Парашютист
Начало сентября. Уже вторую неделю ходим в школу. После продолжительных дождей установилась жаркая солнечная погода. Кругом зелено, о наступающей осени почти ничего не напоминает. Так, кое где на берёзах появились жёлтые листочки, но они еле заметны в ещё вовсю зелёных кронах. Да огороды у некоторых деревенских жителей своей чёрной пустотой после уборки картофеля портят иллюзию лета. Если откровенно, в такие дни ходить в школу не хочется. Есть дела поважнее. Надо успеть до холодов навестить любимые места : водопад, другие потаённые уголки по речке, где и клёв был удачным и рыба ловилась отменная; пока вода ещё не холодная по протоке реки Бии успеть ещё разок покататься на салике, спрятанном в прибрежных кустах ( салик — это связанные два бревна, на которых с шестом можно плавать по тихой протоке, как на лодке); ещё надо было сбегать за два километра на устье речонки- ручейка Елейки, посмотреть, не появились ли под камнями усаны,- рыбки , похожие на маленьких налимов; ещё не была закончена военная игра с пацанами из «того края» деревни,- вчера, уже потемну , заключили перемирие, а сегодня предстоит генеральное сражение; надо успеть приготовить оружие ( полые дудки из полувысохших растений) , подобрать под отверстие дудок «пули» ( нужного размера недозревшую ягоду калины, в большом количестве произрастающую в окрестностях деревни). Удачно подобранные пули- ягоды летят при выдохе в дудку очень далеко, если набрать в рот побольше ягод, то «стрельба» получается , как из автомата, - очередями. Предстоящее сражение с утра рисовало в воображении Гошки разные ситуации боевых действий. Естественно в них , этих воображаемых ситуациях, он был победителем С утра пораньше сбегал на болотце за деревней, где, по убеждению Гошки, можно было найти подходящие дудки.Долго выбирал самые лучшие. Одну для предстоящих боевых действий и две про запас. Там же нарвал полные карманы ягод калины.Да не какой абы, а «по калибру» подходящую в самый раз к его «оружию» Часа три ушло на подготовительные к боевым действиям операции. Настроение Гошки было бы замечательным, кабы не задача по арифметике, которую надо было решить к сегодняшнему уроку. Занимался в школе он во вторую смену, с двух часов. А время уже подходило к двенадцати. Гошка два раза садился за эту проклятую , дурацкую задачку с какими-то ёмкостями, из которых вода перетекала. Вместо вычислительных действий ему на ум приходили совсем не арифметические мысли. «Вылить бы эту воду из ёмкостей и все дела»,- думалось ему . И ещё приходило в голову: «А вдруг училка в школу не придёт.Ну, там заболела , или что ещё». Раза три он прикладывал руку к своему лбу- не заболел ли сам? Как назло, лоб никаких признаков температуры не выдавал .Сев в очередной раз за решение задачи , Гошка окончательно убедился , что не избежать ему двойки в дневник. Под его маленьким сердцем накапливалось неприятное предчувствие : училка опять будет выговаривать , что он беспросветный лодырь, что лень родилась раньше его, Гошки, что надо сообщить о его легкомысленном отношении к учёбе дедушке и бабушке(У Гошки родители умерли). Такие невесёлые мысли роились в голове Гошки , мешая радоваться солнечному тёплому дню.
Из мрачных размышлений Гошку отвлёк свист за окном и крики:
-Гошка, Гошка , ты дома?
Гошка как мячик подскочил с табуретки.Он сразу по голосам понял, кто его зовёт. Серёжка и Вовка- закадычные друзья его. Они учились во втором классе в первую смену и уже пришли из школы. Выбежав из дома , Гошка увидел друзей , стоящих за оградой. Не заходили , помятуя недавнее ворчание бабушки , что отвлекают его, Гошку то есть, от учёбы.Они не знали , что бабушка ушла в сельмаг. за мылом. Гошка , радуясь встрече , подбежал к ним и увидел , что они пришли с зонтиком , и сразу понял, зачем они принесли его. На прошлых выходных в деревню приезжала кинопередвижка.Показывали кино про Тарапуньку и Штепселя. Вот это было кино! Смеялись до коликов над тем , что они вытворяли. А когда Штепсель сиганул с какой-то высоченной башни на зонтике, все пацаны обалдели. Несколько дней только и разговоров было об этом эпизоде.
-Вот , если бы у меня был зонтик ,- сказал после кино Гошка своим друзьям ,- я бы тоже с любой высоты сумел прыгнуть и не испугался бы!
И вот он -зонтик! Оказалось , что у мамы Серёжки (она учительницей в старших классах работала) зонтик есть. Вот Серёжка и принёс его, пока мама в школе . Далее был короткий разговор:
-Смотри , как держит здорово ,- залез на забор Серёжка и спрыгнул на землю.
-Я тоже прыгал с забора,- подтвердил Вовка.
Друзья выжидательно смотрели на Гошку. Они были уверены, что он сейчас покажет такое...
Гошка и сам знал , что сейчас придумает какой-нибудь подвиг. Он взял зонтик в руки и попрыгал с ним на месте. Да, зонтик как будто и вправду хорошо поддерживал .Не будут же в кино показывать что попало. Он огляделся вокруг. Откуда бы ему прыгнуть, чтобы друзья рты от зависти пораскрывали. Гошка знал, что он храбрее их в пять раз. А может и в шесть!
Если залезть на высоченную берёзину , стоящую в их ограде, ветки помешают прыгнуть.
Лучше и выше , чем с крыши дома, ничего не придумаешь. Друзья , напряжённо наблюдающие за ним , сразу поняли его замысел, и с восхищением глядели на Гошку.
А он уверенной походкой уже подходил к лестнице, прислонённой к дому. Сложив зонтик , не спеша, и даже подчёркнуто медленно , но с достоинством, забрался на крышу, а затем на самое высокое место -на конёк. Встал. Взглянув на землю, ощутил лёгкий холодок страха, но отступать было поздно. Праздновать труса он не позволит себе. Гошка раскрыл зонтик.Лёгкий ветерок чуть было не опрокинул его . Но Гошка сумел удержать зонтик в нужном положении. Всё готово к прыжку. Слава, а Гошка в ней не сомневался, ждёт его внизу, на земле. Друзья стояли , запрокинув головы, и в напряжении ожидали прыжка. Гошка хотел им что-нибудь крикнуть насмешливое, но горло сжал спазм страха. И чтобы окончательно не передумать и не оконфузиться перед друзьями, Гошка крепко закрыл глаза и прыгнул.Зонтик сначала дернулся в его руках , затем сложился наизнанку и Гошка в свободном полёте плюхнулся на землю.В возбуждении он сразу же вскочил, но от внезапной боли в ноге упал на землю.
Дальше было , как во сне.Слезы и крик от боли. Появившаяся бабушка, которая сначала ничего не могла понять, а когда услышала от Вовки и Серёжки о его "подвиге" , сама разревелась. Взяла его на руки , занесла в дом. Нога начала опухать, боль не проходила.Гошка стонал, слёзы текли по щекам, он их утирал кулачками.Но неожиданно для бабушки и его перепуганных друзей, Гошка явственно произнёс:
Мама(так он называл бабушку), я в школу сегодня не пойду.
-Какая школа, -запричитала бабушка.- Надо срочно в больницу( так она называла медпункт в деревне), нога то вон как опухла, наверно перелом.
Она не могла знать, что Гошка в это время думал о нерешённой задачке про ёмкости и воду в них. Ему даже немного легче стало от мысли , что он не получит сегодня по арифметике двойку.
Позже Гошку осмотрел фельдшер, установил , что нога цела, но был вывих сустава и растяжение связок. Две недели в гипсе пролежал дома. Потом дедушка привёз Гошку на телеге в школу. Там уже знали о его "подвиге" все ученики , не только младших классов , но и старшеклассники. На переменах в классе было не протолкнуться,- приходили посмотреть на парашютиста. Так и говорили:
-Где тут у вас парашютист?
Гошке было одновременно и неловко от такого внимания , и в то же время его распирала гордость за свой подвиг. Именно подвиг. Иначе Гошка и не думал!
Ноябрь 2011 год.
© Copyright:
Павел Старцев, 2011
Свидетельство о публикации №211113000742