное! – я оборудовал самую что ни на есть современную удочку – поставил «гэдээровскую» леску «радуга», привезенную отцом из Москвы, иностранный крючок бронзового цвета и новый поплавок – гусиное перо. Одним словом, мы были готовы к поклевке любого самого-пресамого «гравитана». Пусть только клюнет это чудище – мы уж как-нибудь  с ним справимся!

   «Червей не жалеть! – бросил лозунг отец.- На мелочишку не размениваться!»
  И мы приступили к ловле. Ловили мы как обычно у моста, под ним вода переливалась через небольшую запруду. Белобрысые станичные пацаны облепили перила моста, на «великах» прикатили наблюдатели и болельщики, которые валялись и сидели в траве. Они комментировали каждую поклевку.
  - Потягло, потягло – тягны! – кричали они. Или: - Тюю, прогавыв. раззява!

   Но мы не обращали на их реплики никакого внимания. Мы были настроены на большую рыбу, нас не устраивала ловля маленьких красноперок и окунишек у самых перил моста. Поэтому я отошел от моста вправо, забросил подальше за границу ряски и смотрел как мой гусиный поплавок медленно и торжественно плывет вдоль зарослей. Один из сельских  пацанов, дурачась, дрыгал пред жабой нацепленным на крючок кусочком зеленого листка. На какую-то минутку я отвлекся, а когда снова взглянул на поплавок – поплавка не было! Он исчез в пучине!

  - Тягни, тягны! - заволновались «комментаторы» за спиной.
   Я подсек…И сразу  почувствовал, что зацепил что-то Невероятное! Невообразимое! Чудовищное!    ОНО тяжело и уверенно тянуло в глубину, время от времени ворочалось так, что  удочка согнулась в дугу, а леска звенела на пределе! Случилось то, чего я ждал и чего так боялся! У меня потемнело в глазах:  я чувствовал, что вот-вот Его упущу!   - На помощь! – заорал я, едва удерживая удочку в руках.

   Отец и брат бросились ко мне. Но чем они могли помочь?
   -  Юрик, води на кругах! Не дай ему уйти в камыши! – воодушевлял меня отец.- Это что такое! Врешь – не уйдешь! Утомляй, утомляй его!
  Но тут уже  было непонятно – кто кого утомляет. Через пять минут я покрылся испариной, с носа свесилась предательская «каплющка».

  - Юрик, давай удочку сюда! – приказал мне отец.- Давай, а то уйдет!
  Но я замотал головой: - Нет, я сам!
           Терпение и настойчивость сделали свое дело: в конце концов мне удалось поднять чудище со дна. Из пучины вод медленно высунулась жуткая змеиная голова с разинутой пастью…

    _ Змиюка! Змиюка! Риж жилку! – заорали пацаны в испуге. – Ты дывы, шо воно таке? 
   Вслед за черной змеиной головой показались две страшные когтистые лапы и круглый, как щит, панцирь. На крючке у меня сидело настоящее Чудо–Юдо – огромная  старая болотная черепаха. Она тяжело ворочала своими страшными лапами, но сделать ничего не могла – иностранный крючок и леска «радуга» держали крепко. С большим трудом мне удалось подтянуть «чудище» к берегу.

   Никто не решился схватить Чуду-Юду. В конце концов отец исхитрился и перевернул черепаху на спину. Оказалось, что у чудища панцирь был даже на брюхе – красивая желтая кость с разводами.

    Нечего было и думать вынуть крючок у черепахи из пасти – вся ее пасть была усажена мелкими острыми зубами. Пришлось обрезать крючок. Мы посовещались с отцом. Действительно, что делать – отпустить ее с крючком во рту? Негуманно!
 
  И мы решили забрать Чуду-Юду домой, чтоб дома освободить ее от крючка. Наше шествие по станице произвело переполох. Пацаны бежали за нами почетным эскортом. Хозяйки с детьми выглядывали из-за плетней. Тяжеленное Чудо-Юдо мы несли попеременно с братом. Черепаха не сопротивлялась, втянув  голову в панцирь, словно понимала, куда и зачем ее несут.

   Дома мы показали свой трофей дедушке Саше. Он открыл пасть Чуде и при помощи круглогубцев вынул крючок. Мы стали держать совет, что делать дальше?
 Конечно, надо отпустить Чуду-Юду восвояси.

  - Парни! – сказал отец.- Черепахи живут сто лет! Предлагаю написать письмо потомкам, вложить в гильзу и закрепить у нее на панцире.
  Так мы и сделали. Просверлили небольшое отверстие с краю панциря черепахи, прикрепили под ним маленькую заклепанную патронную гильзу. В гильзе была записка: « Уважаемые потомки! Черепаха поймана такого-то числа в реке Челбас. Сообщите о ее поимке по адресу; станица Старолеушковская, улица Первомайская, дом 5. Не обижайте ее!»

   На следующий день мы торжественно отпустили черепаху в том месте, где она была поймана. Отец сфотографировал этот «исторический момент».
   Где ты сейчас, Чудо-Юдо? Вспоминаешь ли ты про нас? Надеемся, с тобой все в порядке. Черепахи живут долго – возможно, все сто лет. А, возможно, и больше.
Сколько именно – на этот счет у ученых пока нет единого мнения.


28.11.2007

На фото:  «Исторический» кадр, заснятый отцом. Мы выпускаем Чудо-Юдо.