Когда кончается детство?

Нина Клинова
      Куда оно уходит? - этим вопросом задавались многие. В другие ли
города или еще куда-то... А я вот точно знаю -когда кончается оно.
Конечно, это только о себе знаю. У всех по-разному. И нет здесь
возрастной планки, а есть веха, событие, впечатление - после которых
взрослеешь мгновенно. Жизнь твоя делится сразу на "ДО" и "ПОСЛЕ".

     Моя треснула в августе. "ДО"-мама,папа(отчим,но уже папа),
и младший братишка. Когда я первый раз произнесла  это"папа",
мне  казалось звучание этого слова волшебной музыкой.
   Нельзя сказать, что я не произносила его раньше - ведь были папы
у подруг, у мамы моей был папа, это слово я прочитывала в букваре
и других книгах. Но звучание его теперь, когда оно коснулось меня,
было неповторимым!

    А "после" - это после телефонного звонка, прозвучавшего как гром,
как набат, от которого мама сползла на пол, трубка телефона осталась
болтаться, ударяясь о стену, громко заплакал годовалый брат. После
упавшего из моих рук огромного красного яблока, откушенного один раз,
с ужасным грохотом покатившегося по полу и спрятавшегося за портьеру.
Мне было девять с половиной лет. Я стала взрослой в этот августовский
день. А детство укатилось от меня надкушенным яблоком.

   Оказывается, можно исчезнуть вот так, мгновенно. Погибнуть на
пыльной  полевой дороге.  А.....если и мама....а вдруг....вот так...
Это не вмещалось в моей голове. Страх нечеловеческий, недетский
сковал все  мое существо.  Я взяла ее за руку и не отпускала
несколько лет,по  крайней мере, если это было возможно. Она не
выходила одна из дома - я обязательно была рядом. Она не могла уйти
в лесок рано утром,чтобы  собрать детям земляники. Я, не выспавшаяся
и сердитая, тащилась за ней.
   Только со мной с ней ничего не могло случиться! В это я верила свято.
Когда после смерти отца,маме пришлось работать за двоих - в дневной
днем, а вечером-в вечерней школе, я приходила ее встречать. Наш рабочий
поселок был тихим и мирным. Но я шла, уложив брата спать, по темным
улицам.  Ведь только со мной с ней ничего не случится! А на столе ее
ждал горячий ужин.  Часто за ним она плакала, а я держала ее за
свободную  руку и гладила по голове.

     Если она говорила, что у нее болит зуб, а сходить и взять
талончик  к зубному врачу некогда - это она делилась с соседкой,
то назавтра я  прогуливала первый урок, находясь в регистратуре
поликлиники,и доставала  злополучный талончик и спасала маму от боли.

     Я стирала белье, водилась с братом, когда он болел, пропускала школу-
надо было выживать! На улице надо было следить, чтобы нам не попался человек
в военной форме, вовремя свернуть в первый переулок до того, пока она его
увидит.  Чтоб не заплакала...

     Время лечит. И вот мама уже чаще улыбается, редко плачет. Она уже
берет в руки свою любимую гитару.  Она заказала шить платье!О,
купила туфли!   А где там мое яблоко за портьерой?!Какое же вкусное!
И я уже бежала гулять с подругами, я уже не боялась отпустить ее
в такой страшный еще недавно мир!
   Детство, кончившееся так рано, возвращалось ко мне много-много раз!
Я ,уже не бывшая ребенком по возрасту, становилась им ,приезжая к маме
 в гости.  Приезжая уже со своими двумя детьми, мы становились детьми
все трое.Когда просыпаешься утром и улавливаешь запах пирогов,
доносящихся из кухни.  Когда отчитываешься тепло ли ты оделся,
когда обещаешь не приходить поздно,когда  чувствуешь мамину руку
на своем горячем лбу, когда она прикасается к нему  губами,
оценивая  температуру,  ты все еще ребенок,сколько бы  лет тебе ни было!

  Окончательно детство мое кончилось в мои тридцать девять лет с
последним маминым вздохом...
     на снимке из семейного альбома -мой приезд в детство,к маме