Красные червячки

Анна Боднарук
                КРАСНЫЕ   ЧЕРВЯЧКИ

     Когда подрастали мои сыны, а потом и внуки росли, проблема был одна и та же – вода. А поскольку в городской квартире маленькому человечку, год-два от роду, очень хотелось поплескаться в воде, но открытой воды не было, то единственное доступное для него место, где рукой можно достать воду – унитаз. Если малыша не слышно и не видно в квартире, искать его надо в туалете. Унитаз ему по грудь, а вода ещё ближе… Увести его оттуда можно, но крики протеста маленькой личности ещё долго будут будоражить всех жителей квартиры.
     Пришлось прибить шпингалет на наружной стороне туалетной двери и запирать на него дверь. Теперь «концерты» устраивались перед запертой дверью.
     «Какая же притягательная сила у воды? Почему большинство красивых мест, созданных взрослыми для детей, отступают на второй план, если есть во дворе обыкновенная лужа?..» - не раз думала я, покупая сынам и внукам резиновые сапожки, хотя в городе они вроде бы и не к чему.
     А как же тогда родители управляются с детьми в сельской местности?
     Тут и спрашивать ни у кого не нужно. Всего лишь призвать на помощь память свою. А память – подруга неразборчивая. Весёлые и грустные моменты выбрасывает на поверхность, как пузырьки на водную поверхность. А чем заполнены пузырьки, лишь тогда узнаешь, когда дотронешься до них.
     Село наше, Букатинка, тянется в три улицы вдоль реки Мурафа, километра на три, как бы ни больше. Речка с характером, а всё от того, по какому дну путь её пролегает. Высокие, обрывистые берега – глинистое дно, а где говорливые броды – мелко и река широкая, дно - усеянное острыми камнями красного гранита. Рыбы, раков в ней – лови, не ленись. Вот только местность у нас гористая. Вода ключами наружу выбивается. А речное дно сплошь ими испещрено. От них же, будь они не ладны, омуты и водовороты. В иных местах, не то, чтобы купаться, смотреть на воду страшно, того глади – голова закружится. А на бродах – всего лишь подол повыше подними и шагай себе на другой берег реки. Шагай, да поглядывай. Не вспугни на свою беду змеюку… Бр-р-р! Даже в холодный пот бросило.
     Кого как, а меня на речку одну не отпускали. Но и с мамой или с бабушкой – особо не забалуешь. Непременно мама напомнит о том, что если будешь долго купаться – верба из заднего места вырастет. Малыши боялись этой напасти и я в том числе. Бывало, плещемся у берега, а я, нет-нет да и пощупаю в трусиках: не растёт ли верба?..
     От дома до реки – далековато, по крутой горе, по кремнистой тропинке нужно вниз спускаться. Куда проще к копанке сходить. От наших ворот – вряд ли сотня шагов наберётся. Но и там есть своя опасность. Красные червячки в иле, на самом мелководье. Забавные такие, даже по-своему красивые. Потом я только узнала, что это комариное потомство. Но тогда мама мне вот какую страшилку рассказала, а я, разумеется, поверила.
     Руками хватать всё, что на глаза попадётся, я не любила. Мне совестно было беспокоить, что бы то ни было, а то ещё обидится на меня, рассердится и укусит. Растение – обожжёт, уколет, оцарапает, а нет, так хрупким окажется, сломается. Жалко ведь. Лучше на него издали посмотреть, если на то охота появится. А посмотреть что-то новое у меня всегда было неистребимое желание.
     Однажды послала меня мама вёдёрко воды курочкам из копанки принести. Я и пошла, но засмотрелась на красных маленьких червячков, которые так забавно извиваются у самого берега, что забыла обо всём на свете. Не дождавшись меня, мама сама следом с ведром пришла. Посмотрела на тех червячков и говорит:
     - У твоей подружки, Маруси, тётка есть, Лена.
     - Это та, у которой нога болит?
     - Она-она, сердешная! Вот, когда она маленькой была, к ручью любила бегать. А там, такие же, как тут красные червячки водились. Люди их «волокном» называют. Вот это волокно и влезло ей под кожу. А может и не одно. И грызут эти червячки ей ногу изнутри. Больно ей и нога сохнуть начала…
      - Жалко мне тётю Лену! Она хорошая…
     - Человек она хорошая, но хромая, а за этот изъян её никто замуж не берёт…
     С той поры прошло много лет. Уже тут, в Сибири, я тоже много раз видела красненьких червячков. Увижу и как-то инстинктивно руку отдёрну.
     «А вдруг – волокно?!»
                25.01.11 г.