О природе смешного

Екатерина Кантая
Смех – способ преодолеть напряжение по отношению в тем вопросам бытия, которые никогда не могут быть решены окончательно. Смех, ирония как лакмусовые бумажки высвечивают темы, актуальные для человека в данный момент. Отсюда – цинизм как результат страдания. Циники, в отличие от простых шутников, высмеивают сам факт своего существования, ценность жизни как таковой, что есть результат крайнего отчаянья. Невосполнимость утраченного, несбыточность ожиданий толкает нас на путь отрицания их ценности. Хам смеется над обнаженным отцом своим преодолевая комплекс неполноценности перед его доминантой (в том числе и сексуальной).
Проблемы пола, жизни и смерти – частое содержание анекдотов. Огромное количество историй про тещ и зятьев, достаточно жестоких (разные изощренные способы убийства и радость по этому поводу) – страх перед собственными желаниями и неспособностью выразить агрессию иначе. При этом практически нет подобных сюжетов о родителях – это имело бы слишком непосредственное отношение к самому рассказчику. Табу преступают только циники и дети, впервые называющие мать дурой.
Интересно, с этой точки зрения проанализировать содержание анекдотов построенных на сравнении людей разных национальностей. На мой взгляд, так можно получить достаточно достоверное представление о нашем менталитете, отличное от политически навязанных образов.
Чувство смешного развивается в человеке, видоизменяясь в соответствии с системой его ценностей. Как известно дети – смешливы, их смех вызывает незначительная неожиданность изменившейся окружающей действительности. Значит ли это, что для ребенка весь мир, все что он способен воспринимать сенсорно или интуитивно является актуальной ценностью? Вероятно. Это чувство причастности и составляет основу счастья, которую утрачивают взрослые и пытаются восстановить, создавая сверхценности (любовь, творчество, деньги, карьера).