Зеленый Сфинкс

Сергей Дерябин
Снимок автора.

Дерябин С.А.

ЗЕЛЕНЫЙ СФИНКС

   Так уж сложилось в практике изучения паранормальных явлений, что в
разряд фактов, относящихся к этой области, принято записывать почти исключительно запредельные, феерические феномены. То есть, такие явления, которые ну никак, ни каким краем не втискиваются в каноны законов классической физики или психологии. Иначе у официальной науки будет повод эти сообщения с легким сердцем отвергнуть и в статусе аномальности выявленным фактам отказать. А вот, скажем, разверзлись небеса, и в сиянии бортовых огней над городом промчался галактический корабль; неведомые существа распугали публику на пляже; или, например, работники милиции засвидетельствовали в квартире хоровод посуды вокруг лампочки – тут уж деваться некуда, такие показания нужно хотя бы зафиксировать. Да и то, неплохо бы этих свидетелей прежде осмеять в надежде, что они устыдятся и от своих показаний откажутся. Впрочем, можно и вообще никак не реагировать до поры до времени – авось рассосется как-нибудь.

   Вообще говоря, феерические чудеса, без сомнения, случаются и даже автор этих строк тому свидетель. Беда только в том, что изучать эти феномены практически невозможно по причине их случайности и неповторимости. Ну, установишь камеры и анализаторы в районе пролета НЛО, а дальше что – сидеть и ждать повторного визита?

  И хотя без исследований «феноменов» не обойтись, все же рискну предположить, что наиболее плодотворным методологическим подходом в изучении мира Аномального является выявление и анализ так называемых замаскированных аномальных явлений, проявляющихся в череде обыденных событий неоднозначно и неявно. Как правило, именно эти явления обладают ценнейшим свойством прогнозируемой повторяемости, а то и просто непрерывности действия. Не следует, конечно, обольщаться доступностью подобного выявления. Только длительные наблюдения, сопоставления и аналитические размышления позволят добросовестному наблюдателю, способному отделять желаемое от действительного, обнаружить однажды в потоке обыденного мерцающее сияние Тайны. Или хотя бы «запах серы», по словам Экселенца из замечательной повести братьев Стругацких «Жук в муравейнике».

   Я не могу отнести себя к слишком удачливым охотникам за таинственными явлениями, однако в копилке моих жизненных наблюдений найдется кое-что интересное, чем я и рискну поделиться с читателями.

   Моим любимым занятием с детства были и остаются по сей день прогулки по нашим замечательным калужским лесам. Грибы, ягоды, орехи, пьянящий воздух, настоянный на лесных ароматах, потрясающая красота самого леса образуют то пленительное очарование, которое заставляет тебя окунаться в него снова и снова. Однако мои лесные прогулки неизменно сопровождало еще одно какое-то трудно передаваемое, почти неуловимое чувство. Я долго не мог разобраться в своих ощущениях, пока, наконец, не смог сформулировать их: лес живет своей тайной, внутренней жизнью и ощущает мое присутствие, причем, не только на уровне каждого отдельного дерева или травинки, но и как большой единый организм. Что самое интересное, если человеку что-то и нужно от леса, то и лес не прочь извлечь из этого визита какую-то свою, непонятную для человеческого сознания выгоду.

  А вот цель человеческого появления при этом лесом распознается сразу. Например, визитеры с топорами и мотопилами заставляют лесной мега-организм цепенеть от ужаса, отчего даже наблюдается трепетание листьев обреченного дерева.
  Ну, а одиночные пришельцы сразу оказываются объектами определенного воздействия.

  Впрочем, одни лишь собственные ощущения и эмоции мало чего стоят для других людей. Тут уж нужно что-то конкретное читателю предоставить, «улики», так сказать. Об этом, собственно, я и хочу вести речь. Однако необходимо сказать еще несколько вводных слов.

  В последние годы установлено, что корни растений, составляющих лес, сращиваются между собой, образуя общую сеть, по которой происходит не только перераспределение питательных веществ для поддержания жизнедеятельности ослабленных растений, но и, что очень важно, энергоинформационный обмен. В пользу последнего предположения говорит удивительное открытие, сделанное не так давно в африканской саванне. Когда стадо антилоп набредает на заросли акации и начинает поедать листья какого либо куста, все остальные кусты начинают вырабатывать особый фермент, благодаря которому клетчатка акации становится несъедобной. Налицо защитная реакция, свойственная живым организмам, наделенным органами чувств и достаточно сложным аналитическим аппаратом, которых у растения не может быть по определению. Отсюда сам собой напрашивается вывод о том, что этой функцией обладает достаточно обширная система растений. Не беря на себя смелость путаться под ногами у признанных авторитетов, занимающихся изучением энергоинформационных процессов в природе, хотелось бы лишь добавить кое-какие факты по некоторым еще не затронутым аспектам этой темы.

   Наблюдение первое. Когда попадаешь в незнакомый, а, зачастую, даже в знакомый лес, стоит тебе сойти со знакомой тропинки, то в скором времени начинаешь теряешь ориентировку. Это факт общеизвестный. Но вот что странно (и это подтвердили почти все мои собеседники). Потеря ориентировки выражается не только в том, что человек перестает понимать, куда ему идти, – это было бы еще пол беды – но и в том, что у него возникает стойкое, почти маниакальное желание идти в определенном направлении. А вот ощущение направления это в отсутствии узнаваемых ориентиров – неизменно оказывается ложным. По этой причине я давно установил для себя железное правило: идешь в лес, бери с собой компас. Непременно! Впрочем, явление лесного блуждания на Руси давно известное и объяснение всегда имело простое: «леший кружит». И все дела. Но с современных позиций мы на данную чертовщину можем и должны взглянуть с более содержательной точки зрения. Однако продолжим.

   Так вот, это лесное коварство проявляется, как я уже сказал, с завидным постоянством, и от настроя посетителя зависит только продолжительность наваждения. Получив первоначальный ложный импульс, человек начинает двигаться вглубь леса, затем траектория движения начинает искривляться, пока не превратится в замкнутую кривую. По ней он начинает с паническими чертыханиями кружить по лесу и чем больше отрицательных эмоций от человека исходит, тем больше он этих кругов и «нарезает». Конечно, искривление траектории можно объяснить разностью длины шагов в отсутствии ориентации, однако как объяснить удивительное свойство неизменного возвращения в одно и то же место? Это может показаться смешным, но даже солнце, просвечивающее сквозь ветки, в ситуации, когда ты твердо знаешь, на какую сторону света тебе нужно выбираться, почему-то совсем не помогает, А уж мысль вглядываться в мох на стволах, кажется и вовсе никчемной. Однако в определенный момент круг блуждания размыкается, и бедолага оказывается на какой-нибудь тропинке, которая куда-нибудь из леса да и выведет. Даже имея компас на руках, мне не раз приходилось садиться на поваленное дерево и, преодолевая наваждение, просто заставлять себя поверить компасной стрелке и от собственного ощущения направления отказаться.

   Возникает законный вопрос: в чем тут дело? С полной исчерпывающей полнотой на него, конечно, ответить невозможно. Однако главная догадка, на мой взгляд, что называется, со страшной силой напрашиваются сам собой. И заключается она в том, что лесу очень необходимо твое эмоциональное напряжение. А потому, заманивая свою жертву на «круг блуждания», энергетическую эманацию этого напряжения он с успехом и извлекает.

   Впрочем, было бы несправедливым приписывать лесу одни лишь «хулиганские» проявления. Если путник достойно и без гнева вытерпит лесные проказы, то дальнейшее пребывание в «зеленом храме» может быть вознаграждено приятными сюрпризами, которые зачастую очень трудно объяснить обыкновенной удачливостью или терпеливой внимательностью. Вот, например, в пору, когда урожай грибов оказывается очень слабым, со мной почти каждое такое посещение леса сопровождается одинаковым приятным происшествием. Когда я бреду по лесу в поисках грибов и начинаю расстраиваться долгим отсутствием добычи, то вскоре на первой же прогалинке или опушке прямо передо мной оказывается великолепный гриб, а то и целая семейка лесных красавцев. Причем, что удивительно, неизменно либо точно перед ногами, либо справа от подошвы, но не более чем в двадцати сантиметрах. Это приключение , хоть и приятное, вряд ли могло бы претендовать на звание исключительного, если бы не одно обстоятельство. Когда я ставлю корзинку рядом с лесным подарком и начинаю обследовать кромку (опушку, прогалинку) влево и вправо, то на всей доступной ее протяженности уже больше ничего не нахожу. Ничего! Как будто мне дан ясный и недвусмысленный знак о неслучайности этого события. Оговорюсь сразу, такой знак имеет место только при почти полном отсутствии в лесу грибного урожая на данный день. При грибном изобилии о подобных знаках говорить уже не приходится. По крайней мере, о таких, которые можно как-то выделить.

   Грибы. Это, друзья мои – особая, пикантная тема. Окутанные вековыми народными поверьями эти странные существа - то ли растения, то ли животные - и по ныне будоражат воображения своими таинственными свойствами. Например, с чем связана их особенность менять в разные годы свои вкусовые качества в очень широких пределах? Или феноменальная способность взламывать своими шляпками любой слой асфальта над собой? А способность чувствовать высоту травы в разных частях леса и не возвышаться над верхушками даже очень низких стеблей, в некоторых случаях буквально распластываясь по земле? Впрочем, подобные странности, будучи еще не вполне изученными, вполне могут быть объяснены в будущем вполне прозаическими причинами. Однако у грибного царства есть свойства столь загадочные, что пока не поддаются не только объяснению, но и не выявлены-то в полной мере.

   Грибница, будучи неотъемлемой частью лесной корневой мега-системы, производит выброс плодовых тел (грибы, которые мы наблюдаем и собираем) весьма разнообразным и не вполне предсказуемым образом. Тут видимо уместно отметить, что речь нужно вести не столько о проявлениях собственно грибницы, сколько об отправлении определенных функций леса вообще. Об одной из таинственных функций - суггестивной, то есть способности внушения в человеческое сознание ложного убеждения, я уже упомянул. Но нельзя не остановиться и на некоторых других особенностях, не менее мистических. Масса фактов дают основание утверждать, что грибница или лес в целом обладают просто запредельные для понимания свойства, связанными с так называемой телепортацией, которая, кстати, в последнее время подозревается например за  муравьями Атта. На чем основано столь мое предположение?

   Наблюдение второе. При поиске грибов не только мной, но и многими другими людьми замечена любопытная особенность: возможность повторного, а иной раз неоднократного сбора на одном и том же месте. В начале октября 1987 года в одном из лесных вояжей глухая лесная дорога вывела меня в совершенно незнакомую лесную чащу. Занятый своими мыслями, я не сразу сообразил, что ноги сами собой направили меня от обочины дороги к какой-то малоприметной полянке, которых много повстречалось на пути, но вот понесло меня почему-то именно к этой. К чему бы это? И тут же получил ответ. Под ближайшей сосной меня поджидали два красавца боровика. Срезав их, я привычно стал обшаривать окрестности – не попадется ли еще что-нибудь? Пусто. Не ахти, конечно, но – ладно. Потопал дальше. Через полтора часа, возвращаясь не солоно хлебавши по этой же дороге, я вновь поравнялся с гостеприимной поляной. Ни на что не надеясь, вновь свернул к знакомым деревьям и обомлел. На небольшом клочке мшистого пространства как на параде красовались уже десять статных «белогвардейцев». Как, за неполных два часа полянка пятидневными грибами успела обрасти!? Ведь первый раз я же на совесть все обшарил, не мог я такую красоту проглядеть. Да и к тому же в таком случае я их просто ногами посшибал бы! В последующем подобные истории, хотя и не столь эффектным образом со мной происходили еще неоднократно. И, что самое главное, не только со мной. Один мой хороший приятель, человек серьезный и основательный, поведал мне свой подобный случай. Так вот, его однажды угораздило собрать более сотни (!) белых грибов на участке в пять на тридцать метров. И опять же, не сразу, а в процессе многократных доскональных прочесываний вдоль и поперек этой «скатерти-самобранки», с последующими возвращениями и новыми поисками. И каждый раз, как бы потешаясь над его здравым смыслом, грибы появлялись вновь и вновь. Кстати, на эту тему очень уместно будет привести и другую, просто завораживающую историю, рассказанную Егором Архипповым в видеосюжете под названием "Странный случай на грибалке" (https://www.youtube.com/watch?v=W3iuBKybv44), что недавно я нашел в интернете. После просмотра этого ролика у меня уже мало осталось сомнений в реальном существовании феномена многократного появления грибов. А вскоре я получил к сему (по-крайне мере для себя) уже просто "железобетонное" доказательство.   
   Настал день, когда мне удалось подглядеть сам процесс этого грибного беспредела. Найдя большой белый гриб, я не спеша устроился рядом и стал неотрывно всматриваться в матово блестящую шляпку лесного красавца. Не прошло и двадцати секунд, как в боковом поле моего зрения как на фотографии в ванночке с проявителем стали появляться силуэты еще нескольких грибов! И не каких-то фантомов, а самых настоящих, в восхитительной упругой плоти, белых грибов с толстыми, загорелыми ножками. Такие вот дела.

   Наш лес способен и на другие штучки. Вот, скажем, случай, произошедший со мной в том же 1987году, правда, уже совсем в другой стороне. Пасмурным сентябрьским днем почему-то понесло меня в ту сторону своего любимого Желябужского леса, куда я заглядывал крайне редко. Толку от этой затеи оказалось мало, грибов там почти не оказалось, за исключением традиционного подарка в виде семейства подберезовиков одиноко красовавшегося на опушке длиннющей поляны, которую я добросовестно обследовал и кроме «подарка» как всегда ничего не нашел. Времени оставалось в обрез, и я не мешкая направился на станцию Желябужская. На подходе к ней я заметил, что стрелка компаса начала все чаще заклинивать, пока не застряла окончательно. В довершении всего остановились часы и разболелась голова. А тут и пасмурная серость сгустилась - в общем, ориентировка потерялась начисто. Какое-то время я пытался ее восстановить, но тут послышался гудок моего поезда, прибывающего на станцию, и стало очевидно, что вовремя вернуться домой мне уже не светит. К тому же из-за проблем с правым ухом я давно уже утратил способность определять направление источников звуков. Да пропади оно все пропадом! До следующего «дизеля» еще три часа, выбраться из леса еще успею, и мне ничего не оставалось, как довериться внутреннему ощущению нужного направления и попытаться выбраться хотя бы к какой-нибудь ближайшей станции. Впрочем, ничего страшного, в сущности, мне не грозило – тропинка какая-нибудь в конце концов должна встретиться, а там уж «дело техники». Уже через несколько сот метров я оказался в совершенно незнакомом лесу, продвигался без всяких эмоций, как во сне. Мгла сгустилась почти до темноты, но очень скоро стало стремительно светлеть и я оказался на краю незнакомого поля, с проселочной дорогой посредине. По дороге какие-то люди торопливо шли в одну сторону, за ними поплелся и я. Вскоре показалась платформа железнодорожной остановки, в которой я узнал платформу Фелисово. Ничего себе – это я два перегона отмахал! Когда это я успел? Но настоящее потрясение ждало меня через три минуты, когда к платформе подкатил пассажирский состав, оказавшийся поездом на который я ОПОЗДАЛ на станции Желябужская! Ну, лес, ну молодчага – одарил юморным сюрпризом просто королевским! Правда, тот же Желябужский лес неоднократно проделывал со мной штучки противоположного свойства, когда я продвигался в чаще по верному азимуту, даже пользовался вроде бы знакомыми тропинками и, тем не менее, путь оказывался раза в два длиннее ожидаемого. Ладно, на старых друзей по пустякам не обижаются.

   И еще много чего приключалось со мной в лесу. Хотя странности эти не столь уж впечатляющи по своему проявлению, однако вполне могут оказаться краешком Тайны, скрывающей под своим невидимым покровом и НЛО, и полтергейст, порталы в иную реальность и т. д. и т.п. Ибо важна в данном случае не фееричность, а невозможность привязки определенных обстоятельств к «нормальным» причинам. Вот, например, как объяснить, что ни с того ни с сего между совершенно неприметными деревьями на тебя вдруг накатывается густое облако озона с его резким характерным запахом? И не в низине какой-нибудь, и не на поляне! К тому же если происходит это ранним октябрьским утром, когда солнце еще только проглядывает среди ветвей, а под ногами хрустит ледок первых заморозков. Тут и солнечная активность получается как бы ни причем. А в другой раз тебя неожиданно окружает облако совершенно иного запаха, как будто кто-то разлил под ногами пузырек дорогих духов со сложной композицией ароматов. И совершенно бесполезно искать возможный источник, так как поблизости совершенно не удается найти цветов с подобными запахами. Или вот недавний случай, когда, к моему ужасу посреди глухого леса неожиданно задрожала земля и где-то совсем рядом из-за ближайших деревьев ко мне стал подступать характерный неровный рев дизельного локомотива. Только осознание очевидного факта, что железная дорога находится в восьми километрах отсюда, позволило мне как вкопанным оставаться на месте и переждать очередную проказу моего Большого, загадочного друга. (Зеленого Сфинкса, как я его называю).

  И как тут не поделиться с читателями упоминанием еще об одном явлении, от которого, скажу честно,  мурашки пробирали по всему телу.  Так вот, неоднократно приходилось оказываться в ситуации, когда продираясь  сквозь лесную чащу, неожиданно впереди себя на небольшой прогалинке вдруг замечаешь какое-то движение. Осторожно подбираюсь поближе и наконец открывается причина несообразности, которая в первые мгновения  создает впечатление нереальности происходящего. Представьте себе, почти при полном безветрии, когда литья кустарника и трава едва шевелится, одна из веток на одном из кустов совершает неистовые движения из стороны в сторону, причем с очень большой амплитудой. Преодолевая оцепенение, подхожу ближе... и тут же все кончается. Ветка замирает, становясь неотличимой от всех остальных. Начинаю пятиться назад и движение ветки возобновляется снова! Вот последнее обстоятельство поражает больше всего. Повторяю, с подобным явлением (с явным реагированием на наблюдателя) мне приходилось сталкиваться неоднократно. Тут уж трудно сослаться на особые аэродинамические условия, в которых оказалась ветка - с какой-то стати ей нужно останавливаться при моем приближении, тем более, что на полянку я так и не выходил не выходил? Обходя ее стороной, так и не прикоснувшись к загадочному прутику? 

   Такие вот сказки Старого Леса... К вышеописанному можно относиться по-разному. Кому-то все это покажется чистейшей фантастикой или галлюцинацией, но я уверен, что среди читателей найдутся обладатели таких свидетельств, которые не только подтвердят мои наблюдения, но и помогут открыть новые грани Великих тайн ее Величества Матушки Природы.

   И уж совсем в завершении темы не могу не сказать нескольких слов в защиту своего Друга. Вроде бы и оскомину набили формальные казенные речи с различных высоких трибун в защиту многострадальной Матушки нашей Природы, поди и диссертаций настрочено на эту тему тьма, да только в судьбе лесов наших многострадальных ничего не меняется. Как уничтожали их целыми гектарами сплошных вырубок, так и продолжают и поныне. А ведь на таких огромных проплешинах лес в полной мере НЕ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ. За одной такой вырубкой я наблюдаю уже который десяток лет и к ужасу своему вижу, что сплошная стена кустарника вовсе не собирается исчезать, искусственные прореживания просто бесполезны. Шеренги высаженных вплотную елей душат друг друга, леса как такового не образуя вовсе, а прямоугольники вырубок обрамлены сплошными завалами погибших деревьев, стволы которых оказались не в силах противостоять шквальным ветрам. Но ведь возможен же выборочный способ заготовки древесины с сохранением лесной структуры. В погоне за дешевизной мы рискуем все наши тысячелетние леса превратить в зону сплошных кустарников, а то и голые пустоши. Что же получается: человечество с тупым упорством превращает себя в скопище всепожирающей саранчи? А разум-то наш где?
2004-2019г.