Вторая жена

Павел Полянский
Аня. Проходите, проходите!

Неторопливо входит Ольга. Осматривается.

Ольга. Давно я здесь не была.
Аня. Какие ощущения?
Ольга. Трудно так сразу… Кажется, ничего и не изменилось.
Аня. Да вы расслабьтесь.

Аня выходит.

Ольга. А когда, вы говорите, Юра придёт?
Аня (вносит бутылку коньяка и рюмки) Ну! За знакомство!

Выпивают. Аня забирается с ногами на стул. Она похожа на обезьянку.

Cадитесь.

Ольга присаживается на кровать. Аня внимательно наблюдает за ней.

Я вас, честно говоря, немного другой представляла. Вы не подумайте, муж о вас ничего такого не рассказывал. А я особенно и не спрашивала.
Ольга. Вы у него учитесь, да?
Аня. Училась. У нас философия только в первом семестре второго курса была.
Ольга. А зачем ветеринарам философия?
Аня. Ну, не знаю. Программу не я составляю. Может для того, чтобы девушки себе мужей находили.
Ольга (коротко улыбается) Вы откуда приехали?
Аня. Из Тынды. А вы?
Ольга. Я-то местная. 

Пауза.

Я так понимаю, вы животных любите. А почему тогда ни кошки, ни собаки?
Аня. Ну, вы же знаете.
Ольга. Что?
Аня. У Юры аллергия.
Ольга. На что?
Аня. На кошек и собак.
Ольга. Когда мы с ним жили, у него не было никакой аллергии. Может быть, появилась.
Аня. Да нет, он говорил, она у него с рождения.
Ольга. У нас три года жил большой пушистый кот. И всё было нормально.

Пауза.

Или она у него появилась, или он пошутил. Шутить-то он любит.
Аня. Я не замечала.
Ольга. Постоянно что-то придумывал. Я уже перестала понимать, где правда, а где фантазии.
Аня. Нет, со мной он ничего не придумывает. 
Ольга. А эти анекдоты его пошлые… Он вам, что, не рассказывал?
Аня. Какие анекдоты?
Ольга. Ну не знаю как сейчас, а раньше его любимый был о зайце с маленьким черенком.
Аня. Давайте не будем об этом.
Ольга. Давайте. Вы меня зачем позвали-то?

Пауза.

Аня. Cколько вы жили вместе? Четыре года?
Ольга. Да. Два года до этого просто встречались.
Аня. Много получается.
Ольга. Прилично. Со вторым мужем я год прожила. А с третьим уже пятый идёт. 
Аня. Счастливы?
Ольга.  Да, можно сказать, счастлива.
Аня. Пять лет… это так много.
Ольга. Не заметила, как пролетели. Вот сижу на этой кровати и у меня такое чувство, будто он сейчас зайдёт, посмотрит на меня - почему до сих пор не разделась? и сам начнёт раздеваться. 
Аня. Он на вас так смотрел?
Ольга. Постоянно.
Аня. Он на меня так не смотрит.
Ольга. С годами сексуальная энергия убавляется… Ещё выпьем?
Аня. Выпьем.

Аня подливает Ольге. Немного себе. Выпивают. 

Ольга. Тебе сколько?
Аня. Будет двадцать.
Ольга. А, ну как раз я с ним в этом возрасте и познакомилась. У меня тоже второй курс был.
Аня. Вы кто по образованию?
Ольга. Бухгалтер. Я доучилась, он нет.
Аня. Вы что, вместе учились?
Ольга. Он и это не рассказывал?
Аня. Нет. 
Ольга. Да. Учились. 
Аня. О чём вы думаете? Я же чувствую, вы говорите одно, а думаете о другом.
Ольга. Я думаю, зачем в такую рань жениться? Надо было погулять.
Аня. Я погуляла, не беспокойтесь. В этом ничего интересного нет. Лично для меня.
Ольга. И что, никакого нормального парня не встретила? Я к вопросу возраста. Юра старый для тебя. 
Аня. Нет, не старый.
Ольга. Не обижайся, я человек прямой…. Квартира тебе нужна? так и скажи. В общаге, небось, не сладко. А я всегда мечтала в ней пожить. Честно… Ты прям надулась. А на правду не надо обижаться. Я ж понимаю, какие у вас умыслы, у приезжих.
Аня. Понимаете, да? Я за вас очень рада. 
Ольга. Может ты, конечно, и вправду его полюбила. Он тебе в уши налил, а ты и рада. Он это умеет. Ты мне вот лучше, что скажи, тебе подработка не нужна? У меня подруга – повар, её иногда вызывают… В общем, это Крылов. Он на своих митингах бабушек кашкой кормит. Кашка хорошая. Разваристая. У них в основном гречка идёт, манка бывает, перловку иногда варят, но в основном гречка. По две ложечки на тарелку. Тарелки пластиковые. А что? Им ещё чай наливают. Крылов болтает, а люди едят. Платят хорошо. За один выход можешь… Ну это тебе надо с Любой поговорить. Я тебе дам её телефон, позвонишь, всё узнаешь.
Аня. Я не понимаю, вы мне предлагаете каши готовить?
Ольга. Ты стипендии свои копишь, а здесь всегда лишние денежки будут. По стране, может, поездишь. Люба где только не была. И в Самаре, и в Саратове… В Челябинск скоро поедут.  Этого гнилого везде ждут.
Аня. Откуда про стипендии узнали?
Ольга. Юра сказал. Ты ему какой-то портфель хороший подарила.
Аня. Как это он вам сказал? Вы же не общаетесь.
Ольга. Ну, конечно, не так, как раньше, но раз в месяц или в два созваниваемся.
Аня (после длинной паузы). И о чём же вы говорите?
Ольга. Не переживай, ни о чём таком мы не говорим. Просто так, как дела...
Аня. И что он вам ещё обо мне говорил?
Ольга. Ничего. Ничего я о тебе не знаю. Вот и пришла посмотреть… Так что по поводу работы? Я не навязываю, не хочешь – не надо. Но мужу-то помогать. Он же у тебя не олигарх. В вашей шарашке учит… И ещё где-то, да?
Аня. У нас не шарашка. Да, он ещё в трёх вузах лекции читает.
Ольга. Вон как бегает.  Когда мы с ним были, он так не бегал. Дурачок, конечно. Повело его ни в ту степь. Брат его мой сбил. Книжки давать читать. Помню, они куда-то поехали вместе… Куда же это? Не вспомню… А! На могилу! (Перебирает пальцами.) Немецкого…. На К… В Калининград, короче… Меня не взяли… Пили, как черти. А, вспомнила! К Канту. Сашка, помню, всё его читал. Сашка это брат мой. Юра ему звонит, а не мне. Я-то так, если рядом, поговорю. Сашка лежит, не встаёт уже три года. К себе его взяла. А кто за ним ещё ухаживать будет? Вот, не работаю уже сколько. Ну так, выхожу иногда, чисто Любе помочь. Она сейчас рожать собралась, поэтому меня на своё место кинула, а вместо меня… вот, ищет. Точнее, она мне сказала найти. Ну правильно, мне же работать… Нет, я, конечно, понимаю, но всё-таки это как-то ерундистика. Сорок пять скоро, а она… Раньше думать надо было. Всё выбирала, этот ей не то, этот ей не так. Не поверишь, а она мне всю жизнь завидовала… Оля и с мужиком всегда, и зарабатывает прилично, а она что… Только вот недавно поднялась немного, когда у Крылова стала работать. Машину купила. Сейчас вот, это экг собирается делать. А там тоже денежки немаленькие. Диагностики, анализы, повторные процедуры. И за всё плати. И ещё не факт, что удачно пройдёшь, что забеременеешь. Ты хоть знаешь, что такое экг? Искусственное оплодотворение. У неё какая-то подруга сделала, теперь вот она хочет. Мужика наконец нашла. Но так у них не получается. Конечно, 45, климакс на носу. Она даже к этому, к Крылову липла. Не знаю…
Аня. Значит, он не вам звонит, а вашему брату? И что… он вам сказал, чтобы я шла зарабатывать? Он не мог вам такое сказать. Когда мы познакомились, я подрабатывала. Он мне сам сказал, чтобы я ушла. Вы что думаете, я люблю на шее сидеть? Да я пошла бы хоть помылы мыть, хоть вашу кашу готовить! Думаете, я белоручка?
Ольга. Ничего я не думаю.
Аня. А зачем тогда так говорите, будто я работать не хочу, что сижу у мужа на шее?
Ольга. Я так разве сказала?
Аня. Да у меня отец целыми сутками вкалывал. Я ему и стирала, и готовила! И денег у него никогда не просила. Сама могла заработать.
Ольга. Молодец, молодец. А мать что?
Аня. Умерла, когда мне было три года.
Ольга. Бедненькая. А что с ней случилось?
Аня. Да какая разница.

Пауза.

Вы моего мужа никогда не любили. Я вижу вас насквозь.
Ольга. Ну и что ты видишь?
Аня. Что вижу, то вижу. Как он только с вами столько прожил?
Ольга. Как я с ним столько прожила? Не любила… Любила! Да кто ты такая, чтоб меня судить? Ты мне в дочки годишься.
Аня. А вы мне в бабушки! Где дверь, не забыли?
Ольга. А ты не гони. Уйду, когда захочу. Кто эти обои клеил, а? Я! Вот этими руками. А этот стул, на котором ты сидишь? Это я его купила. И этот стол. И эту кровать. Я всё ездила, выбирала. Ему никогда ничего было не нужно. Любила… Любила!
Аня (встаёт). Хотите, забирайте. И стул, и стол, и кровать. Обои вам сейчас содрать или потом?
Ольга. О-о-о…
Аня. Что “о-о-о”!

Ольга качает головой.

Аня. Что!? Что!? не нравится?
Ольга. Да ты волчица.
Аня. Не нравлюсь, да?
Ольга. Намучается он с тобой. Я-то думала, и правда себе божий одуванчик нашёл… Он же мне так о тебе и сказал: “Анечка у меня, божий одуванчик”. Неужели, все мужики такие слепые. Ну да, попа у тебя ничего. Сиски вроде есть. У меня в твоём возрасте не было. Он всегда любил сиски большие. (Наливает себе ещё коньяка.) Ладно, успокойся, я сейчас уйду… (Переливает назад из стакана в бутылку) Убирай его.
Аня. Убирай… Всё выпила, теперь убирай.
Ольга. Там осталось ещё. А сигаретки у тебя нет? Так курить захотелось.

Аня выходит с бутылкой из комнаты. Ольга лезет в стол, ищет в одном ящке, в другом. Наконец находит. Маленький пакетик.

Ольга (радостно). Остался.

Cадится за стол. Аккуратно освобождает себе место, двигая книги, тетради, cтаканы с ручками и карандашами. Из одной тетрадки, пролистав её, выдирает лист. Отрывает от него кусочек. Рассыпает на нём из пакетика табак. Сворачивает его в трубочку.

Ольга (табаку). Надеюсь, ты не испортился.

Заходит Аня.

Ольга. Я этот табачок лет cемь назад припрятала. Когда от мужа второго ушла, я какое-то время здесь жила. Тогда обои и поклеили… Я тогда курила очень много. Юра меня здесь спасал. Помню, запирал, уходил... тогда он только начал преподавать… Я здесь сидела, без денег, без сигарет, с одними макаронами. (Улыбается.) Помню, не выдержала, вышла на балкон, как заору – есть у кого сигарета? Мужик внизу стоял, говорит – у меня табачок. Я ему – будь другом, дай cвоего табачка, умираю. А он – да, пожалуйста. А дверь-то закрыта, ключа у меня нет. Ну, придумали. Он мне сбросил этот пакетик с верхнего балкона. Поднялся к людям, попросил им открыть балкон, сбросил. А потом сам спустился. Хотя я его не просила. А он - я тебе заверну… (Ане) Cпички или зажигалка есть?

Аня нехотя приносит спички и пепельницу. Ольга закуривает. Первый затяг. Кашель. Второй легче.

Покурили мы с ним, а я ему – если ты такой ловкий, принеси выпить. Думала, плюнет, уйдёт. А он нет, снова полез наверх, сходил, купил, снова спустился. Соседи там, наверное, ошалели. Будешь? (Протягивает Ане.) Хотя нет, тебе нельзя. Ты же к беременности готовишься. 
Аня. Он вам и это сказал?
Ольга. Да и так понятно. 

Пауза.

Аня. Что потом?
Ольга. А что потом… Прямо на этом полу. Я уже языком еле ворочала. 
Аня. Фу!
Ольга. Мне уже было всё равно.  Юра приходит, а я пьяная, голая, а на мне этот хрен спит…
Аня. Выбирайте выражения, пожалуйста. 
Ольга. Юра его как с лестницы спустит. Меня в ванну… Потом уложил на кровать. Сам на кухне спал. Это он мне сам рассказывал. Я cама не помню. Помню только утром просыпаюсь, бутылок нет, а табак этот по всему полу. А курить так хочется… Ну, я его собрала… Думала, сейчас покурю. А потом – нет, не буду, всё, хватит. Та была последняя. Но выкидывать не стала. Спрятала вон, подальше в стол. Мало ли, думаю… Ну вот, семь лет он так и пролежал.
Аня. Плачете?
Ольга. Да нет, это от дыма.

Пауза.

Ты береги его. Он у тебя хороший.
Аня (гордо). Я знаю.
Ольга. Со мной он настрадался.
Аня (после паузы). А чего вы пить-то начали?
Ольга (делает ещё самокрутку). Это после аварии. Муж мой второй, Лёшка, на обгон пошёл…Дурак.
Аня (после паузы). Авария?
Ольга (кивает). А потом выкидыш… Хорошо, хоть живы остались.

Пауза.

Ты хочешь ребёнка?

Аня. Да. Очень хочу.
Ольга. Надеюсь, родишь. Я не могла от Юры забеременеть.
Аня. Я смогу.

Пауза. Ольга снова курит.

Поэтому вы от него и уходили.
Ольга. Уходила, приходила, снова уходила… Тогда, когда я к нему сюда после аварии пришла, когда вот это всё с табаком случилось, я ведь… А ты коньяк далеко унесла?
Аня. Далеко.
Ольга. Ладно. Не надо. Так о чём я… Ты подальше встань, не дыши. (Разгоняет дым рукой.)
Аня. Как можете, после того случая, это курить?
Ольга. Сама не знаю. Всё забыла, а сейчас достала, вспомнила. Да сколько прошло…
Аня. Как это можно забыть? Человек вас впустил, помогал вам, а вы ему в душу плюнули. Разве так можно? Да другой бы вас с лестницы спустил… Например, мой отец. Он бы вас… даже не знаю, чтобы он с вами сделал. Но из жизни бы точно вычеркнул. Не знаю, почему Юра вас простил.
Ольга. Может, потому что любил?
Аня. Никогда он вас не любил.
Ольга. Что?
Аня. Я сказала, никогда он вас не любил.

Пауза.

Он мне сам сказал.
Ольга. Когда?
Аня. Вам нужно в церковь ходить и у Бога прощения просить. В вашей душе и в вашем теле столько ядов. Мне вас очень жаль.
Ольга. Мне тебя тоже жаль. А в Бога я, деточка, больше не верю. Впрочем, как и твой муж. Мы с ним мно-о-ого, помню, по церквям-то ходили, ребёночка просили. Так вот не дал нам Бог. А если б дал, тебя бы сейчас, может, здесь и не было. Сидела бы в своей общаге.
Аня. Значит, и не надо было вам давать. Какая из вас мать? И не надо меня жалеть. И врать тоже. Юра в Бога очень верит.
Ольга. И что вы с ним по церквям ходите?
Аня. Ходим.
Ольга. И давно ты такая набожная?
Аня. Я не набожная, я просто верю.
Ольга. Странная ты.
Аня. Может быть.
Ольга. Жалко мне тебя.
Аня. Вы уже это говорили. Почему вам меня так жалко?
Ольга. Да потому…
Аня. Почему?!
Ольга (улыбается). Юра это не твой человек.
Аня. Он мой человек. Я его ждала. Я сохранила себя для него. Для него я готова на всё. Никто, кроме него, мне не нужен. Если вы посмеете влезать в нашу жизнь, вам не поздоровиться. Вот, что я хотела вам сказать. Для этого я вас и позвала. Спасибо, что пришли.
Ольга. Спасибо, что пригласили. (Собирает оставшийся табак в пакетик.)
Аня. Юра верит в Бога, Юра знает молитвы, Юра любит меня, он хочет от меня ребёнка. И у нас будет ребёнок. Если девочка, то Мария, если мальчик, то Иван….
Ольга (убирает пакет). Прекрасно.
Аня. Почему вы так говорите?
Ольга. Как я говорю?
Аня. С усмешкой.
Ольга. Это показалось… Я что хотела сказать. Пару советов от бывшей нелюбимой жены. Ты Юру “заечкой” не называй, или что-то в этом роде, он это не любит. Ещё он ненавидит, когда в квартире собирается много людей. Так что, друзей-ветеринаров лучше сюда не води…Я это говорю тебе, потому что знаю Юру лучше, чем кто-либо.
Аня. А вот и не знаете! Были у меня друзья! И мужу они очень понравились! Отлично посидели. Весело. Это он, может, ваших друзей не любил…. А “заечкой” я его и не думала называть. Что за пошлость.
Ольга. А чай?
Аня. Что “чай”?
Ольга. Ты знаешь, что он любит “Ахмад”? Покрепче. И без сахара.
Аня. Никакого “Ахмада” он не пьёт. Он готовит себе кофе. Добавляет в него молоко…
Ольга. Молоко? Он не пьёт молоко. Может, он ещё и творог ест?
Аня. Ест. (Улыбается.) Может быть, у вас другой Юра был? Жили в этой квартире два Юры… Надо спросить, есть ли у мужа брат-близнец.
Ольга. Злая ты… божий одуванчик.
Аня. Не злая, но горло перегрызу. Если будет очень надо.
Ольга. Да не нужен мне твой Юра. Я мужа люблю. А он меня.
Аня. Вот и любите…. Знаю я таких, как вы… Бывших. У вас одно на уме.
Ольга. У меня на уме завтра кашу для бабулек варить. Пять кастрюль. На Чистых прудах.
Аня. Вот и варите свою кашечку.

Ольга с прищуром оглядывает Аню.

Ольга (одеваясь). Но чувствует моё сердце, не пройдёт и года, как я снова буду здесь жить. С ним.

Аня дожидается, когда Ольга обернётся, и замахивается на неё ложечкой.

Аня (ударив). Никогда! (Ударив ещё.) Никогда! Не будешь, не будешь, не будешь...

Мёртвая тишина.
Аня устало садится на тумбочку. Потерянно смотрит на лежащую.

Аня (очень тихо). А он меня простит...