Сюжеты Братеевских быличек

Олег Данкир
Приводимые былички имеют и сейчас распространение в Братеевском крае на юге Московского региона, в Рязани, в Калуге, в Воронеже
_______________________________
_______________________________

...
Женщина тоскует об умершем муже. Появляется мифическое существо, принявшее облик покойника. Она берет на руки своего маленького ребенка. Покойнике не может подойти к ней, вообще зайти в дом. Уходит ни с чем. Говорит: Счастлива ты, что ангела взяла в руки.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Мёртвый муж ходит к жене после смерти. Спит с ней. Она беременеет. Два года ходит беременной, никто не может ей помочь. Уезжает во Львов на операцию. Оперировали, но умерла.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Женщину посещает мифическое существо в образе умершего мужа. Старичок, попросившийся ночевать, советует вечером сделать вид, что она женит своих сына и дочь. Получив совет, женщина зажигает свечу и закрывает её горшком) белье начинает надевать наизнанку. Приходит мифический любовник, она снимает горшок. Происходит диалог:
- Я не видел, чтобы кто-то наизнанку надевал белье.
- Я еще не видела, чтобы умерший ходил к живой.
Исчезает (с ветром) и больше не появляется.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Женщина вечером переходит мостик на лугу. Черт принимает образ мужа, выходит к ней, вступает в "плотскую связь". После этого она с ужасом обнаруживает, что это был не муж, а "нечистый дух". Начинает ходить по монастырям и молить бога, чтобы не допустил беременности. Сходит с ума, умирает, но не рожает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Живут две вдовы, две подруги, две сестры, две снохи. Мужья умирают, погибают, уезжают. Однажды ночью мужья приходят. Мотивация может быть разной, её может и не быть: незаклятая земля, тоска, желание увидеть и проч. Вдовы садят их за стол. Падает ложка. Одна из вдов или ребенок наклоняется и видит копыта и хвост у пришедших. Убегает за помощью. Когда возвращается - находит оставшуюся вдову растерзанной.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Живут две вдовы: старшая и младшая снохи. Жнут, ходят мимо кладбища. Младшая, припозднившись, возвращается ночью одна. Выскакивают с кладбища мертвые мужья и обещаются в гости. Она рассказывает старшей. Та топит поздно печь. Являются мертвецы. Старшая все время делает работу по дому, заставляет следовать её при-меру и младшую. Но младшую муж уводит в клеть. Старший брат ругается на жену, заставляет гасить огонь в печи. Та тянет время до петухов. Пропел петух - муж бараном покатился с хаты. Она зовет соседку, и обнаруживают в клети растерзанную младшую невестку.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Старшая и младшая снохи тоскуют о погибших мужьях-братьях. Ночью покойники приходят. Старшая сноха роняет под стол ложку и обнаруживает у пришедших железные когти. Заставляет младшую делать какую-нибудь работу, но та, отказавшись, идет с мужем на поветь. Старшая же все время находит какую-нибудь работу, молится и тянет время до петухов. Муж, теряя терпение, начинает её бить. Поет петух - он падает, чернеет. Жена созывает народ, идут на поветь и обнаруживают загубленную младшую сноху.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Девушка украшает голову цветами тои и выходит играть с подругами на улицу в день Ивана Купалы. Пролетающее мимо мифическое существо кричит: Гоя, гоя, всяка дивка моя. В том же веночке девушка встречает его в образе красивого парня в лесу. "Парень" заводит с ней любовный разговор и просит скинуть венок. Она выполняет просьбу. Мифическое существо ею овладевает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Женщина тоскует об умершем муже. Мифическое существо, принимая его образ, ходит к ней. Она не в силах сопротивляться ему. Беременеет. Знающая старуха лечит её. До смерти остается беременной, а могла бы родить чертенка.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Змей живет в камне, он очень хороший портной. Если принесут ему сукно и попросят сшить плохо, он сошьет так хорошо, как никто никогда не шил. Если кто попросит сшить хорошо, чтобы в церковь можно было ходить - то пришьет один рукав сзади, другой - на плече.  Этот змей любит девушку, она от него прячется, но он всюду её находит, и она вынуждена жить с ним как с мужем. Змей над озером летит дугой, а на земле принимает образ красивого паныча. Девушка пасет свиней на поле. Змей прилетает к ней, собирает свиней в кучу, просит её поискать у него в голове и следить, чтобы не появилась хмара. Засыпает. С запада натягивает тучу, но девушка, желая избавиться от мифического любовника, не предупреждает его об опасности, не будит. Змей просыпается от ударов грома. Упрекает девушку в том, что она его сжила со света, бьет по щеке, оставляя смоляной след на всю жизнь. Выгибается дугой над озером и летит в сторону своего камня. Два раза его бьет пярун, но он, упав в озеро, снова поднимается и летит. Третий удар грома настигает змея в лесу и оказывается для него смертельным. Трое суток после этого идет дождь. Гибель змея видит старик. Он подсказывает людям, где искать труп. Находят, закапывают - дождь перестает. Через сутки змей - снова на поверхности, и снова идет дождь. Продолжается так несколько раз, и каждый раз змей оказывается на несколько сажень ближе к своему камню. По совету старика, которому приснился вещий сон, землю возят малые дети, незнатки в топках и приполах и однолетние, сяголетние жеребята в торбочках и засыпают труп змея. Курган этот и ныне там.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Мифическое существо вступает в любовные отношения с девушкой, она не желает этой связи, мифический любовник гибнет по её вине.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Женщина тоскует о муже. Ночью приходит он с товарищем или два его товарища. Она садит их за стол, наклоняется случайно и видит вместо ног копыта. Хочет уйти, но они её не пускают. Поев, уходят сами. Или она сама выбегает, а когда возвращается - нет никого. Больше не приходят.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Женщина тоскует по мертвому мужу. Каждую ночь в 12 часов к ней летает змей, рассыпается искрами, падает в трубу. Мать слышит по ночам, что дочь с кем-то разговаривает. Спрашивает, та скрывает. Решила подсмотреть. Услышав стоны дочери, соскакивает с печи. Змей душит дочь и убивает мать. Как их похоронили, дом сразу сгнил.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Мифическое существо вступает с женщиной в любовные отношения. Она полностью в его власти, не сопротивляется, подчиняется. По истечении определенного срока, или когда надоедает, мифический любовник оставляет женщину сам.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Он уехал, погиб или был отдан в рекруты. Мифическое существо принимает его образ, посещает её в полночь, вступает в любовные отношения. Наказывает никому о нем не говорить. Заболевает корова. Мифический любовник подсказывает, что её нужно окропить настоем дедовника или чертополоха, т.к. Его боится нечистая сила. Женщина вылечивает корову и окропляет тем же настоем дом и всю обстановку в нем. Мифическое существо прекращает посещения.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Парень умирает, девушка тоскует, ходит плакать на могилу. Потустороння сила в виде мертвеца начинает ходить и ней, вступает в любовные отношения. Посторонние не видят его, когда он приходит на вечеринку. Зовет её замуж. Она шьет свадебное платье, говорит о предстоящем замужестве подруге, спорит с ней о том, что он живой. До договоренности с милым приходит к нему в дом и видит его мертвого, накрытого саваном. Здесь же умирает. Утром хватились. Подруга передает разговор. Девушку находят на могиле милого мертвой, свадебное платье на крестах развешано.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Мифическое существо пытается вступить с девушкой (женщиной) в любовные отношения. Она или не отвечает на его попытки или сразу же применяет защитное средство. Мифическое существо вынуждено отступиться ни с чем.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Змей летает к женщине, тоскующей о своем муже. Деревенские парни замечают это и караулят его, или люди замечают, что она сохнет, и караулят змея. Видят, куда он прилетает, и, приняв человеческий облик, прячет огненную шкурку, одежду, крылья. Только змея подстерегает работник, который крестит крылья. Змей не может их взять и просит работника продать ему крылья. Тот ставит условие: насыпать шапку денег. Шапку подсовывает дырявую. Змей насыпает огромную кучу денег. Работник возвращает крылья, пригрозив, чтобы больше не летал, а то вообще без них останется.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Змей вступает в любовные отношения с женщиной, летает к ней, рассыпается искрами около двора, снимает крылья и прячет их под крышу. Цыган подсматривает. Уносит крылья. Змей просит цыгана вернуть украденное и выполняет его условие: после возвращения крыльев больше к женщине не летает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
К замужней женщине летает огненный змей. Принимая образ молодого, красивого парубка, тешится с ней. Она ласкает, ублажает змея, а мужа за чуб таскает. Сохнет. Решает избавиться от мифического любовника, но что только ни делает - ничего не помогает. Рожает от змея двоих детей: до пояса - Человеческое тело, а дальше - Все в шерсти. Они сразу же умирают. Проходит несколько лет, прежде чем узнает о знахарке. Знахарка дает ей зелье, наказывает, как его приготовить, и окропить все в доме и во дворе. Женщина выполняет указания. Змей бушует, сыпет искрами, но не может попасть в дом и навсегда улетает. Женщина благодарит знахарку и наказывает всем не думать о других мужчинах.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Мифическое существо, приняв образ молодого парня, умершего или отсутствующего мужа, любимого девушки, начинает летать, приходить к девушке или женщине, т.к. Она на перекрестке, не перекрестясь, поднимает вещь, принадлежащую ему, в которую он обращается. Она тоскует об умершем, отсутствующем любимом или муже. Вступает с ней в любовные отношения, сосет грудь. Люди, соседи, свекровь, мать замечают, что она сохнет, худеет, чахнет, желтеет или видят летящего к ней огненного змея. Обращаются за советом к знающим людям. Они дают совет, следуя которому, девушка или женщина садится на порог, у окна, на печь, на кровать, распускает волосы, расчесывает их над конопляным семенем, жареным, насыпанным в фартук, подол; щелкает семя, на вопрос мифического существа: Что ты делаешь? - отвечает: Вшей ем. Мифическое существо или плюет на нее, или бьет в дверь, стену, саму женщину, страшно ревет, смолит ей волосы и сразу же улетает. И больше не появляется.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Две вдовы и черти. Одна гибнет, вторая применяет оберег. Две вдовы или подруги тоскуют об умерших или уехавших мужьях или парнях. Черти принимают их образ и начинают посещать тоскующих, вступают в любовные отношения. Однажды одна из женщин роняет под стол какой-либо предмет, или это делает ребенок одной из вдов и видит у пришедших копыта конские, лошадиные ноги, хвосты и когти, верблюжьи ноги. Черти сразу исчезают. Одна из женщин выходит на крыльцо. Её разрывают. Вторая сразу же применяет оберег, всё закрещивает. Черти говорят: А! Догадалась!, уходят и больше не появляются.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Женщина пасет на поле коз и овец. К ней является парубок, который на самом деле - закаменник. Вступает с ней в любовные отношения. Однажды она приходит на толоку с сардаком, окрашенным красной растительной краской. Мифический любовник разрывает его на мелкие части. На вопрос, почему он так поступил, отвечает, что сардак покрашен таким зельем, от которого он может сгореть. Женщина выпытывает, какое это зелье. Рассказывает все мужу. Решают сгубить  закаменника. Варят зелье. Она приглашает мифического любовника к себе домой. Он приходит, ложится на кровать. Муж обливает его отваром, обсыпает зельем. Закаменник сгорает. Горит так, что кажется, что горит хата. Люди решают, что это куриж того человека или мужа. С тех пор варят это зелье и с его помощью выкапывают клады.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Люди снимают с высокого дерева девушку, которая рассказывает, что её посещал леший в образе молодого парня и был её любовником. Когда она забеременела и сообщила ему об этом, предложил бежать с ним. Девушка странствовала с лешим пять месяцев. Надоела ему. Он посадил её на вершину высокого дерева и исчез.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Умирает ведьма, у которой остаются малые дети. Начинает ходить по ночам, мыть детей, одевать им белые сорочки. Дети стали желтеть и сохнуть. Их крестная мать - кума умершей - надевает на себя белую сорочку, сбрызнутую святой водой, набирает в подол семян конопли, садится на порог и ест семя. В полночь появляется ведьма. Пугает куму, грозится снять сорочку. Следует диалог о вшах. Но после этого ведьма опять пытается пройти, пугает куму. Это продолжается до петухов, после чего она исчезает и больше не появляется.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Быличка-Меморат. Героиня повествования - сама рассказчица. Любовных отношений поэтому нет. Мертвый муж приходит один-два раза. Женщина сразу же испытывает страх и применяет защитное средство, реже - обращается за советом. "Муж" больше не появляется.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Женщина или девушка тоскует об умершем или отсутствующем муже. Мифическое существо может и просто так появится. Тем не менее, оно вступает с ней в любовные отношения. Она замечает странности в поведении "мужа", он гасит огонь в печи; исчезает с пением петухов; подарки, им принесенные, обращаются в гадость; видит, что ест, а еда нетронута; крестится, читает молитву неправильно. Обращается за советом к знающим людям. Применяет оберег. Мифический любовник бушует за дверью. Наконец, прекращает посещения.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Стал он  летать к женщине. Люди замечают это, караулят и вредят ему: прячут крылья, останавливают полет и проч. Он вынужден просить о милости. Мифическому существу ставят условие, которое он выполняет, и отпускают. Больше не летает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Стал посещать женщину. По совету знающих людей она совершает какие-либо действия, противоречащие здравому смыслу (нарушающие обычный порядок вещей). Далее обычно следует диалог между женщиной и мифическим существом. На его удивленный вопрос: разве можно так делать, следует её ответ типа: А разве может мертвый к живой ходить?. Мифический любовник прекращает посещения.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Мифическое существо в образе умершего или отсутствующего мужа посещает тоскующую женщину. Люди замечают неладное или женщина сама рассказывает о посещениях и советуют ей уронить что-либо под стол или просто заглянуть под стол, когда будет его кормить. Женщина следует совету, видит копыта и хвост и понимает, что ходит к ней не муж. Применяет оберег. Мифический любовник бушует. Кричит: А! Догадалась! Или женщина убегает из дома.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Девушка или женщина тоскует об умершем или  возлюбленном, муже. Мифическое существо принимает его образ, начинает посещать женщину, вступает с ней в любовные отношения. Односельчане, родственники видят полет мифического существа. Летит, рассыпается искрами над трубой, крышей, домом, во дворе, в огороде. Семейные, мать, отец, свекор, свекровь, дочь, замечают изменения в облике женщины сохнет, худеет, чахнет, у неё растет живот. У неё появляются странности в поведении: она разговаривает с кем-то невидимым. Допытываются правды у тоскующей, обращаются к знающим людям знахаркам, колдуньям) или сами знают, что предпринять. Родственники или соседи применяют то или иное защитное средство. Мифическое существо не может попасть к женщине, приходит в ярость, бушует, ветром проносится по избе, в трубу, вокруг дома, срывает крышу, бьет в окна, стены, дверь. Иногда произносит: А! Догадалась! или: Вовремя очухалась, Рано хватилась, а то бы задавил! Улетает и прекращает посещения.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
енщину посещает мифическое существо в образе умершего мужа. Знающий человек, старичок, попросившийся ночевать, советует вечером сделать вид, что она женит своих сына и дочь, брата и сестру. Получив совет ворожки, женщина берет приемную дочь и в полдень вьет венок. Мифический любовник приходит в полдень. Диалог между ними:
- Что ты делаешь?
- Видишь: венок вью.
- Еще такого не видел, чтобы мать венок вила.
- А кто такое видел, чтобы мертвый к живой ходил?
Больше не приходит.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Приняв образ умершего или отсутствующего мужа, оборотень начинает посещать тоскующую женщину, вступает с ней в любовные отношения. Однажды она случайно роняет ложку, сахар или веретено и видит у мужа копыта и хвост. Она не подает вида. На следующий день идет к людям: священнику, матери, свекрови, знающему человеку - и рассказывает о случившемся. Получив совет, применяет оберег или сама на следующий день применяет оберег, или её отчитывает священник, или её лечат. Мифическое существо бушует, кричит: А! Догадалась! или что-либо подобное. Наконец – исчезает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Ходит кто-то к женщине, у которой муж в отъезде. Вступает с ней в любовные отношения. Уходит утром до петухов. Она удивляется этому, т.к. Раньше подобного не было. Решив подсмотреть, выходит потихоньку за ним за калитку. Поют петухи - и она видит настоящий облик "мужа". Её насилу отливают водой. Настоящий муж возвращается домой. Мифическое существо больше не появляется.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Девушка тоскует о парне, взятом в армию. Мифическое существо принимает его образ, приходит и зовет её с собой (3 раза). Она все время отказывается. Начинает её темлевити. Девушка кричит. На крик прибегает мать.  Парубок убегает. Когда парень возвращается из армии, она упрекает его. Но тот отвечает, что не был дома ни разу.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Змей летает к замужней женщине. Она сохнет. Люди дают мужу совет, как увидеть, куда змей прячет крылья. Муж, следуя совету, забирает их и созывает людей. Змей не может улететь без крыльев, просит вернуть. Сжигает или разрушает дом. От жены змея отлучил.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Женщину посещает мифическое существо в образе умершего мужа. Старичок, попросившийся ночевать, советует вечером сделать вид, что она женит своих сына и дочь. По совету знающих людей, когда приходит мертвый муж и садится на лавку, женщина начинает мыть её. Льет воду под него то с одного конца, то с другого - так, что ему уже невозможно сидеть. Диалог:
- Что это значит? Мы столько лет прожили, и ты мне того не делала, что сейчас делаешь?
- Что это значит? Чтобы мертвый до живой ходил - Еще такого нигде не было.
Уходит и больше не появляется.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Женщина тоскует по мужу. Черт принимает его облик и приходит. Помогает по хозяйству. Потом они садятся ужинать. Она или ребенок роняет под стол ложку и обнаруживает копыта и хвост. Бежит к курам, тормошит петуха, чтобы закричал. Читает молитвы - Черт убегает, залезает на печь.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Женщина тоскует о муже, умершем или ушедшем на фронт. Мифическое существо пытается вступить с ней в любовные отношения (окликает её голосом мужа, приходит, во всем солдатском, просится к ней на печь в дом, просит накормить ужином, срезает люльку с ребенком, проносится ветром, пугает, принимая вид разных домашних животных, рассыпается искрами. Она не отзывается, "не приваживает" его, защищается от него на печи, молитвой. После, по совету знающих людей, применяет оберег, крестит окошки и печку, зааминивает окна и двери, читает псалтырь, лечится у знахарки, идет к священнику, который её отпевает. Мифическому существу остается убраться ни с чем. Произносит при этом: А! Догадалась!
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Девушка и парень любят друг друга. Родители против их отношений. Парня отсылают, девушка начинает тосковать. Мифическое существо в образе её возлюбленного начинает к ней ходить, вступает в любовные отношения. Сноха на поле слышит его голос и поцелуи, но его не видит. Девушка забирает подвенечную одежду, уходит из дома и пропадает. Её находят через год мертвой, лежащей на расстеленном подвенечном платье под кустом рябины, на ветвях которой развешаны её ленты.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Девушка или женщина тоскует о парне, муже, умершем, ушедшем на войну, в армию, уехавшем или бросившем её. Мифическое существо в образе парня или мужа начинает посещать ее, вступает с ней в любовные отношения. Летает огненным, рассыпается искрами. Наказывает никому не говорить о нем, успокаивает, утешает, носит подарки, превращающиеся в гадость. Женщина скрывает свою связь, иногда, наоборот, рассказывает. Родные, близкие замечают странности в её поведении: разговаривает о кем-то невидимым, обнимает столб, уходит по ночам во двор и пытаются принять меры - Безрезультатно. Женщина сохнет, чахнет, желтеет, болеет и умирает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
...
Девушка долго сидит в девках. Выражает желание пойти за любого. Мифическое существо принимает образ парня и сватается к ней. Водит её за собой, заставляет есть то, что оставлено не благословясь. Собирается свадьба. Во время венчания девушка осеняет себя крестным знамением - Все исчезает, перед ней - петля.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Общая схема развития конфликта: мифическое существо вступает в любовные отношения с девушкой (женщиной); она (или родственники, близкие люди) применяет защитное средство и избавляется от него (он прекращает посещения).
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Девушка уходит из дома до пения утренних петухов. Змей рассыпается искрами, обращается перед ней серебряной плиткой или другим предметом. Она отходит - плитка опять перед ней. Крестится - змей сыпет искрами, исчезает, рванувшись бурею, сказав: Догадлива. Девушку лечат до сих пор от испуга.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Мифическое существо принимает образ какого-либо предмета или связан с каким-либо предметом. Девушка, женщина поднимает его, не перекрестясь, на перекрестке. Существо начинает к ней летать.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Девушка поздно возвращается домой. Мифическое существо принимает образ знакомого парня (который перед этим её домогался, заигрывает с ней. Она отвергает все его попытки, упоминая все время Бога и Богородицу. Он злится, грозит, но вынужден отступиться. Девушка приходит домой и от испуга долго болеет.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Женщина знакомится с мужчиной. Вступает с ним в любовные от-ношения. Однажды дочка, уронив игрушку, замечает у пришедшего копыта и хвост. Когда гость уходит, говорит об этом матери. Мать перестает с ним встречаться.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Парня женят насильно. Он перед венчанием желает, чтобы с его молодой черт венчался. Когда едут от венца, рядом со свадебным поездом всю дорогу бежит заяц. Каждую ночь после этого к молодой летает змей и живет с ней. Она хворает, желтеет и умирает. Перед её смертью змей не прячется и днем: огненным петухом сидит на сундуке до тех пор, пока она не умирает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Мифическое существо вступает или пытается вступить в любовные отношения с девушкой или женщиной - она не сопротивляется, не борется, выполняет его требования - полностью попадает под его власть, овладевает ею, она беременеет, рожает, гибнет.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Черт в виде огненного змея летает ко вдове, принимает образ умершего мужа, вступает с ней в любовные отношения. Односельчане подкарауливают его, дожидаются, когда он огненным шаром спустится в трубу, кропят трубу, двери, окна, обстановку в избе святой водой. Мифический любовник мечется по избе, обращается в муху, забивается в горшок. Мужики накрывают горшок сковородой, выносят на улицу. Но он улетает через дырку в горшке.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Черт принимает образ парня, которого любит девушка или о котором тоскует. Назначает ей свидание. Предупреждает, чтобы была одна. Ночью является, страшно издевается над ней, искусал лицо, пробил тело насквозь, - Высосал всю кровь. Её наутро находят мертвой.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Женщина тоскует о погибшем муже. Черт принимает его образ и посещает её. Обещает увезти. Но, когда приезжает за ней, бдительные семейные не спят и не пускают женщину. Мифический любовник в ярости бушует за дверью. Наутро тоскующую везут к знахарю. Он вылечивает её.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
К дочери мельника, тоскующей об умершем муже, летает змей. Идущий в гости к мельнику, знающий человек видит летящего змея и при помощи каких-то магических действий или слов останавливает его на лету. Змей вынужден спуститься. Рассказывает, куда и зачем летит, просит отпустить, сетует на то, что теперь не сможет долететь, и наказывает человеку впредь этого не делать, т.к.  получит смерть.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Женщина тоскует об умершем, отсутствующем муже. Мифическое существо принимает его образ и начинает посещать её. Ей советуют резко подойти и поймать, обнять его. Она ловит, обнимает - В её руках никого не оказывается или видит, что обнимает столб. Мифическое существо говорит: А! Догадалась! Больше не появляется.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Мифический любовник летает к девушке, тоскующей о своем погибшем возлюбленном. Принимает его образ. Кроме нее его никто не видит. Сама девушка не замечает странностей в его поведении. Подружка, спрятавшись под печь и глядя в кольцо, видит настоящий облик мифического существа. Он, почуяв посторонний дух и поняв, что его разоблачили, расшибает печь и улетает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
К женщине ходит мертвый муж. От него рождается ребенок. Знающий человек, колдун, ударяет по зыбке рябиновыми батожками. Ребенок превращается в пепел и исчезает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Мифическое существо вступает с женщиной в любовные отношения. Она беременеет и рожает страшное существо - змея, чертенка, страшного ребенка. При этом сама умирает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Вдова, состоящая в любовной связи с мифическим существом, семь лет ходит беременной. По совету знающих людей идет рожать на голый ток. Над ней 7 человек читают псалтырь, молится повитуха. В страшных муках рожает змея, который, поблагодарив мать за свое появление на свет, исчезает. Женщина к утру умирает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Мифическое существо стремится овладеть девушкой, женщиной: прикидывается каким-либо предметом, подкидывает предмет; просит убрать защитное средство; уговаривает идти с ним и проч. Девушка (женщина) поступает легкомысленно: поднимает, не перекрестясь, предмет, выполняет просьбу - попадает под власть мифического существа.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Женщину посещает мифическое существо в образе умершего мужа. Знающий человек, старичок, попросившийся ночевать, советует вечером сделать вид, что она женит своих сына и дочь, брата и сестру. Диалог между стариком и женщиной:
- Где это видано, чтоб брат на сестре женился?
- Где это видано, чтобы мертвый ходил?
Мифический любовник уходит, сказав: "А! Догадался!"
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Женщина, девушка тоскует об умершем муже или возлюбленном. Мифическое существо: упырь, покойник - начинает посещать её по ночам. Женщина обычно сама хочет избавиться от него и обращается за советом к знающим людям. Следуя совету, делает вид, что собирается на свадьбу. Иногда применяется дополнительный способ разоблачения: с помощью внезапно открытого источника света или обереги - Венчальная одежда и свечи, зеркало, повернутое навыворот. Между женщиной и мифическим любовником происходит диалог типа:
- Что ты делаешь?
- Собираюсь на свадьбу.
- Что за свадьба?
- Брат сестру берет.
- А разве может брат сестру брать?
- А разве может мертвый к живой ходить?
После этого обычно мифический любовник сильно бьет по двери, столу, выбивая доску, говорит: А! Догадалась!  и улетает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Женщина три года плачет по умершему мужу. Во время жатвы мертвый муж появляется на поле, помогает сжать весь хлеб. Вместе возвращаются в деревню, где мертвый рассказывает о том, как долго шел до жены, наказывает всем не тосковать, т.к. Это великий грех. Оставшись наедине с женой, разрывает её. Исчезает с пением петухов. Бабы дают зарок не плакать о мертвых мужьях.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
У двух женщин мужья на войне. Боятся. Ночуют вместе. Одна получает похоронку, остается в этот день одна. Ночью приходит черт в образе мужа. Женщина ставит самовар, роняет сахар, сын поднимает и видит у "отца" "нечеловеческие ноги". Говорит матери. Муж просит вытопить баню и уходит. Жена идет в баню, не может попасть - дверь закрыта. Наутро рассказывает подруге. Та приходит к ней ночевать. Опять приходит ночью муж, которого видит и подруга. Просит вытопить баню), зовет с собой жену. Уходят и долго не возвращаются. Подруга идет в баню и обнаруживает женщину без сознания. Еле отходили. Дом потом отмаливали.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Умирает муж, жена остается с маленьким ребенком. Мертвый приходит качать ребенка. Жена боится и просит совета у людей. По совету бабушки, ходящей по миру, золит в понедельник белье, а кипяток носит к зольнице рукавами его сорочки. Диалог:
- Что ты делаешь?
- Белье золю.
- Я еще не видел, чтобы кто-нибудь рукавами сорочки горшки вытаскивал.
- Я еще не видела, чтобы мертвый к живой ходил.
Бьет рукой по двери, оставляя на ней след. Говорит: "Как ты меня вылапала", отбила.
И больше не приходит.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Змей и деревенские парни. Змей летает к женщине, тоскующей о своем муже. Деревенские парни замечают это и караулят его, или люди замечают, что она сохнет, и караулят змея. Видят, куда он прилетает, и, приняв человеческий облик, прячет огненную шкурку, одежду, крылья. Похищают и перепрятывают. Змей, выйдя от женщины, не находит шкурки, плачет и просит вернуть. Ему возвращают - он поджигает или то место, где она была спрятана, или дом, постройки обидчика. Не может уже долететь обратно до места.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Мифическое существо вступает в любовные отношения с девушкой или женщиной - Она беременеет от него. До смерти остается беременной или умирает, но не рожает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Черт принимает образ мужа, уходящего рано в поле и живет с женщиной. Она беременеет и рожает страшного ребенка, с рогами на голове. Дает грудь - он больно кусает, т.к. Уже большие зубы. Просит хлеба - дают снега. Предсказывает, что теперь 7 лет не будет снега. Ребенка убивают и хоронят как упыря.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Девушка ждет поздно ночью или вечером жениха. В назначенный час кто-то стучит. Видит черную фигуру. Открывает - приходит нечистая сила в его образе. Сидит молча, а затем исчезает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Мифическое существо влюбляется в девушку. Приняв образ красивого юноши, становится её любовником. Решает забрать её к себе. Мать, подготавливая дочь к отъезду, убирает её голову цветами терлыча и тои, после чего любовник не может к ней подступиться и просит её сбросить с себя цветы. Девушка тянет время до петухов, сбрасывая с себя вещи по одной. Сказав: Каб не терлыч и тоя, была б дивчина моя, каб не терлыч, был бы я твой паныч. Мифическое существо сразу исчезает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Мифическое существо вступает в любовные отношения с женщиной или девушкой. Она не сопротивляется ему, подчиняется и погибает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Умирает молодой мужчина, который женился на самой лучшей девушке села и очень любил её. На третью ночь, после смерти прилетает и рассыпается искрами, улетает с пением петухов. На расспросы вдова отвечает, что каждую ночь приходит муж, ложится с ней, ласкает её и очень плачет. Она не может сопротивляться. Имеет от мертвого двоих детей. Проходит три года - мертвый перестает ходить.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Женщина тоскует об умершем муже. Мифическое существо принимает его образ, начинает ходить к ней, вступает в любовные отношения. Люди замечают, вмешиваются, пытаются заставить женщину применить оберег или принимают меры сами (приходят ночевать, не пускают ее, привязывают к ней защитное средство). Мифический любовник приходит в ярость, бушует и, выбрав удобный момент, когда женщина снимает оберег, слезает с печи, выходит из дома, потом убивает её.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Дворовый и старая дева. Дворовый любит старую деву. Плетет ей косы, запрещает обрезать, ходит к ней спать по ночам. Женщина собирается замуж. Подруги в бане расплетают ей косы. Наутро её находят мертвую в постели. Задушил дворовый.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Женщина тоскует о погибшем на войне муже. Черт начинает ходить к ней. Люди советуют выйти замуж, чтобы не тосковать. Мифический любовник запрещает. Выходит замуж. Черт встречает её вне дома и убивает. Нужно было не замуж выходить, а лечиться.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Змей влюбляется во вдову, летает к ней. Она выходит замуж и не пускает больше к себе мифического любовника, несмотря на его просьбы и уговоры. Змей в ярости ударяется о землю, рассыпается искрами, осветив весь двор. С этого момента женщина заболевает. Через год умирает.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Идут на похороны. Рядом с покойником стоит его соседка, муж которой в долгой командировке. Вдруг он появляется рядом с ней, но ведёт себя странно: «муж» ржёт по-конски - покойник отвечает; усмехается, глядя, как родные снимают с мертвого покрывало; заставляет жену встать левой ногой на его левую ногу и смотреть в могилу. По возвращении жена спрашивает причину. Объясняет, что покойник будет упырем, хлопотуном, т.к. Он видел, что черти влезли в его кожу, или это видела сама женщина, стоя на ноге якобы мужа. Женщина понимает, кем является её "муж" и выпытывает средство избавления: взять обороть, которая 7 лет была на сивой кобыле; от некладанного жеребца, парную узду. Накинуть её на упыря, сказав тпру или бить ею наотмашь, или просто хлестнуть. Женщина применяет выведанное средство к "мужу". Он падает, исчезает, разливается смолою, произнеся напоследок: Счастлива, что догадалась; сгубила ты меня; эх, не образумясь, да сам себя!
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Девушки и парни собираются у одной из подруг на вечерку. Одна из них ждет своего парня, которого все время пускала в окно. Стучат в окно. Выходит - стоит её парень. Заводит в дом, сидят, обнимаются. Он дает ей гостинцы. Она трогает его за зад, а тело у него холодное, как лед. Подняла крик. Парень выскакивает в окно и говорит: Счастье твое, что догадалась, а то я бы тебе показал, как домового до себя принимать.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Вдова живет с "черным", принявшим образ её мужа. Его не видят даже дети, каждый раз, садясь обедать, кладет ложку и для него. Потом она беременеет. Соседи видят, как мифический любовник летит к ней огненным шаром. Умирает до родов - Черт замучил вдову. Могла бы родить страсть.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Женщина тоскует об ушедшем на войну муже. Черт принимает его образ, живет с ней как муж. Она беременеет. Замечает, что муж какой-то не тот. Возвращается настоящий муж, черт сразу же исчезает. Женщина рожает чертенка.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
К старухе, живущей с дочерью, просятся на ночлег два солдата. Они кормят их. Старуха роняет ложку и обнаруживает у пришедших копыта и хвост. Закрывает дочь в сундуке, сама бежит за милицией. Когда возвращается, обнаруживает на сундуке мертвых чертей, а в сундуке поседевшую от страха дочь.
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.
...
Женщина скучает, тоскует о муже, отданном в солдаты. Мифическое существо принимает его образ и посещает ее, наказывая никому не говорить. Свекор замечает неладное. Соседи видят летящего к ним огненного змея. Свёкор берет четверговую свечу, прикрывает её шапкой и подглядывает за снохой, ушедшей в сенницу. Услышав голос своего сына, крестится, читает молитву, открывает свечу. Мифическое существо шипит, проносится огненным вихрем, обдает сноху и свекра смрадом и улетает. Сноха понимает, что её посещал по ночам змей, а не "муж".
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
.