Отелло современное прочтение

Екатерина Ярцева-Яр
Посвящается ВиктОру Толкачеву, с любовью и признательностью


      Прекрасные дамы, Милостивые господа,
приглашаю всех на представление балета "Отелло".
          Пожалуйста, развлекайтесь!

Два слова перед поднятием занавеса (пока оркестр настраивается)
       Как правило, установившийся штамп европейского сознания объясняет трагедию Отелло, через сплав чрезмерной ревности и детской доверчивости, характерной для мировосприятия «абстрактного дикаря». Именно эти черты и привели к успеху интригана и подлеца  Яго, гибели Дездемоны, Эмилии и Отелло...
       Однако, исследуя текст У.Шекспира с точки зрения психологического соответствия, можно прийти к другим выводам:
Отелло – ОДИН  ЧЕРНЫЙ  СРЕДИ  БЕЛЫХ.
       Хотя, благодаря своим талантам он и достиг, высокого социального статуса  (должности генерала Венецианской Республики), и неплохо ориентируется в общественной жизни, но поведение белых в приватной сфере, подтекст их поступков, скрытых мотивов, ему не всегда понятны. В любой культуре очень многие вещи не обсуждаются, они как бы ясны сами собой и подразумеваются. Но для такого понимания надо быть включенным в контекст этой культуры. И такое включение возникает  интуитивно, может быть,  впитывается с молоком матери. Но у Отелло не было белой матери, которая смогла бы объяснить ему все эти тонкости. Он был сиротой и воспитывался кем и где? Мы этого не знаем. Он стал воином. Именно своими воинскими подвигами Отелло заслужил уважение Дожа Венеции и любовь Дездемоны.
Мотив ревности вряд ли может играть ведущую роль, т.к. предполагает человека несдержанного, пылкого, ослепленного своими эмоциями. Отелло - воин, причем не рядовой, но генерал, что с неизбежностью требует выдержки, осторожности, стратегичности мышления. По этим же причинам не проходит и детская доверчивость - если генерала так легко обмануть, подчинить своему влиянию, как это делает Яго - непонятно, каким образом такой человек мог побеждать врагов?

В этом балете исследуется феномен, зеркально отражающий ситуацию, предложенную У.Шекспиром. Итак, 

Отелло - ОДИН БЕЛЫЙ СРЕДИ ЧЕРНЫХ.
       На таком противопоставлении к известному всем сюжету пьесы  и строится либретто.
Кроме того, я оставляю пыльный антураж плащей и кинжалов, переношу действие в современную обстановку. Я надеюсь, что богатое воображение поможет уважаемым зрителям домыслить необходимый колорит африканских джунглей.

Действующие лица:

Президент небольшой африканской республики
Брабанцио, премьер-министр
Дездемона, его дочь (училась во Франции, в Сорбонне)
Отелло,  наемник, военный советник (белый) в чине генерала
Кассио, полковник, родственник Президента
Яго, адъютант Отелло
Родриго, богатый бизнесмен, безнадежно влюбленный в Дездемону
Грациано, Лудовико, сенаторы
Монтано, комендант приграничной военной базы 
Эмилия, жена Яго, горничная Дездемоны 
Бьянка, жрица вуду, любовница Кассио   
Офицеры, солдаты, горожане, музыканты, слуги, полицейские и прочие.

(Первое действие происходит в Столице, остальные на приграничной военной Базе, в джунглях)

(поздний вечер, улица перед домом Брабанцио.
Входят Родриго и Яго)

Родриго требует возвращения долга.
Яго, желая переключить внимание приятеля на другую тему,  рассказывает, что Дездемона, в которую безответно влюблен Родриго, тайно скрылась из дома, чтобы выйти замуж за Отелло.
Родриго не верит.
Яго клянется, что это правда и, уходя,  обещает  всячески мешать Отелло, ведь он ненавидит этого белого выскочку, которому вынужден подчиняться.
Родриго стучит в дом Брабанцио и поднимает переполох, отец Дездемоны не сразу верит его словам, но ее, действительно, нигде нет.

(ночь,  улица перед гостиницей, где живет Отелло
Входит Яго, Отелло, позже Кассио, Брабанцио, слуги, полицейские, офицеры)

Яго рассказывает Отелло, что Брабанцио узнал об исчезновении Дездемоны, и очень разгневан, так что, лучше пока куда-нибудь скрыться.
Отелло считает, что сможет все объяснить отцу Дездемоны.
Кассио передает Отелло срочный приказ Президента, несмотря на позднее время, немедленно явиться в резиденцию, так как получены очень важные известия с границы.
Брабанцио, его слуги и полицейские окружают Отелло,  чтобы арестовать, но Кассио и офицеры требуют, чтобы вначале Отелло отправился к Президенту.

(ночь, большой зал  президентского дворца.
Президент, сенаторы Грациано и Лодовико сидят за столом. Офицеры стоят вокруг, рассматривая военные карты)

Брабанцио жалуется Президенту в похищении Дездемоны. Президент  требует объяснений этого вопиющего поступка и обещает, что виновный, кто бы он ни был – будет наказан. Брабанцио обвиняет Отелло.
Отелло объявляет, что Дездемона его жена и просит Яго привести ее. Брабанцио продолжает настаивать на совершенном беззаконии и насилии. Отелло отвергает эти обвинения.
Президент очень недоволен ситуацией: сейчас важно  обсудить известие о готовящемся нападении на военную приграничную базу и разработать план ее защиты. Но вместо этого он вынужден разбирать семейные  дела своего премьер-министра.
Дездемона рассказывает, что вышла замуж с радостью,  так как любит Отелло, никакого  похищения не было,  и снимает с мужа все обвинения.
После немой сцены удивления Президент, Кассио, сенаторы и офицеры желают молодоженам счастья.
Отелло собирается немедленно отправиться к границе.
Дездемона просит Президента разрешить ей последовать за мужем.
Брабанцио отрекается от дочери.
Родриго в отчаянии – любимая для него окончательно потеряна.
Яго советует ему тоже отправиться на границу, и повернуть события в свою пользу.


(Военная База возле границы.
Монтано и солдаты  встречают прибывших Кассио, Яго, Дездемону, Эмилию и Родриго)

Монтано приветствует Кассио и Дездемону, рассказывая, что нападение, которое ожидалось, не произойдет, т.к. несколько часов назад произошло землетрясение, завалившее горные перевалы, поэтому можно ничего  не опасаться, военных действий не будет.
Кассио успокаивает Дездемону, которая волнуется за Отелло – он отправился осмотреть местность с воздуха.
Яго внимательно следит за каждым их словом и жестом, и у него зарождается жестокий план уничтожения белого.
Отелло рад, что опасности нападения нет, и что Дездемоне ничего не угрожает. Он поручает Кассио расставить караулы,   назначает Яго ему в помощь  и уходит с Дездемоной и Эмилией.
Родриго приносит несколько бутылок с вином и Яго предлагает выпить за здоровье Отелло и Дездемоны, а также за землетрясение.
Кассио отказывается, но Монтано и остальные уговаривают его.
Яго провоцирует ссору между Кассио и Родриго, те хватаются за оружие. Монтано пытается их разнять, но получает легкую рану от Кассио.
Отелло и  Дездемона, вернувшись видят  окровавленного Монтано.
Отелло решает посадить Кассио под арест, чтобы укрепить свой авторитет и дисциплину на Базе.

(Гауптвахта.
Внутри Кассио. Снаружи охранник и  Яго)

Яго  говорит Кассио, что скоро придет  Эмилия и можно будет  передать Дездемоне  записку,  с  просьбой замолвить  словечко  перед Отелло.  Эмилия шуткой старается ободрить Кассио.
Дездемона приходит, чтобы успокоить  Кассио: она  добьется ему прощения, как  не раз делала это в детстве. По привычке, они целуются (ведь  они названные брат и сестра)
Яго приводит Отелло, и тот видит эту сцену.
Дездемона  настойчиво просит Отелло  освободить Кассио.
Во-первых, из благодарности, ведь он был  верным помощником и помог ей убежать из дома, во вторых,  он племянник Президента, его любят солдаты, ну а в–третьих, Монтано уже здоров, так что никакого нарушения, как бы и нет.
Отелло говорит, что подумает, но ситуация ему явно неприятна – его гордость  требует, чтобы приказы безоговорочно исполнялись, но дело и вправду весьма непростое.
Дездемона ободряюще улыбается Кассио и уходит.
Яго намеками возбуждает в Отелло подозрения: почему Дездемона так хочет свободы для Кассио? Может быть, потому, что они не могут встречаться, пока тот сидит за решеткой? И знает ли Отелло, что Кассио был с малых лет влюблен в его жену, а она раз за разом отвергала очень много выгодных партий? Конечно, детское чувство могло пройти, но все же, неспроста женщина будет так тревожится за постороннего ей мужчину... 
Отелло смущен этими словами.
Яго, видя это, продолжает вливать яд подозрений: а если бы Кассио остался в столице – где была бы Дездемона? К тому же, она привыкла быть в центре столичного общества, а сейчас  совсем одна...
Отелло не верит, что можно так хорошо притворяться – ведь Дездемона  говорит, что для нее нет в мире ничего, кроме их любви.
Яго соглашается, что Дездемона, возможно правдива, но как ловко она обвела вокруг пальца своего отца!.. Впрочем, может быть, и не стоит обращать внимания на эти пустяки.
Отелло озадачен и просит Яго понаблюдать за Дездемоной.

(генеральская  палатка.
Отелло  сидит за столом)

Отелло пишет донесение Президенту и задумывается: что делать с Кассио?  Он посылает Яго привести арестованного.
Входит Дездемона.  Она заглядывает через плечо и, видя написанное, настаивает, что Кассио надо простить,  немыслимо  больше держать его под арестом.
Отелло резко просит  не вмешиваться.
Входят Яго и Кассио.
Кассио благодарит Отелло  и  целует  Дездемону, будучи уверен, что  получил  прощение по  ее просьбе.
Отелло в ярости выбегает из палатки.
Дездемона плачет и рассказывает Кассио, что непонятно почему ее отношения с Отелло резко ухудшились, что он груб с нею, и не раз уже говорил, что жалеет о том, что она не осталась в столице.
Кассио успокаивает:  его любовница Бъянка – жрица вуду, и если Дездемона принесет ей что-нибудь из вещей Отелло,  духи предков ей помогут.
Они договариваются, что ночью Кассио встретит Дездемону и Эмилию и
отведет их к Бьянке. Дездемона берет со  стола  платок Отелло, который тот всегда носит на шее, прячет его и уходит вместе с Кассио и Эмилией.
Из темного угла палатки выходит Яго. Теперь он уверен: его план вот-вот осуществится!



(Поляна в джунглях  недалеко от Базы.
Бьянка ждет  Кассио и Дездемону.  Из  зарослей   подсматривают Яго и Отелло)

Бьянка делает приготовления к ритуалу вызывания духов. Она разжигает костер, на угли ставит большое  медное блюдо, бросает на него ароматические травы, рассекает себе палец и несколькими каплями крови брызгает на блюдо.
Появляeтся Кассио с женщинами.
Бьянка оставляет возле костра только Дездемону.
Эмилия дрожит от страха, хочет уйти и Кассио должен проводить ее назад.
Отелло и  Яго  удачно прячутся.
Бьянка берет у Дездемоны платок  и кидает его на дымящиеся  травы.
Платок вспыхивает яркими искрами. Из дыма  выплывают  неясные  образы, похожие то на чудовищ, то на скелетов.  Они подносят  Дездемоне   зеркало, которое становится все больше и больше и, наконец, из туманной поверхности  выходит  женщина. Она белая и одета в старинное  платье знатной венецианки. За ней появляются все новые и новые видения. Один мужчина очень похож на Отелло, но только он - черный. Дездемона видит повторение сцены в палатке, где она заглядывала мужу через плечо. Видения увлекают Дездемону в свой хоровод и она видит, как черный мужчина душит белую женщину, а потом закалывается кинжалом.
Дездемона в обмороке.
Бъянка заливает водой дымящиеся травы и видения рассеиваются. Вернувшийся Кассио поднимает бесчувственную Дездемону и вместе с Бъянкой уходит с поляны.
Отелло ничего не понимает. Он требует у Яго объяснений происшедшему.
Яго говорит, что Дездемона хотела околдовать Отелло, желая ему смерти, и для   этого был нужен платок.
Отелло не на шутку испуган. Яго говорит, что необходимо принести жертву,  а чтобы духи не преследовали Отелло, умереть должен Кассио, и Родриго  поможет им.

 (Палатка Отелло.
Дездемона лежит в обмороке на походной раскладушке)

Дездемона приходит в себя. Она все еще под впечатлением виденного  на поляне.
Входит Отелло. Он спрашивает: где его платок? Дездемона молчит.
Отелло обвиняет ее в измене и покушении на его жизнь.
Дездемона все  отрицает и призывает  Кассио в свидетели своей невиновности и правдивости.
Отелло отвечает, что Кассио, скорее всего, уже умер.
Дездемона хочет выбежать, но Отелло преграждает ей выход, и, не совсем понимая, что делает - душит ее.
Входит Эмилия и видит тело Дездемоны. Она в ужасе.
У входа в палатку появляются Монтано, Грациано, Лодовико. Сенаторы  только что прибыли из Столицы, и помешали  Родриго убить Кассио.
Отелло говорит, что защищался от козней.
Эмилия  начинает рассказывать о том, что знает, но успевает сказать лишь несколько слов - Яго бросив в нее нож, убегает.
За ним бросаются Монтано и Лодовико.
Из последних сил Эмилия говорит Отелло о невиновности Дездемоны и умирает.
Входят Монтано, Лодовико, связанный Яго и Кассио, которого несут на носилках.
Отелло бросается на Яго, но только ранит его, и упав на колени перед Дездемоной, закалывается сам (красивым ножом в стиле Рэмбо).