Щоб жить - нi в кого права не питаюсь...

Новиков Борис Владимирович
Чтобы состоялся учитель – ученик должен перерасти его. Когда глаза ученика упираются в коленки, в пупки, или же в глаза учителя – нет ни учителя, ни ученика. А что есть? Не знаю. Но знаю точно и определенно: ученика нет. Учитель может состоятся: он один, а потенциальных учеников – много. Ученик: нет как нет. Может, есть «вечный» подмастерье, может – казачок, может «мальчик на побегушках» – ученика нет. Особенно в науке. Но я нынче – не просто о науке, но о философии. Так вот, для дела философского все, сказанное выше – справедливо в пределе! И к тому же – практика лишний раз подмогла и подтвердила сей вывод незатейливый.

Так, что, ежели рассматривать советскую философию в интерьере советскости (да в том же интерьере: КПСС (и ее членов) – в интерьере коммунистичности; да советскую власть в интерьере опять же – советскости (разумеется, и советскости, и коммунистичности – действительных)… мало не покажется… А без такого рассмотрения, без рефлексии этакой – так и вовсе нефиг за такой гуж браться, такую задачу перед собой ставить. Это: ежели искренне пытаться ее адекватно поставить и разрешить.

А ежели что-либо иное пытаться сделать – так этого у нас (вернее сказать – у них) – с избытком. Этого – навалом. Этих, для которых продать – значит «предвидеть», а «предвидеть» – значит предать. Этих субъектов с бороденками козлиными (ну, тех, которых первыми придется, – вне очереди, – в парикмахерскую пропускать) – явный избыток. Почему первыми (а не, скажем, практикующих демократов, либералов, националистов по профессии и пр. предысторическую сволочь) – так это ж по мере ихней социальной опасности и вредности. Скажем также: по степени вредительства и, как уже нанесенного, так и возможного урона; нанесенного и наносимого конкретному обществу и человечеству в целом. О, здесь те, которые нотариально заверенные либо же считающие, что: философы – вне очереди. Бесспорно и необсуждаемо. Основание? Формула одна. Кто автор? Вообще-то, я. Но в основе лежит мысль, высказанная в свое время великим русским ( и немножко – советским) ученым-физиологом Иваном Петровичем Павловым. Вот она. «Хороший врач лечит человека. Хороший ветеринар лечит людей».

А вот – моя редакция. «Хороший врач – лечит человека. Плохой врач – калечит человека. Хороший ветеринар – лечит людей. Плохой ветеринар калечит людей. Хороший философ – лечит человечество. Плохой философ – калечит человечество».

…Вы представляете себе объем беды и несчастий для очень и очень многих людей от искренне считающего себя философом (либо же – нотариально заверенного таковым; и весьма часто, как показала новейшая история – даже в советское время и даже в СССР (?!!!) Такой субъект – это очень интересное для изучения образование. Все в нем: внутренняя шизоидность (расколотость), мотивы внутренней эмиграции в ТО время и дело и слово с точностью до наоборот – во время нынешнее. С точностью до наоборот до того, чему учили, чему учился, нередко получая Ленинскую стипендию и красный диплом; чему десятилетия целые учил сам, параллельно не вылазя из парткомов различного масштаба (ПК, РК, ГК, ОК, ЦК…). Ну, назовем это: «синдром бурбулиса». Или там: кравчука…

А затем: хоп, и …прозрел. И – отрекся. И уже у тебя глаза на лоб: ба-а-а-тюшки! Да, не снится ли мне это?!! Я не про пролеевых и быстрицких, возглавивших соросовские общаки, из которых расплачивались и продолжают с погубителями страны. Я не про лосевых и грабовских. Я не про звигляничей и похожую, гнидотень, рванувшую в свое время за бугор, в вожделенный рай демократии и очень многих сортов колбасы. И, как к материнской груди (ну, или, к примеру: к горлышку чекушки) припавших к микрофонам «голосов» , «свобод», «бибисей» etc. Я – о спиркиных, шинкаруках, ойзерманах… Много их. Ох как много. А бумаги – мало. Нафиг она мне – эта бухгалтерия. Другие: учтут. Сравнят, оценят, как засушенных насекомых, булавочкой прошпилят и соответствующий шильдик прикрепят. Там будут различные сведения: «родился – помер», разные имярек, чему учился, по какой теме защищался, где ошивался и отирался, возглавляя и надрываясь в трудах тяжких, по прославлению КПСС, СССР, светлого будущего etc., но у всех будет одинаковое начало: Homo vulgarіs iudus…

Впрочем, им-то и напрягаться, – и страдать, – особо при предательстве не приходилось. Не-че-го и не-ко-го в нетленной философии и среди классиков, не местных, но настоящих, было им предавать… Нечего. Не были они учениками. Ни Спинозы, ни Декарта, ни Канта, ни Фихте, ни Гегеля, ни Маркса, ни Энгельса, ни Ленина. В лучшем случае – до коленок ихних дотянулись. Дорасли. Разумеется, не состоявшись как ученики у настоящих классиков, тем более они не могли стать учителями. В лучшем случае – клонировали себе подобную и еще более мелкотравчатую серость. Ну, ту, что сегодня философами самообзывается. И так вот – на коленях собственных, – и простояли, ошиваясь (нередко в директорских, деканских, зав. кафедрами и пр. зав. отделами кабинетах). Жили: дрожали (ненавидели и презирали). Кто успел: перед уходом в небытие и забытье: успел «отряхнуть прах тяжелого наследия» и «вытереть ноги». Многие – не успели. Отдельные организмы, спешно поменяв оптику, обеспечивающую возможность все, без изъятия наименьшего, видеть и оценивать «с точностью до наоборот», еще и сегодня, с катастрофически убывающим энтузиазмом, хватают за руки слушателя (читателя, зрителя), – благо, СМИ почти тотально были прибраны в свое время к рукам ихних теперешних хозяев и столь же оперативно и тотально превращены в СМДИ – средства массовой дезинформации.

Желающих внимать – до неприличия мало. Добре знают: «Единожды предавший…»

…Уж чересчур большой была она – диспропорция между ними: философией действительной и реальной. В 2-3 десятка можно вобрать философов действительных. Копнин. Батищев. Ильенков. Давыдова. Босенко. Иванов. Яценко. Лифшиц Мих., Науменко, Дробницкий, Канарский, Мегрелидзе. Разумеется, в многотысячном корпусе нотариально заверенных «советских философов» было множество с приличным уровнем философской культуры, кое-кто добился значимых результатов в специальных философских темах и вопросах. Но как же много было «философского» планктона, а то и просто паразитов, имеющих, – сначала, – своей целью: «остепениться», а затем – любым способом оседлать философские «высотки», и … оттянуться. И – «поруководить»… И это – в философии-то. Тьфу, срам-то какой Господен!

Они были смешные и жалкие, но их обходили стороной: память у них была оч-чень цепкая. Вот и вырастали сонмы этих местных классиков, сонмы этих посредственностей (кто-то из них перед уходом в забытье успел отречься; кто-то – отрекся, но забытье медлит). Великое дело: практика. Не будем развивать тему, ибо молодняк: вонюч и непрофессионален, а с дементными «местными классиками» – скучно… Другие придут, сменив уют на контент и компаративный труд…

Все сравнят, взвесят, оценят. Зафиксируют… Увековечат… Ну, в смысле: запечатлят...

Что есть классика? Непреходящее в преходящем.

Именно советская философия была тем самым «прошедшим», которое содержало в себе непреходящее. Не сводилось, не исчерпывалось непреходящим (хотя и декларировала это, однако же, к глубокому сожалению, уровень долженствования, уровень существования – превзошел, задавил уровень сущности. Вместо того, чтобы совпасть в действительности).

И все же советская философия – была. Состоялась. А это значит: есть. Будет. Советская власть – ведь тоже не состоялась как действительная и к тому же: в форме практической всеобщности. Но ведь: была. Состоялась. Как реальная. То же самое: коммунистичность (гуманизм). И процесс обобществления (власти, собственности, человека etc.) – не состоялся как действительность, и тем более: в форме практической всеобщности. Но: был. Реальный. И даже этого: их бытия в качестве реальных – вполне хватило, чтобы за 70 лет мир стал совершенно иным. Стал и есть. Хотя контра и прокукарекала о своих победах: решительных и окончательных…

А то с чем же они, – те, кто яростно и осатанело разрушал СССР, воюют сегодня?!! С призраками?.. Пусть стебаются… С этим контингентом спорить – здоровья надо больше, чем ума. Уж не говорю – разума. Пусть упражняются. И даже не «уп», но: «ис». Это – единственно доступный им уровень «полемики»: набрасывание дерьма на вентилятор. Они – нас, – повторяю, – объявили побежденными. Но мы об этом как-то не очень и подозревали, тем более: нынче не подозреваем, а, судя по суетливо бегающим глазкам и очевидно дрожащим ручкам, не очень-то верят в это предприятие и они сами. Ну, те, которые валили, рушили, воровали и кукарекали. И еще – со стремительно убывающим энтузиазмом доворовывают и, – сквозь зубы, шипеть продолжают.

К слову, тем, кто получал (сейчас буду говорить лишь о философском) в свое время добротное философское образование, затем «двигал» науку философскую в режиме академического, либо же вузовского исследователя (аспиранта, кандидата, доктора, м.н.са, с.н.са и т.п.); сеял разумное, доброе, вечное в ВУЗовской аудитории в качестве преподавателя, старшего преподавателя, доцента, профессора – так вот им…легче. Они (я о предавших и отрекшихся) могут еще раз (и еще много, много раз) «прозреть». И снова стать … субъектами научной философии и нормальными преподавателями. Ну, как нормальными… С поправкой на то, что «Единожды предавший…»

Да, так вот. Эти еще могут (попробовать) опять стать «девственниками» и «девственницами». От философии. А вот те, кого они покалечили, кого погубили – фаршируя «философским» фальшаком, напихая фаршем из отбросов духа, – и при этом: от имени государства вручая им диплом о высшем, – философском, – образовании – уже не исправить. Эти: родились и выросли – в духовном рабстве. В духовных помоях (чем гуще и теплее помои, тем ярче и завлекательней упаковка). И для них это – естественно… И постмодернизм, – «у каждого своя истина», – для них нынче – индульгенция. Как вчера – «концептуальный плюрализм». И что взять из увечного? Из калеки духовного. Вина: на тех «взрослых» специалистах, которые из нормальных детей, подростков и молодых людей, – сознательно и намеренно! – вырастили, сформировали – духовных и моральных компрачикосов. Вина огромная и неискупимая. Что есть постмодернизм как «философская» санкция на концептуальный плюрализм? Это – методология пошлости. А, точнее сказать: пошлая методология пошлости.

Конечно, ее явный избыток нынче, этой хвори межеумочной (равно, как и ее носителей), обитающей в т.ч. и в «философских» пространствах. Ну, той, которая идеологически в свое время, – сначала оглядываясь и робко, а затем внаглую и вызывающе, – обеспечивала развал; затем ей все время было его (развала) мало результатов и следствий; жила заемным умом, штамповала свои политические, экономические, эстетические, включая и философские экзерсисы и проекты на заемных, – импортных, – клише и матрицах. Т.е. гнала, – заметьте: сознательно и зафиксируйте: отнюдь не на общественных, отнюдь не на факультативных лишь началах, – тот интеллектуальный фальшак, который и до сих пор сочится практически изо всех СМДИ и «официальной» философии. И рефрен везде один. Ну, рефрен один, аранжировки две: «Долой от Москвы!». «Даешь евроинтеграцию!». Про «долой» ничего не скажу, но ведь «даешь» может оказаться пророческим, вещим и осязаемым: под самый нос и даже – в нос… Ну, а касаемо самой сути призыва, стенания, просьбы, мольбы и упования: «даешь», так: Бог подаст…

В конце-концов, все это сотрясение воздуха, цоканье копытцами по «клаве», корпение над листом (многими листами) бумаги, которые принято, – очень часто: чрезвычайно смело и самонадеянно в узких кругах очень ограниченных лиц, – называть философствованием (а оно-то и тянет, в лучшем случае, на превращенную форму такового: на философство) тестируется на предмет добротности чрезвычайно просто. Кому от твоей «философии» стало действительно лучше? Скольким людям? Людям-человекам? И не стоял/стоит ли тебе комом в горле кусок хлеба (и до хлеба), которым с тобой рассчитались хозяева за такое твое якобы мастерство…

Действительная советская (научно-состоятельная) философия – к счастью, выполнила свою миссию. И – продолжает выполнять.

…Если «простой» блоггер в состоянии написать приведенный ниже текст – мне ничего большего и не надо. Это значит: научная философия – банализируется (об этом может даже и не подозревать ее субъект). Это значит: завтра она, как сущность, будет соединена в практиках человеческих с существованием и мы, – не мы, так дети и внуки наши, – будем жить в действительном мире. В мире действительного гуманизма, сущего в форме практической всеобщности. Итак.

«Ползучая Переяславская рада: срастание страны как административный факт.

Что-то мне подсказывает, что вот таким образом – буднично, тихой сапой, без лозунгов, демонстраций, под аккомпанемент скучных официозных слов – всё в конечном итоге и случится.

В минувшую пятницу ничего выдающегося на самом деле не произошло. Просто президенты РФ, Белоруссии и Казахстана подписали очередной набор соглашений и деклараций, запустили очередной нудный процесс согласования стандартов, показателей, тарифов и ещё какой-то непафосной чепухи, учредили очередной наднациональный орган Союза, передав ему очередные суверенные полномочия... Ни тебе сюжета, ни тебе интриги. По телевизору показать - и то толком нечего.

Оно ведь и до этого так было – тихо и незаметно. Безымянные чиновники за несколько непосдсчитанных лет перевернули тонны бумажек, настрочили километры трудночитаемых строчек, протерли тысячи штанов на бюрократических посиделках. Застенчивый и упрямый Сергей Глазьев продолбил через все положенные инстанции Таможенный Союз (ещё тонны... километры... тысячи...).

Вся эта тягомотина, раскачавшись и набрав критическую массу, превратила воссоединение из предмета интеллигентских дискуссий в непредотвратимый административный факт. Отменить этот факт – теперь уже очевидно – можно только ковровой ядерной бомбардировкой.

Психологическая точка невозврата уже пройдена. Её прошиб Путин своей октябрьской статьей в «Известиях». Статьей, кстати, тоже скучно-рабочей и формально не духоподъемной: скулосводящий отчёт о проделанной работе и постановка ближайших задач, решение которых уже технически подготовлено.

Вот тут-то барьер и снесло.

Из публичных словесных потоков вынесло суверенитетно-националистический маргиналитет, который специализировался на доказательстве объективности распада страны и ненужности воссоединения. Ну да, «беловежский дискурс» после двадцати лет пребывания в официальном статусе оказался там, где ему и место, – там, где мотор у «запора». Король оказался не просто голым, но и не королём вовсе, а так – бомжом, воняющим в тронном зале по недосмотру караула.

Туда же, на помойку, вынесло благонамеренную фантастику насчёт «оккупации Украины», «бомбёжек Грузии», «МИГов в Риге» и прочего «наказания предателей».

Оказалось, что у пустопорожних дискуссий «воссоединение – не воссоединение» нет предмета.

Есть только прикладные задачи, которые маргиналитет ни обсуждать, ни, тем более, решать, не может. Не приспособлен.

Нет, остаётся ещё хилое пространство, куда можно будет с любой стороны вставить сакраментальное «мы же предупреждали». Я вот почему-то уверен, что с января вскроется множество полевых недоразумений, к примеру, в Таможенном Союзе, – ну не может такого быть, чтобы в кабинетах предусмотрели всё. Не в русской это традиции.

Но ещё больше я уверен, что недоразумения будут разрулены. Скучно и неприметно.

И что, раз уж Нурсултан Назарбаев обмолвился о военно-политической интеграции, – и она неотвратима. Потому что уже продумана, согласована и подготовлена в рабочем непубличном порядке. Ну, или – продумывается, согласовывается и готовится. Своим чередом.

...Барьер снесло. Вне маргиналитета остаются только люди и инстанции, делающие свою работу по части интеграции, и люди, которые буднично привыкают к тому, что Наша Страна на самом деле никуда не делась. Что вот она, на месте. И что нет в этом никакой неполиткорректности.

Очевидно, что страна хочет срастись обратно. И должностным лицам остаётся, как минимум, ей не мешать, как максимум – споспешествовать. Чем они и занимаются в рамках должностных обязанностей.

Кстати, вы помните, что совсем скоро – годовщина «беловежских соглашений»? Ну и правильно. Забудьте. Это был просто кошмарный сон. Нечего всякими глупостями голову себе забивать» [Андрей Сорокин, 21.11.2011, odnako.org].

…В средине 80-х они активно начали и приступили. А в 90-е у окололитературных и околонаучных (околокультурных, околополитических etc.) карликов и лилипутов приятно захрустело в кошельках и они вдруг стали «отбрасывать длинные тени». Они ведь того и не знали, о том и не подозревали, что: «Если карлики отбрасывают такие длинные тени, значит, наступил закат» (фольк). Уже тогда! Правда, многие еще и сегодня головкой вертят: как-то оно будет?.. Они созрели – не расцветая. Созрел и развился лишь хватательный рефлекс.

Так чему ж теперь удивляться и сокрушаться? И – к кому претензии? К исторической необходимости?!! В тираж, в тираж, родимые. В колонны по восемь и – за Крысоловом (слушайте песни Тимура Шаова). А затем, вовсе не исключено – в профсоюз Тимошенки. Не нами же сказано: за все надо платить. Если платить не вовремя – то доведется расплачиваться…

Вот самые взвешенные и свежие советы от человека, к словам, чувствам и практическим действиям которого у меня, и, полагаю, не у меня одного – полное доверие. Итак, 27.11.2011, РФ, г. Москва, 2-й этап съезда партии «Единая Россия». Выдвижение ВВП кандидатом в президенты России. Единогласное, заметьте, – при тайном голосовании, – выдвижение.

«Путин напомнил: на выборы пытаются влиять враги из-за рубежа. Выступая на съезде, вспомнил премьер РФ не только врагов из стана оппозиции, но и их зарубежных коллег. Он предупредил иностранные государства, пытающиеся повлиять на исход выборов в РФ, что это «напрасный труд, деньги на ветер». «Представители некоторых иностранных государств собирают тех, кому они платят деньги, так называемых грантополучателей, проводят с ними инструктажи, настраивают их на «соответствующую работу» для того, чтобы повлиять самим в конечном итоге на ход избирательной кампании в нашей стране. Бесполезный труд. Как у нас говорят в народе, деньги на ветер. Потому что, во-первых, Иуда не самый уважаемый библейский персонаж в нашем народе. А, во-вторых, лучше, пускай, направят эти деньги на погашение своего государственного долга и прекратят проводить неэффективную и затратную внешнюю политику». Путин тайно единогласно был выбран кандидатом в президенты» [Из новостной ленты 27.11.2011].

…Все, что нынче делает местное суетливое (и прожорливое) племя «политтехнологов», «журналистов», «философов» местного разлива и последнего призыва и т.п. похожих бездельников, это, повторяю: наброс дерьма на вентилятор.

То ли по заказу, – за сребреники, то ли факультативно: по инерции. Ведь ничего иного в своей жизни эти великовозрастные мальчики и девочки не умеют. Не научились. Либо же, давно тому назад – разучились. Это – менеджеры и маркетологи по торговле Родиной.

…Какая она была, какая есть, какая будет: советская философия? Советские философы?

Всякая. Всякими.

Реальная, полудействительная, действительная.

Как и та жизнь, которую она отображала, отображает и будет отображать. Она жила, живет и будет жить «ні в кого не питаючись права», ибо «дух обитает, где хощет». Ибо: «Щоб жить – ні в кого права не питаюсь // Щоб жить – я всі кайдани розірву // Я стверджуюсь, я утверждаюсь // Бо я – живу» [П. Тичина].

Единственное, – если она: советская, – на что она (и ее субъекты) не имела/ли, не имеет/ют права: на предательство. Ибо (см. выше): «Иуда не самый уважаемый библейский персонаж в нашем народе».

И, полагаю, это касается не одной только философии. Советской.

P.S. Иных «философий» и «философов» не касаюсь: тем предавать нечего.