Подвижник православия

Олег Гонозов
30 ноября 2011 года исполнилось 50 лет архимандриту Олегу (в миру – Олегу Михайловичу Черепанину) — представителю Русской православной церкви в Королевстве Таиланд.

Олег Черепанин родился в городе Гомеле Белорусской ССР. Отец работал мастером цеха на заводе, мать была служащей. Но благодаря глубоко верующей бабушке он с одиннадцатилетнего возраста стал регулярно посещать церковь и задумываться над смыслом жизни. Большой след в его судьбе оставила встреча с митрополитом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым), который приехал в Гомель на праздничное богослужение. В толпе народа, собравшегося возле храма, владыка обратил внимание на мальчика, взял его за руку, провел в церковь и поставил у алтаря. 
После школы Олег Черепанин поступил учиться в Ярославское театральное училище. Видя противоречия окружающей жизни с идеями православия, он все больше утверждался в вере. А став прихожанином Федоровского кафедрального собора, юноша познакомился с митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом), который впоследствии стал его духовным отцом. Однажды по просьбе митрополита студент организовал для детей священнослужителей рождественскую елку в епархиальном управлении и сам исполнил роль Деда Мороза.
Получив диплом, в 1981 году Олег Черепанин был распределен в Петропавловск-Камчатский. В то время Камчатская область считалась атеистической областью РСФСР, там практически не было действующих храмов. И все же в Вербное воскресенье молодому человеку удалось попасть на нелегальное собрание верующих. С юношеским максимализмом он стал добиваться официальной регистрации их православной общины, за что вскоре был выслан из города. Приехал к родителям в Гомель, пять месяцев не мог никуда трудоустроиться, а потом был призван в ряды Советской Армии.
В октябре 1985 года, вскоре после получения сана иеромонаха, отец Олег был направлен настоятелем Сергиевской церкви в село Татищев Погост Ростовского района Ярославской области. Тогда это был забытый Богом приход, где священники надолго не задерживались. Церковный совет здесь числился лишь на бумаге, на всенощном бдении молились по две-три старушки. Окна в летней половине храма были выбиты, полы прогнили, живопись осыпалась, крыша сгнила. Храм требовал ремонта, жилья для настоятеля не было, но отец Олег не опустил рук, стал завозить стройматериалы, подвел к церкви отопление, восстановил могилу владельца села, известного дипломата Дмитрия Павловича Татищева, на средства которого и была построена церковь во имя Сергия Радонежского.
Люди заметили старания молодого настоятеля — и в храм потянулись верующие не только из близлежащих деревень, а из Семибратова, Ростова, а потом и вовсе сюда поехали туристические автобусы из Москвы и других городов. В год тысячелетия крещения Руси 24 июля 1988 года архиерейское богослужение  в Сергиевском храме провел ярославский владыка Платон (Удовенко). Собралось около тысячи человек, но все желающие помолиться не вместились в храм, службу пришлось транслировать через громкоговорители на улицу. Потом был крестный ход через все село, о котором пожилые люди говорили, что такого не видели отродясь. И было водосвятие и молебен на реке Луть.
В храме все чаще стали проходить обряды крещения и венчания, пошла молодежь, стала работать воскресная школа. Открытый для людей батюшка встречался с воинами-афганцами, спортсменами, студентами ярославского пединститута. По мере возможностей приход оказывал материальную помощь погорельцам, лицам освободившимся из заключения и другим нуждающимся, оказавшимся в трудном положении. Отец Олег давал психологическую поддержку впервые осужденным, отвечал на письма молодых людей, попавших в места лишения свободы. И вскоре, благодаря своей подвижнической деятельности обрел широкую известность не только как настоятель церкви, но и как человек не равнодушный к проблемам живущих рядом людей.
Не удивительно, что когда в конце 1989 года началось выдвижение кандидатов в народные депутаты РСФСР, инициативная группа жителей поселка Семибратово решила выдвинуть отца Олега. Его соперниками на выборах были два первых секретаря - Переславского и Ростовского горкомов КПСС. И, наверное, не без помощи пресловутого административного ресурса один из них стал народным депутатом РСФСР, а другой — председателем Ярославского областного Совета.
Отец Олег тоже становится народным избранником областного Совета и всецело посвящает себя общественной и  благотворительной деятельности. По его личной инициативе в поселке Семибратово строится экспериментальный детский дом «Центр духовного возрождения». И в 1994 году семибратовцы вторично избирают отца Олега депутатом теперь уже областной думы первого созыва, где он становится председателем комитета по социальной политике.
За большой вклад в духовное развитие нашего общества отец Олег получает из рук президента России Бориса Николаевича Ельцина орден Дружбы, а местные власти присваивают ему звание Почетного гражданина Ростовского района. Вскоре к государственным наградам добавляются и церковные. В 1995 году Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II награждает отца Олега золотым наперсным крестом, а в 1998 году – саном игумена.
Возглавив специальную депутатскую комиссию по изучению положения детей, нуждающихся в опеке государства, отец Олег побывал чуть ли не во всех детских домах нашей области. Насмотревшись на лишенных родительской заботы и ласки детишек и полагая, что собственные материальные возможности позволяют ему позаботиться хотя бы об одном из них, отец Олег решил взять на воспитание какого-нибудь первоклашку. И в одном из детских домов увидел мальчика, во время встречи с которым у батюшки кольнуло под сердцем. Потом приехал еще раз, чтобы присмотреться к Василию получше, а тот говорит: «Если хочешь стать моим папой, забери меня прямо сейчас!» Отец Олег и забрал. А потом усыновил на свою фамилию. И стал Вася - Василием Олеговичем Черепаниным. В стремлении дать мальчику хорошее образование Олег Михайлович отвез его в Оксфорд и устроил в одну из лучших английский школ. Но там Васе не понравилось и он вернулся в Татищев Погост.
С 1997 года отец Олег возглавлял миссионерский комитет Ярославской епархии, преподавал в Ярославском духовном училище, являлся советником губернатора по работе с религиозными объединениями.  Тогда же при Московской патриархии был создан миссионерский отдел, начала возрождаться миссионерская деятельность Церкви. Особенную заботу вызывал азиатский регион, где на огромной территории от Китая до Австралии не было ни одного православного священника. И в июне 1999 года отец Олег был направлен на служение в Королевство Таиланд настоятелем Свято-Николаевского прихода города Бангкока.
Через два года решением Священного Синода РПЦ от 26-27 декабря 2001 года игумен Олег был назначен представителем Русской православной церкви в Королевстве Таиланд с поручением духовного окормления православной паствы в Королевстве Камбоджа и Народно-Демократической Республике Лаос.
Отцу Олегу довольно быстро удалось организовать в Бангкоке православный приход, объединивший вокруг себя несколько десятков наших соотечественников. Пока не было помещения прихожане молились прямо в огороде под деревом, затем под церковь был переделан обычный дом. И хотя храм в Бангкоке создавался по большей части для русскоязычных прихожан, со временем стали в нем появляться и тайцы, кто просто из любопытства, а кто-то и всерьез заинтересовавшись православной верой.
Отец Олег понял, что для получения государственной регистрации РПЦ в Таиланде, обязательно нужно, чтобы священником стал таец. А это не так-то просто. В 2003 году он отправляет своего тайского помощника Даная Ванну учиться в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. В 2008 году Данай закончил учебу и был рукоположен в сан иерея. В Ярославле он познакомился с регентом храма святителя Леонтия Еленой Евдокимовой и, повенчавшись, они улетели в Таиланд. После Даная еще несколько православных молодых тайцев были направлены на учебу в духовные учебные заведения Русской православной церкви.
20 июня 2008 года после семимесячного рассмотрения вопроса в Министерстве внутренних дел страны было решено зарегистрировать православную церковь в Таиланде в качестве общественной организации, что дало новый импульс церковному строительству в стране. Иерей Данай (Даниил) Ванна возглавил комитет Фонда православной церкви в Таиланде.
На сегодняшний день в Таиланде действуют несколько православных приходов: Свято-Никольский в Бангкоке, два в Паттайе - во имя всех святых и в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в честь Святой Живоначальной Троицы на острове Пхукет, во имя Вознесения Господня на острове Самуи.
В декабре 2009 года на торжества, посвященные 10-летию православия в Таиланде прибыл председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ (ныне-митрополит) Иларион, который освятил Всехсвятский храм в Паттайе, где теперь идут богослужения и работает воскресная школа. Тогда же был заложен  самый большой в Таиланде (24 метра) Троицкий храм на Пхукете, открытие которого состоялось как раз в день 50-летия архимандрита Олега. Полным ходом идет строительство Вознесенского храма на острове Самуи. Обустроен мужской монастырь,  включающий храм Успения Божией Матери, часовню, духовное училище, настоятельские покои, монастырские кельи и кладбище в провинции Ратчабури.
За прошедшие двенадцать лет отец Олег много раз помогал нашим соотечественникам, попавшим в Таиланде в беду. Благодаря его усилиям в Ростове-на-Дону удалось найти родственников находившегося в тайском госпитале девять месяцев в состоянии комы Владимира Князева и вывезти его на родину. Двадцатилетней девушке с Украины, которая познакомилась по Интернету с живущим в Бангкоке состоятельным японцем, отец Олег помог переехать от извращенца в другой отель. А скольким русскоязычным молодым людям, оказавшимся в иммиграционной тюрьме Бангкока, отец Олег оказал моральную и материальную поддержку - и не сосчитать.
Ведется широкая просветительская деятельность среди местного населения. Переведена на тайский язык Божественная Литургия и многие богослужебные тексты. Совсем недавно Фондом православной церкви в Таиланде издана книга «Исповедь и Причастие» на тайском языке, где подробно рассказывается о том, как православным верующим следует подготовиться к таинству исповеди и причастию, а также книга «300 изречений подвижников православной церкви», где впервые местные жители получили возможность ознакомиться с мыслями древних и новых подвижников Православия по различным аспектам духовной жизни человека. Несколько экземпляров издании направлены в Духовные школы РПЦ, где проходят обучение студенты из Таиланда и Лаоса, а также в миссионерские общества в России. Закончен перевод и готовится к изданию также на тайском языке фундаментальный труд «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского (около 800 страниц текста), потребовавший более двух лет напряженного труда.
В церемонии открытия православного Свято-Успенского мужского монастыря принимал участие секретарь парламентского комитета обороны Таиланда генерал-лейтенант Акачай Чинтоза с супругой Нарисой.  В своей речи генерал упомянул о традициях религиозной толерантности в стране и преподнес архимандриту Олегу, которого назвал большим другом Таиланда, специально изготовленную по этому случаю награду – бриллиантовый наперсный крест, как знак признания его заслуг перед тайским народом.
19 декабря 2009 года за многолетний усердный пастырский труд в Королевстве Таиланд Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил отца Олега сана архимандрита.
В день своего юбилея архимандрит не оставлял своих трудов. Небывалое наводнение в странах Юго-Восточной Азии, повлекшее гибель многих людей и нанесшее большой ущерб многим странам, заставило отца Олега отменить празднование собственного 50-летия и заняться сбором средств и оказанием помощи нуждающимся. В Камбодже он раздавал мешки с рисом в затопленных деревнях, встречался с религиозными и политическими лидерами страны, чтобы помочь самым пострадавшим и не забыть никого. Великий верховный патриарх буддистов Камбоджи Теп Вонг вручил архимандриту Олегу Благодарственное письмо от имени народа Камбоджи.
У отца Олега уже есть немало помощников, разделяющие его труды, но он постоянно повторяет слова Священного Писания «жатвы много, а делателей мало», призывая следовать за собой все новых и новых самоотверженных тружеников на ниве Христовой.


Перепечатка материала по согласованию с автором