Внутренний закон человека

Дмитрий Кульпин
           "Твоя совесть есть мера искренности твоего желания                быть самим собой"   (Ричард Бах)               

14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное  делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует СОВЕСТЬ их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую )
                Рим. 2:14-15

    
     Хотите почувствовать, что такое ад? Для этого не надо  далеко идти, достаточно представить, что вас наградили даром бессмертия и забросили жить на какую-нибудь необитаемую планету, находящуюся в огромном космическом пространстве. Ни каких гадов, ни монстров из преисподней, их присутствие только скрасило бы ваше жалкое существование. Нет..., вам предстоит тут встретиться с более страшным чудовищем, с самим собой. Вы останетесь наедине со своими мыслями, желаниями, воспоминаниями, страстями, пороками и тем чувством, которое способно жечь душу гораздо сильнее любого огня, своей собственной  СОВЕСТЬЮ.
   
     В суете земной жизни мы часто заглушаем голос совести, но бывают такие минуты у каждого человека, в которые он осознаёт, что где-то в глубине его сердца скрыта некая лампадка, освящающая путь к истинным ценностям жизни. На Руси говорили: "Добрая совесть - глаз Божий", "К кафтану совесть не пришьёшь", "У кого совесть нечиста, тому и тень кочерги виселица".  Ап. Павел в вышеприведённом мною тексте пишет, что совесть есть вещь общечеловеческая присущая и язычникам, не знающим закона. Свидетельство первого совестного акта мы встречаем в книге Бытие, ещё в Едемском саду. Она выражалась, через тот стыд, который охватил первых людей, преступивших заповедь Божию. Человек грехом отделил себя от Бога, но Бог до конца не отделил себя от человека, вложив в его сознание некий тормоз, предохранитель человеческой души от полного её разложения. Вот как определяет совесть Большая Энциклопедия: "СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков". А какой смысл вкладывал сам Павел в это слово?
    
     В современном иврите совесть называется мацпун — от слова цафун — «скрытое», потому что голос совести — внутренний, скрытый глубоко в сознании человека. Кроме того, слово мацпун связано со словом мацпэн («компас»), потому что, подобно компасу, совесть указывает человеку направление, в котором он должен идти. Но в древнем иврите, в книгах Ветхого Завета, нет определённого слова обозначающее это понятие, поскольку для еврея самосознание сопряжено с послушанием Торы. Писание даёт ему возможность познать себя и делает ответственным за свои поступки, остальные функции совести включены в понятие "сердца".
    
     Говоря о совести, Павел, скорее всего опирается на представления греков. Первоначально совесть понималась ими, как соприкосновение двух начал в человеке, плоти и духа, которые оценивали факты с разных сторон. Столкновение этих двух природ и их взаимоействие, создаёт нравственный конфликт, которому позже дали название - угрызение совести. По Сократу, совесть это индикатор нашего незнания, вследствие которого мы входим в противоречие с божественным порядком, выраженном в Логосе. Стоики указывают на совесть, как на внутренний закон. Цицерон и Сенека говорили о совести, как о внутреннем голосе, то обвиняющем, то оправдывающем наши поступки.

     Как действует это противоборство добра и зла, в реальной жизни, прекрасно выражено у ап. Павла в седьмой главе послания к римлянам. Для него совесть есть универсальное составляющее, которое реагирует не только на не правильный поступок, но и даёт человеку чувство внутреннего удовлетворения при свершении доброго дела. Апостол часто свидетельствует о том, что  доверяет своей совести (2 Кор. 1:12, Рим. 1:12), но можно ли сделать из этого вывод, что любой человек в принятии своих решений может ориентироваться на её голос? К сожалению нет. Тот же апостол говорит о том, что есть люди сожжённые в своей совести (1Тим 4:2), порою совесть бывает осквернена, не чиста (Тит 1:15). Бывают моменты, когда при определённых условиях наша совесть даёт разную оценку, казалось бы одинаковым вещам. Совесть обычного человека говорит, что убийство есть грех, но вот в военное время та же совесть может обличить, что за всю войну этот человек не убил ни одного врага, не отомстил за свою семью. Помню, как в советском обществе бытовало устойчивое выражение - "не украдёшь, не проживёшь" - и считалось святым делом стащить, что-нибудь с производства. Порой сознательно, или бессознательно мы угашаем свою совесть, находя поддержку, нашим дурным поступкам в окружающей среде. Человек научился приручать совесть, подстраивать её под себя, тогда в нём начинает происходить рационализация импульсов совести, они перетолковываются человеком в угоду своих желаний. Таким образом превратный разум становится посредником между совестью и человеком, происходит подмена ценностей. Это можно сравнить с источником воды, который мы тщательно заваливаем камнями. Вот поэтому первый призыв Евангелия гласит - ПОКАЙТЕСЬ, расчистите этот завал. Начало же христианской жизни происходит с вопрошания у Бога "доброй совести". Добрая совесть, это совесть звучащая в унисон жизни и учения нашего Спасителя. 

"Евангелие - это голос Божий звучащий в совести всего человечества". (Шаховской)