Путешествие из СПб в Петровск

Владимир Митюк
Путешествие из СПб в Петровск

Если кто не знает,  Петровск – город в Саратовской области. Он на пять лет старше Санкт-Петербурга, и был основан или учрежден по велению Петра 1, как форпост на южной границе России. Или почти. Я не собираюсь углубляться в историю города, тем более что  ей посвящено достаточно статей как в регулярной прессе, так и в Интернете. А соперничать  авторами, глубоко занимающихся историей, не моя цель. И нужно ли это?

Как правило, по своей воле в российскую глухомань вряд ли кто поедет, но, коль судьба предоставила возможность, и, прямо сказать, необходимость, еще раз побывать в Петровске, так почему бы и нет?  Тем более что предыдущие поездки, правда, состоявшиеся летом, оставили весьма приятное впечатление, и послужили основой для одной из глав в моем романе «Грубые хроники». 

И добраться до города было легко.  Хочешь – прямым поездом до Саратова, а там –
на автобусе каких-то 89 километров. Если это не устраивает, то самолетом, или поездом «Москва – Балаково». Он приходил рано утром на станцию Петровск, сто пятьдесят метров до завода, триста – до гостиницы. Устроишься, выпьешь кофе – и вперед.

И вот, настал момент, когда перспектива покинуть т.н. культурную столицу стала вполне осязаемой, работа есть работа. Что делает человек, когда понимает, что ехать таки придется? Правильно, наш современник полезет в Интернет в поисках оптимального пути.
С пересадкой или без, самолетом или поездом….
   
Но бездушный сайт выдает – данная станция отсутствует в расписании!  Да не может такого быть! Ведь сами ездили. И переименовать не могли – ныне тиран и самодержец Петр Первый в почете, это не какой-то там Карл Маркс – бывшее название главное улицы городка, ныне называемой Московской.   

Нету города, хоть тресни! А на карте есть. Смотрим остановки балаковского поезда. Есть он, но следует не напрямую, а через Саратов, крюк километров сто пятьдесят. И нам не слишком подходит, благо поезд «СПб - Астрахань» никто не отменял. Звоним в Петровск – так, мол, и так, что делать? – Не ссыте, вас встретят у поезда, езжайте спокойно, и довезут до места назначения….

Билеты взяты, купе. Но – без питания, такое на астраханском поезде не предусмотрено,  озаботьтесь сами или милости просим в вагон-ресторан, где обдерут как липку…. В итоге сумки нагружены куриными окорочками, помидорами, колбасами, вареным мясом и проч., мужчины же должны питаться!

Сели, распаковали ужин, и тут новая вводная…. Знаете, в гостинице, где вы должны остановиться, отключили свет за неуплату. Но мы вас устроим, на улице не останетесь. Правда, там не топят. Но обогреватели…. А при обещанных и, кстати, полученных -18 на улице, можно представить….

А в поезде, против обыкновения, было весьма комфортно, тепло и спалось хорошо. Симпатичная проводница предлагала товары – орешки там, кроссворды. Ну, купите хоть что-нибудь, у нас план. Но зачем? Что-то купили, хотя нас обаять весьма трудно. Наверное, и большинство пассажиров. В поезде, как в советские времена, закрывали туалеты за какое-то время до крупно или узловой станции, но это не стало большой помехой нашему путешествию через города….
За окном – запорошенные снегом равнины, пригорки, маленькие, умирающие поселки и вязанные изделия, соленья и варенья, пиво и лимонады, ныне именуемые пепси-колой. Увы, уходили ни с чем – все есть, перепроизводство,  а в нужды народонаселения вникать лениво. Своих забот хватает и лишних денег у пассажиров не водится.

Вот, наконец, и миллионный Саратов. Прибыли точно по расписанию, нас встретили на заводской «Волге».

Горд украшен, однако фиолетовые имитации фонарей вдоль улиц раздражают. Может, это специально выбран стиль такой, индивидуальный? Представьте себе как нарисованные светящиеся фонари ужасного цвета, зато сделанные, видно, по энергосберегающей нанотехнологии. Минут через пятнадцать мы покидаем Саратов и выезжаем на трассу. То есть, почти сто километров на северо-запад, откуда, собственно, мы и приехали.

Час с небольшим, и мы тормозим у здания, где нам обещано пристанище…   Нас проводят на территорию Петровского завода автозапчастей АМО ЗИЛ, одного из двух градообразующих предприятий! Да, завод функционирует, или находится в подвешенном состоянии….  И столовая!!!  Правда, от двухэтажного здания осталась лишь вывеска и хорошо оборудованный зал…. И легкое шевеление персонала…

Мы – единственные постояльцы, и размещаемся по собственному разумению. Все так, все удобства, нас не обманули. И в том, что есть два – из них один работающий, обогревателя….. М-да…. Горячая вода тоже есть, но холодная. Уютно, вот если бы июль! Но за окном последние числа ноября, и выходить на улицу без шапки-ушанки не рекомендуется. Разумеется, если вы не камикадзе.   

Мы – нет. Как-то поужинали, вскипятив чай в глубокой сковородке. Посуды – много, но чайник, наверное, куда-то ушел.
Алексей, мастер на все руки, починил сломанный обогреватель, и мы получили шанс не замерзнуть.

Согрелись, а утром – на работу. Снега практически нет, ясное небо. Наверное, ночью были видны звезды.

И только собрались выходить, как слышим – кто-то стучит в запасной выход. Как позже выяснили, в неработающую столовую. На пороге – дама, - мол, так и так, я из столовой, не хотите ли оплатить проживание? Кто бы возражал, но цена приятно удивила и огорчила одновременно….  И неспроста – школу выживания проходили? Искренне рекомендую.   
Ведь нас предупредили – свет точно будет, а тепла никто не обещал.

Про работу…. Скромно опускаю, свое дело делаем, не в первый раз. К обеду потеплело. Выпал снежок…. И уже, наверное, не растает…. И река Медведица уже подо льдом. Так что искупаться можно, но в проруби. Но моржей среди нас нет. Нам бы согреться…. Что мы и реализуем вечером традиционным способом. Пельменями, то есть.

На следующий день, субботу, после работы заглянули на «вокзал-с-которого-не отправляются-поезда». Все так – вокзал есть, и симпатичный, перед ним – бронзовый Петр 1 на постаменте, смотрящий вдаль. Вдаль, по Московской, бывшей Карла Маркса. улице, с памятником Ленину у здания райкома - исполкома, то бишь, местной муниципальной администрации, а поездов нету. То ли невыгодно стало перевозить трудящихся, то ли что-то с путями и рельсами. Зато ходит автобус до Саратова, маршрутки и такси – всего-то тысяча с машины. Хочешь – езжай один, а можешь в компании…. Но железнодорожная касса работает,  пусть не каждый день.

То есть, обстановка максимально приближенная к городу Зеро. Правда, там герой был один, а нас – трое, надеюсь, это упростит задачу эвакуации по окончании работ. И нам не подадут на обед торт в виде головы, шеф-повар не застрелится…. Нашли место,  где в принципе можно съесть комплексный обед, «Трактир» называется, так, больше 250  рублей. Не хило для уездного города. Так что мы решили обойтись собственными силами. Заодно израсходовать свободное время – вечером гулять по улицам скучновато.

А городок, довольно симпатичный летом, производит удручающее впечатление. Сейчас население около 30 тысяч, и убывает с каждым годом. Одно из ГО предприятий, на территории которого мы живем, скорее не работает,  хотя люди на территории замечены были, и даже на вахте сидит контролер-охранник….  Другое, на которое мы приехали, ордена Трудового Красного Знамени и с памятником Ленину у проходной, функционирует, но портфель заказав изрядно похудел. Это видно невооруженным глазом.

Мы сначала даже постеснялись спросить у коллег про размер зарплаты. Но она всяко, на два порядка ниже, чем у «рядового сотрудника Центризбиркома»…  Однако ж наши коллеги полны оптимизма, есть перспектива получения новых заказов. И это хорошо.

И тот, кто надеется, что все сойдет на нет, и народонаселение самоликвидируется,  жестоко просчитаются. Мы привыкли выживать в самых невероятных условиях.   Потому что рядом с потухшей гостиницей сияют окна бассейна, построенного еще при советской власти, народ бодро передвигается по улицам, и работают магазины.

Школа выживания в действии…

Возможно, впечатление смазалось плохой погодой, переход с осени на зиму редко бывает приятным.

А недавно Саратов посетил эмиссар ЕР Вячеслав Володин. Вот что он сказал (текст с первой страницы изданного по заказу Саратовского регионального совета ЕР тиражом 600000 экз. Информационного бюллетеня «Верьте только делам!»): «Повышение зарплат в среднем до 10 тысяч работникам детских садов обязательно состоится»….

Без комментариев….