Черный лебедь

Александр Герзон
Подслушанная история


Он плыл медленно и торжественно.
Двигался по зеркальной водной глади как бы одной  силой своего желания. Красота изгиба лебединой шеи завораживала. Забывалось о том, что рядом, за оградой зоопарка, шумит двадцатый век.
Лебедь был черный.
— Бабушка, почему одни лебеди — белые, а другие — черные? — спросила девочка лет восьми со строгими глазами.
Модно одетая пожилая женщина устало улыбнулась:
— Я не биолог...
Но вдруг глаза ее оживились:
— Знаешь, что? Сейчас дедушка принесет нам мороженое, и мы его попросим сочинить об этом сказку. Или, может быть, даже я сама попробую. Хочешь?
Девочка молча кивнула.
— Это было очень_очень давно, — медленно, плавно, с паузами начала бабушка. — В те далекие времена лебеди  были ... м_м ... серые, как гуси. И жили тогда на тихом озере среди леса лебедь и лебедушка. Они крепко любили друг друга ... и всегда были вместе.
— Как вы с дедушкой?!
— Будешь слушать сказку или задавать вопросы? Пролетели многие годы. Лебединая пара старела, и эти две птицы уже не могли летать быстро. Когда стая зимой двигалась в более теплые края, они задерживали ее ... М_да ... И однажды перед перелетом главный лебедь прямо спросил их:
— Полетите? Не трудно? Или останетесь?
— Останемся, — ответили они. — Не хотим больше быть вам в тягость.
Зимой озеро замерзло ... Да ... Но ни охотники, ни волки, ни лисы не могли застать врасплох опытных и осторожных старых лебедей. Все же силы одинокой пары таяли.
Только любовь друг к другу помогала им еще. Да_а...
— Как вам с дедушкой? Тебе грустно?
— Мы с дедушкой не одиноки: у нас трое детей и много внуков, в нашем доме — наша славная, наша добрая старшая дочь...
— Это — моя мамочка!
— Конечно, мы не одиноки. С нами и ты, и твой братик. Наконец, твой красавец-папа. Нет, мы не одиноки, мое сокровище!
— Я не про то, бабушка. Я — про вашу с дедушкой любовь. Мне уже восемь лет, я ведь все понимаю, бабуленька. Я знаю, как ты любишь деда! И он — тебя! И папа — маму. И как все вы любите меня и шалунишку_братика.
Глаза девочки стали глубинно сиять, она крепко обняла женщину — и они прижались друг к другу, замерли.
Бабушка вскоре продолжила взволнованно:
— Однажды долгой зимней ночью супруги ... м_м ... лебеди признались друг другу, что боятся одного и того же — пережить любимого и остаться в тяжком одиночестве.
Тогда они решили...
Сочинительница как бы опомнилась и перебила сама себя:
— Не то, не то! Я не учла твой возраст! И вообще пусть дедушка закончит сочинение!
— Рассказывай! — потребовала внучка — Кто начал, тот и должен кончить.
Лицо ее стало не только строгим, но и требовательно суровым.
Вздохнув, бабушка продолжала:
— Тогда лебеди решили не ждать больше, а взлететь так высоко, как смогут поднять их крылья, потом сложить их
и ... Нет, это — не для ребенка! Это слишком ... Я сделаю иначе...
— И погибнуть вместе, — прошептала маленькая слушательница, еще крепче прижавшись к бабушке. — Мне страшно за них, бабуся!
— Да ... И они погибли вместе, — так же, шепотом, решилась подтвердить рассказчица.
Несколько мгновений она помолчала, погрузившись в свои тайные мысли, и, как бы очнувшись, продолжала:
— А весной, когда лебединая стая вернулась, болтливая сорока рассказала о том, что случилось зимой.
И лебеди склонили головы перед такой великой любовью.
— Вся сказка? А почему лебедь черный?
— Нет, моя милая, сказка еще не вся. Еще мысли пришли ... Да ... Возник спор между молодыми лебедями.
— О чем?
- Видишь ли, одни ... э_э ... лебеди считали тот поступок светлым, прекрасным, даже радостным. Потому что такая любовь светит всем другим любящим, как ночной маяк далеким кораблям в море. И в память о том эти лебеди стали белыми. И их дети — тоже. И внуки. И так до сих пор.
— Это очень правильно, они молодцы, — прошептала внучка, глядя куда-то в даль небес.
- Другие же лебеди горевали: они все время думали о последних днях и последних минутах той дивной пары.
Им было так тяжело от этого, что они оттуда улетели.
А в память о том, что случилось на озере, все они стали навсегда черными.
Женщина облегченно вздохнула:
— Вот теперь сказка кончилась. Все.
Тем временем черный лебедь подплыл совсем близко к берегу.
Он казался строг и печален.
Девочка смотрела на него, не отрываясь.
Лицо ее отражало трудные размышления.
Она не заметила даже, как подошел к скамейке седовласый могучий мужчина с тремя порциями их любимого мороженого.