1. 12

Нина Марченко
Чудеса.
И все таки жизнь изменилась. Не так как бы нам хотелось. Скорее всего ворюги, процветавшие во времена застоя, захотели узаконить свое наворованное. Сначала было особенно мрачно. По всей Москве открыли лавки бывшие преступники. Они даже не продавали, они легализировали себя. Идеология, запрещавшая всякую собственность, оберегала тех, кто собственностью овладел незаконно. Потом бесконтрольное печатание денег. И, как результат, прекращение всякой полезной деятельности.
Мы жили исключительно на зарплату и очень скоро обнищали. На остатки денег я закупила Сашке одежду года на два. Ее я готовила к тяжелой и скудной жизни.
Это было время воцерковления, и молитвами старца я бросила курить. Последний мой обычный отпуск прошел на пароходе Москва – Валаам.  Мы с Сашкой занимали отдельную каюту. Взяли с собой много книг. Покупали воблу. На борту был ресторан. Мы занимали столик вдвоем и на свободные места подсаживали очень благовоспитанных мужчин среднего возраста. Оказалось, что это отставные капитаны, поселившиеся на пенсии на берегах Волги и подрабатывающие лоцманами. Вечерами слушали фортепьянную музыку в исполнении известного пианиста. Старый мир прощался с нами трогательно. За иллюминаторами бесконечные родные просторы. Уезжая из Москвы, я взяла пачку сигарет. Но они оказались мне не нужны.
Мне предложили работу в иконной лавке. Целый год я работала продавцом, числясь главным инженером на старой работе. Ушла, так как невозможно было совмещать пребывание в церковном коллективе с бездеятельностью разложившегося проектного учреждения. Как только я принесла документы и в монастыре узнали, что я инженер строитель, меня назначили прорабом. Это называлось послушанием. Платили мало и я по возможности «халтурила».
В это время, как не странно, мы получили помощь с Запада. Это - компьютеры. До того и расчеты и даже вычерчивание выполняли отечественные машины размером в зал. Были так называемые «персоналки», но они слишком примитивны для проектирования. Пошла работать дочь и на первую зарплату купила старенький американский компьютер. Я сразу поняла преимущества «Word»а в разработке текстового материала. У меня в офисе образовался вполне приличный пентиум с АВТОКАДом. Монастырь был на острие прогресса. Я оставалась в монастыре, но при первой возможности занялась знакомой мне проектной работой.
Разве не чудо, что мне довелось проектировать церковь на Святой Земле. Об этом подробнее.
В конце девятнадцатого века Русская Православная церковь приобрела несколько участков земли в Палестине. В местах библейских и очень ценных для людей верующих. На месте поместья родителей Иоанна Предтечи был основан Горний монастырь. По названию этого места в Евангелие. Вокруг невысокие, со ступенями заросшими оливами, горы. Рядом три католических монастыря.
В 1911 году началось строительство большого храма в Горнем монастыре, но в начале первой мировой войны строительство законсервировали. Недостроенное здание простояло 90 лет. Заросло деревьями. Стало похоже на развалины. Чертежи не сохранились, но по расположению колонн можно было угадать, что проект был выполнен в стиле «русская Византия». Так началось долгое десятилетие пребывания моего сердца в этих чудных местах.
Моя дочь тем временем удачно вышла замуж. У меня двое замечательных внуков, но это уже другая история.