Минуты откровения, рассказ

Онучина Людмила
               
 
               Эх, знали бы  взрослые, как преданно любят дети… И своих родителей, и близких,и тех, в кого вдруг влюбились, нечаянно, но «навсегда»…  О чём это я? О младших школьниках. Будучи руководителем школы, любила посещать уроки в разных классах,особенно у малышей. м                Они – восхитительны!  Любят себя показать: и знают-то, и умеют-то, и красивы-то…   Наблюдаешь за ними –  расплываешься от восторга в улыбке. А они это видят, чувствуют и благодарят доверием. Как?  Делятся самыми сокровенными своими секретами. Уж поверьте: у них секреты есть, да ещё какие важные: радостные, горькие,  вызывающие душевную боль,
тревожащие.
                Первосентябрьская  линейка – удивительный праздник для детей, школы, родителей:море цветов, гости с добрыми словами, шефы с подарками, музыка, впервые на такую широкую аудиторию выступают первоклассники.Они встают на новую ступень детства, ещё не очень соображая, зачем они здесь, почему к ним столько внимания – поют себе, один другого громче читают стихи, аплодируют невпопад, как бы говоря: «А я вот какой, заметьте меня, полюбите…».
                На одном из таких торжеств я и сразу заметила среди первоклашек не очень –то крупного мальчишку, темноволосого, с правильными чертами лица, открыто улыбающегося, с глазами, распахнутыми огромному миру, который приветствует только его, маленького человечка, и безмерно  рад ему. Он пел  песенку про «Антошку». «Голос – под дрозда»…- шепнул кто-то рядом из стоящих. И правда, все присутствующие замерли, слушая его правильное, не по-детски красивое пение.  «Эдуард Дрозд. Для сцены – звучно, - подумалось нечаянно и отложилось в памяти, - только бы случайно когда-нибудь не заменить этим «дроздом» его  настоящую фамилию». Им нельзя было не любоваться.
                Когда под  несмолкаемые  аплодисменты  учительница повела первоклашек в класс мимо меня, рука  моя  невольно коснулась  макушки головы  Эдика, погладила.  Он вскинул тёмные длинные ресницы и улыбнулся той доброй детской улыбкой, от которой светлеет весь мир. С того дня и началась наша с ним дружба, полная «секретов» и неожиданностей.
                Звонки, перемены, свои уроки, совещания, педсоветы, «трудные» ученики и «трудные»…учителя (и такое, поверьте, в школе бывает: тут надо проявить  искусство – понять человека, выяснить  самое важное – в интересах ли детей его позиция, указать на ошибки, а если надо, тактично потребовать должное). Полсентября – это время налаживания учебного процесса.
                Теперь  появляется возможность пойти на уроки к первоклассникам.
 - Доброе утро, дети. Доброе утро, Елена Николаевна.  Я вот к вам в гости, посмотреть, что вы уже умеете-знаете. Позволите? – спрашиваю я, зайдя в кабинет за пятнадцать минут до звонка.
- Здравст-вуй-вуй-те-те! – хором отвечают дети, стараясь как можно громче… За ними, как мама,мило улыбаясь, спокойно приветствует меня учительница  и показывает место, где  удобнее сесть, чтобы всех видеть, изучать. в                Навстречу мне идёт тот самый Дрозд, берёт меня за руку и   говорит: «Это мой большой друг с той самой линейки, главный учитель в школе, и её все слушаются, даже учителя. А некоторые любят, я люблю первый».  И добавил: «Вас здесь н другие тоже любят». Слышали это все и восприняли  заявление как должное. Довёл меня до свободного места и громко  сказал: «Тут Вас никто не обидит». Затем важно пошёл к своему столу. Елена Николаевна сосредоточенно по-матерински улыбнулась и начала урок чтения.      
                Пролетели три урока, как мгновение. Дети любят и умеют трудиться. Все хотят отвечать, а более – отличиться. Сидела и думала, откуда берутся потом не желающие совсем учиться, наверно, всё-таки в такой беде виноваты больше мы, учителя. Елена Николаевна на своём месте. Уходя из класса, поблагодарила за труд и детей, и учителя, сказав, что «…в этом доме здравствует большая, дружная семья. Любите друг друга…»
- А мы забываемся и учительницу называем мамой, она не обижается, - сказала девочка с огромным белым бантом, Аллочкой её на уроке называли.
-   Если Елена Николаевна – мама, то Вы нам – бабушка или тётя? – спросил вихрастый непоседа с первого стола.
-   Ты, Саш, не понимаешь что ли? Это учитель нашей учительницы и других учителей, никакая тебе не тётя, не бабушка, - подвёл итог Эдик-Дрозд и вышел вместе со мной в коридор. Здесь он взялся за мою руку и гордо шёл рядом до моего кабинета. У десятиклассников – рот до ушей.
 - Можно, я Вам в кабинете скажу секрет? – вдруг спросил мой провожатый.
 - Заходи, - позволила я.
 - Санька Шмель, десятиклассник, сейчас мне шепнул, чтобы я к Вам не приставал, потому что Вы их учительница, и они Вас любят. Это правда? – прошептал он мне на ухо, встав на цыпочки, попросив меня наклониться, чтобы уж точно никто не слышал.
 - Да, я их учительница литературы. Я их люблю, думаю, есть взаимность,- стараясь говорить на равных , ответила я, беря тетради, книги, чтобы идти к десятиклассникам на урок.
 - А как же я? – спросил он растерянно.
- И ты ко мне придёшь  изучать литературу, как подрастёшь, - ответила я.
- Я обязательно подрасту. И мы всем классом к Вам придём, - весело улыбнулся он и вышел.
                После той беседы прошло несколько дней. Возвращаюсь с урока в свой кабинет, а у дверей стоит наш певун Эдуард. Ждёт.
- Можно Вам рассказать про мою беду? – тихо произнёс он.
- Заходи, только говори суть, самое важное. А то у меня урок,- сказала я,  подчёркивая тем самым важность нашего разговора.
- Я Вам по секрету… Вы никому не расскажите? – осторожно начал голосистый.
- Даю слово – никому и никогда.
- Меня Аллочка больше не любит.Петь со мной не хочет. А я думал с ней свадьбу устроить, -с трудом выговорил мой собеседник и совсем опустил голову.
- Дружище,  ты и один прекрасно поёшь. Пусть и она одна поёт: вы оба у нас – солисты. Свадьба у тебя обязательно будет с другой девочкой, которая тебя полюбит, -  серьёзно сказала я.
- А где она? – заинтересованно спросил Дрозд, поднимая голову.
- Где-то есть, встретитесь непременно. А теперь пойдём на урок, - заключила я, и мы вышли в коридор, направляясь в разные стороны.
                В школе готовился конкурс на лучшую песню. После занятий в классах шли репетиции. В вестибюле музыкант занимался солистами, дуэтами. Поют дуэтом и Аллочка с Эдиком. Завидев меня, он подбежал ко мне и на ушко сказал: «Алка сразу согласилась со мной петь, как только я сказал, что у меня уже есть другая девочка, она скоро найдётся…»
                В конкурсе они были признаны лучшими.Только радости у них на лицах не читалось, а почему, скоро выяснилось. На этот раз у дверей кабинета ждала меня Аллочка. Плача, поведала: «На каникулах Эдик едет с родителями … искать ту девочку, с которой у него будет свадьба».
-Не плачь , они её найдут не скоро, только лет через пятнадцать, вы за это время вырастите, ещё не раз поссоритесь, помиритесь. Чтоб он твоих слёз никогда не видел, поняла?  О нашем разговоре ему – ни слова. Умывайся – и в класс, - проводила её до туалета.
                Учебный год шёл к концу. Весна. Старшеклассники, как всегда, весной расцветают,чуть меньше уделяют внимания «граниту наук». И только предстоящие экзамены со скрипом заставляют их смотреть в книгу. А наши первоклассники чуть подросли и в школе чувствуют себя как дома. На равных со старшими. Видели бы вы, мой читатель, картину, когда утром встречаются дети: первоклассник подаёт руку старшекласснику – тот пожимает ручонку малыша, с достоинством. Трогательнейшая картина… Умиляет.
                Конец учебного года. Последний звонок отзвучал. Младшие прощаются на всё лето.У старших ещё  консультации, экзамены – волнений … А сегодняшний день закончен, девятый час вечера. На стадионе гоняют мяч малыши.  Навстречу мне вприпрыжку  продвигаются две девочки – Леночка с Аллочкой, теперь они второклассницы.  Алла вдруг свернула на стадион, а Лена – ко мне.
- Я Вам секрет открою, только не проговоритесь моим папе с мамой. Даёте слово?  – грустно  спросила она.
- Самое честное слово, - пообещала я
- Папа утром сказал маме, что ему нужен в доме мужик, а то ему одиноко. Мама согласилась.
Скажите, зачем мне ещё один папа? – продолжала Лена.
- Да  не о втором папе говорили они, - заключила я.
- О мужике, точно о мужике говорили, - настаивала девочка.
- О братике для тебя речь вели, - успокаивала я её, - не выспрашивай у них, подожди. Они тебе сами скажут, вот увидишь.
- А-а-а. Значит, меня уже любить не будут… - обеспокоенно произнесла девочка.
- Любовь делится на всех, всех одинаково любят, - услышала  она мой ответ.
-  Наверно, делят. Вон папа Мишкин любит и маму  Мишки, а  ещё любит продавщицу.  Дома часто не ночует. Мишка сам говорит. И Вы говорите:  делят…  Делят, – заключила она.
-  Тихонько останови Мишу, если он ещё об этом заговорит. Это дело взрослых. А в вашем доме любви много – на всех хватит. Будут тебя любить. Давай прощаться, - подытожила я, подойдя к своему  дому. Леночка заспешила домой. Что-то услышит она дома на свои вопросы…
                Давно стали взрослыми эти дети. Помнят ли они свои минуты откровения… Едва ли. А я берегу все их «секреты», боясь потерять. Они греют мою душу…

                28.11.2011г.