Жемчужина

Борис Воронин
       Это было удивительное время! За счет сверхурочных у меня накопилось много дней к отпуску. Управляющий трестом решил, что 10 дней я отдохну летом, а оставшиеся  -  зимой. И те десять дней запомнились на годы: сколько километров было пройдено по Крымской земле, сколько впечатлений! Сколько находок и счастливых минут! У мыса Казантип я нашел иризирующий опал, а в Лисьей бухте – гелиотропную и парчёвую яшмы. В один из дней в Симферополе заглянул к знакомому преподавателю университета, страстному любителю камня, который показал недавно найденный образец зонального кальцита. Увидев мою заинтересованность, пообещал в воскресенье сводить к месту находок. Договорились идти пешком от Старого Крыма до побережья.
      И вот мы в пути. Прошли буковый лес, преодолели хребет, Долину роз. Кругом виноградники, плантации лаванды, шалфея, кориандра, масличной розы .День солнечный, постоянно дует освежающий бриз с моря, разнося ароматы полей. Неожиданно увидели синее безбрежное море. Мы приближались к п.Судак. Справа четко вырисовывались зубчатые башни Генуэзской крепости. К вечеру добрались до мыса Алчак, и сразу приступили к поиску зонального кальцита. Вдруг в считанные минуты погода резко изменилась. Со стороны Коктебеля стали наползать черные грозовые тучи, и началось светопреставление  -  змеились молнии, гремели раскаты грома, поднялся шквальный ветер, стеной обрушился ливень. Прячемся под густые кроны древовидного можжевельника.
      Какая была чудовищная ночь! Море трепало береговые скалы, ветер зловеще выл, шумели селевые потоки.… В полубреду дождались утра, оно тоже запомнилось. Все сверкало в рассветных лучах, море словно застыло и стало васильковым. Выходим из укрытия мокрые и ошалевшие от бессонной ночи и направляемся вдоль берега. В бухточке, где родник, решили обсушиться и заварить чай в котелке. С большим трудом разожгли костер. Здесь когда-то был причал  -  из воды торчали старые сваи. У самого дна их облепили мидии. Я предложил их отведать. Полез в воду, отобрал десятка два покрупнее и бросил в кипяток. После жуткой ночи у нас осталось немного хлеба и домашнего вина. Набрасываемся на мидии. В разгар трапезы мне на зуб попадает что-то инородное. Уголок зуба откалывается, пронзает острая боль. Но когда увидел, что послужило причиной травмы, боль мгновенно прошла. Это была небольшая, белая с перламутровым отливом жемчужина. Издав радостный возглас, сразу вспомнил статью о черноморском жемчуге: иногда в районе Кара-Дага и мыса Меганом в мидиях встречаются мелкие, сиреневого оттенка жемчужины.
       В 1891 году  "Крымский горный клуб" предлагал культивировать жемчуг в черноморских мидиях. Опыты, проводимые вблизи Кара-Дага, не привели к успеху, и о них забыли. В той же статье говорилось, что недавно в Феодосийской бухте на корпусе затонувшего судна аквалангист нашел крупную мидию. Когда раскрыли створки раковины, оказалось, что мантия моллюска буквально набита жемчугом. Из раковины извлекли 133 жемчужины размером от 3,2 до 5,2 мм. Сверкает в ладони крохотный шарик  -  и радости моей нет границ…