Росский Союз Глава 6

Алекс фон Джаго
      Нетрудно было даже догадаться, кто сагитировал Гавайского короля. Чувствовалась работа капитана бостонской бригантины. До недавних пор благополучно бутлегерствовал он, возя ром с теплых островов на холодную Аляску. Доходный бизнес терять и переходить на перевозку других грузов ему не хотелось, вот и уболтал янки доверчивого монарха, надеясь, что к новому члену Союза протекционистские меры будут оказаны, и по прежнему ром на север потечет рекой. Рука шахматиста чувствовалась, только и с нашей стороны уже команда гроссмейстеров подобралась, и предлагаемый бостонцем уровень игры больше подходил для районного дворца пионеров, а не для наших умников и умниц. Экономику островов, разумеется, вытянем, и ни паразитировать никто не будет, ни спиваться. А бостонскому капитану, если так хочется именно ром возить, маршрут придется несколько удлинить - либо в свои родные САСШ, либо в Европу. Никто препятствий чинить не станет!

        Но это задачка была экономическая, чуть политикой закамуфлированная, а в теме этой я и сам волок, да и команду с первого дня сколачивая, уже подготовил экстра-уровня. Потому разрулить вопросик, имея ресурс, удалось даже в рабочем порядке, почти без моего участия. Но в скольких вопросах государственной жизни был я абсолютный дуб. Ведь ленинская мечта о кухарке управляющей государством больше годилась для буйного пациента дурки. С чем, к примеру, едят почтовую службу или службу соц. обеспечения и еще многое-многое другое, я понятия не имел. Можно, конечно, было бы на все это забить и ждать, когда беременность сама рассосется. Но по прошедшим в той жизни перед моими глазами событиям сделан был твердый вывод - лучше предпринять меры за 10 шагов до события, чем на 1 шаг после. Дешевле это будет раз в 100. Потому и формируемому офицерскому корпусу помимо теоретических занятий по тактике и топографии предлагались еще на их выбор к освоению и гражданские специальности, не особо пока востребованные в нашем царстве-государстве (действительно, о каких пенсиях можно говорить, когда практически все население еще  в трудоспособном возрасте).

       Но, объезжая хутора и фермы, выискивая потенциального пенсионера, офицер-чиновник и с контингентом, и с топографией знакомился. Да ещ, чтоб занять голову во время долгого покачивания в седле, невольно мысль какую умную по оптимизации процесса производил, что в последствии на всяческих слетах по обмену опытом усиленно приветствовалось. То есть гос. структуры не копировались по какому-то образцу, тем самым перенимая и чужие недостатки, а вырастали сами на собственной почве в соответствии с местными условиями. Разумеется, не во всем поступать так было возможно, к примеру, на взращивание собственной судебной системы потребовались бы тысячелетия, дабы доморощенные таланты создать смогли собственный свод законов. Вот и в России в это время на труд сей славный Спиранский с компанией жизнь свою положил, а ведь он не на пустом месте и до того находился. Потому и в нашем Судебнике, и римское право и кодекс Наполеона краями свое место нашли.
        Вот так постепенно создавалась гос. структура. Но знал бы кто, чего все это стоило. Ведь бытует мнение, что генералом быть хорошо, а адмиралом плохо, поскольку неуч и дурак в роли последнего и сам утонуть может, а так только других погубит, если набедокурил. В остальное же время - наслаждайся положением и высоким жалованьем и в ус не дуй. У меня плохо было быть и генералом - поскольку пахать требовалось на порядки больше рядового, в соответствии с окладом.

      Как же быстро проносится время, когда рутинными делами занят. И ведь кажется, как все архиважно и архисрочно, когда всего себя на затыкание очередной прорехи бросаешь. И то, что год прошел, осознаешь только, когда на Рождество елку видишь. Любимая теща, заявив, что в фамильный бизнес она и так достаточно здоровья и нервов вложила, пока мы по Европам разъезжали, пожелала и сама на родимую сторонку перебраться на старости лет. Высшего Света в нашем краю не завелось - все тут делом заняты, а посплетничать на старости лет у женской души потребность огромная, да и за придворным воспитанием внучки приглядеть также лишним не будет. Вот и помахали мы платочками носовыми вслед парусу, осознавая, что вряд ли еще когда увидеться сможем. Но сынок-наследник столько к себе внимания требовал, да и бизнес опять же, так что заскучать не получилось. Но плоды трудов неустанных понемногу стали появляться. И заслуга в том моя была очень незначительна - работала уже большая и слаженная команда профессионалов. Бронзовый "Крест князя" разделили со мной уже 18 человек, а ведь сию награду заслужить на порядки сложней было, чем впоследствии в РФ "Героя России".
     Созданный Пугачевым в Виннипеге университет приобрел уже мировую славу, заткнув за пояс и до того бывшие престижные Оксфорд с Кембриждем и будущий Гарвард, производя управленческую, финансовую и экономическую элиту, как нашего Союза, так и зарубежья. Это и доход приносило и прекрасным орудием влияния являлось - ведь нынешние студиусы со временем в своих странах и на руководящие роли выдвинутся.
        Но в военные вузы, помимо граждан  Росского Союза, разрешено было принимать только направляемых на обучение Российской империей и Германским таможенным союзом. К сожалению, выработанная в Новом Свете военная доктрина настолько сильно различалась с устоявшейся в мире, что если и присылался кто от наших друзей, то исключительно с ознакомительной целью, в принципе только чтоб кругозор расширить. Как же - сами с усами!
Кадры для флота продолжали пока готовиться у Царицы морей. Но тут был и свой расчет, который перекрывал немалые на то расходы. Возможно, среди наших засланцев кто и в Штирлицы по морской части выйдет, а руку на пульсе потенциального противника держать следовало.
        Пришлось, кстати, опять для представительских нужд по новой дворец строить начинать, поскольку свежеотстроенный для форсу в Виннипеге наш замок пришлось под нужды медицинского просвещения уступить. Доктору уже не хватало тех фельдшеров, что на его различных курсах производилось, да и качество надлежало повысить - вот и централизовали предприятие. К тому же из Европы переезжало немало светил - не на строительстве же железки их было использовать. Кстати, и спецов в иных сферах так же тщательно селектовали и старались использовать людей по специальности. Так что и консерватория своя появилась и академия художеств. Ну а кто из "творческих" пожиже оказывался - так и завклубы- баянисты так же нужны. Ведь не на откуп кабакам своих подданных сдавать.
 
        А вот все большее отставание России горько было наблюдать, сознавая, чем кончится дело в надвигающейся войне. Но и серьезно что-либо изменить также было невозможно. "Промывания мозгов" Николаю 1-му у меня не получилось, и он с завидным упрямством производил все те же проколы, о которых я заранее знал и знал также, к чему все это приведет. То он таскал каштаны для турецкого султана в Египте, похерив, причем, мою просьбу похлопотать о фирмане на постройку Суэцкого канала, то для австрийского императора восставшую Венгрию в крови топил. Процедуры все это были очень недешевые, да и неблагодарные к тому ж. И это тогда, когда своя страна по всем направлениям так в модернизации нуждалась. Но что поделать - карма у нее такая. Радовало меня только то, что пусть и с устаревшими понятиями о чести, но император Всероссийский оставался рыцарем, и значило это, что кредит для него у нас всегда будет открыт. А как стареть я начну -  смотреть еще будем - в кого золото вкладывать. Ведь массовая его добыча даже на Аляске завершилась и лихорадка, как и любая другая болезн, кончилась, а страна перешла к спокойной жизни. Вкладываясь в те технологии, о которых старый Свет только начинал догадываться. Прихватизировав, к приме, каучуконосы в Латинской Америке, мы первыми запустили производство медных проводов (меди то у нас было пока копать – не перекопать) в изолирующей обмотке, застолбив торговую нишу в надвивающемся веке электричества. А какие дивиденды даст этот сок в будущем, когда потребуется резина для автомобилей! Припоминалось так же, что приличные залежи желтого металла еще в Австралии своего часа ждут, а про Южную Африку так и говорить нечего - но и там   у Британии интерес так же немалый, так что бодаться с ней нам еще долго, а это процедура недешевая и хорошей подготовки требующая. Хотя игра стоит того.

       Начнется же противостояние с так называемой "Крымской" войны, являющейся, по сути, пробой первой мировой. Ибо испытываться крепость рубежей России будет не только со стороны Черного моря, но и с Балтики, а так же Северного Ледовитого и Тихого океанов. И если нападать собирается коалиция, так пусть мир узнает, что и у России верный союзник появился. И уж планируемые в нашем штабе военные действия оборонительными не будут. Правда сами агрессорами также не станем - общественное мнение и через века порой аукнуться может, но вот контратаку никакая мораль не осудит, в какую позу не выставляй ее несчастную. Ибо технические достижения, конечно, дорогого стоят, но труднее всего победа достается в головах людей. По этой, кстати, причине на выставке в Лондоне никем, кроме меня, осталась незамеченной небольшая Крупповская пушченка, произведенная из стали - мозги старых генералов забиты были прошлыми войнами, где орудиям быть надлежало бронзовыми. Я же разместил давнему партнеру сразу крупный заказ, зная, что удвоенная дальность стрельбы сделает мою артиллерию неуязвимой. Правда, когда предложил и Николаю проделать то же, то ответ получил уклончивый - ну да ладно, хоть бомбометами дешевыми успел свой Таганрогский полк укомплектовать, а запаса вооружения и амуниции так и вовсе на пару дивизий там на складах накопилось - производства то не останавливались.
 Ну а в крымских "виноградниках" на берегу маленькой речушки и вовсе незаметно целый укрепрайон вырос, не царапая при этом небо башнями цитаделей. Ведь скромность - это наш стиль.