Паломнические истории

Василий Куприянов
             За семнадцать лет работы по  организации паломнических поездок накопилось много забавных эпизодов. Попробую рассказать о некоторых из них.

                Одни бабки.
             На очередном посту ГИБДД инспектор заглядывает в салон автобуса. Окидывает всех взглядом и кричит напарнику:
             -  Да тут только четыре человека, остальные бабки.

                Баба Настя.
             Несколько лет подряд с нами ездила баба Настя. Возраст у нее был вполне почтенный, далеко за семьдесят. Сухонькая, с палочкой. Одета чисто, но очень бедненько. По характеру и поведению была очень доброжелательная и смиренная. Паломники ее любили. Вот пара историй случившихся с ней во время поездок.
             Первая. Храм Христа Спасителя в Москве. На паперти полно нищих. Мало чем отличающихся по форме одежды и внешнему виду от бабы Насти. Баба Настя быстренько примыкает к их стройным рядам и протягивает ручонку за подаянием. Через полчасика она устроила себе приличный обед в близлежащем кафе для паломников. Обычно она обходилась одним пирожком, а здесь на столе все лучшее, что было в меню. Правильно – хорошо потрудилась, хорошо покушала.
             Вторая. Несмотря на то, что ходила баба Настя с палочкой она не пропускала ни одной горы, если нужно было туда добраться, чтобы не пропустить очередную святыню. Спускаться  ей было сложнее, и она частенько задерживала всю группу, пока медленно ковыляла с горки. В одной из групп было несколько крепких ребят. Чтобы паломники не задерживалась, обычно на спуске ребята подхватывали ее под руки, она поджимала ножки, и они быстренько спускали ее с верху.  Представьте картинку. Двое крепких ребят (Архангелов), спускают с небес на землю нашу героиню. Видимо там, на Верху решили, что не пришло еще ее время. Поживи на земле. Ты так добра к людям.

                Баба Яга.
             Но не все старушки были похожими на нашу бабу Настю. С одной из таких случилась удивительная история.  Начать с того, что она по дороге в Дивеево переругалась с половиной автобуса. Чтобы не обижать остальных она переругалась с оставшимися на обратном пути. Манера ее контактов с людьми напоминала поведение подвыпившего дембеля, которому для самоутверждения доставили группу новобранцев. Любое отклонение от ее понимания жизни вызывало дикую истерику с переходом в откровенное беснование.
             А теперь про историю, случившуюся с ней. На источнике Серафима Саровского все паломники любили фотографироваться  рядом с его иконой. Она находилась рядом с водоемом под небольшим навесиком. Наша героиня тоже сфотографировалась. И здесь начались чудеса. Понимайте, как хотите. На снимке с ней вместо лика святого белое пятно. Начали разбираться, почему так получилось. Может быть дефект фотографии? Но и на негативе при тщательном рассмотрении тоже не оказалось лика. На всех предыдущих и последующих кадрах пленки батюшка Серафим присутствует, а на единственной фотографии с ней его нет. Видимо и его смирения не хватило, чтобы выдержать нашу старушку, которую паломники между собой называли Бабой Ягой.

                Черный список.
             Как-то после одной из поездок жена прямо с порога крикнула, чтобы я записал одну тетку в черный список. И назвала ее фамилию. Чуть позже она рассказала, что та так ее  достала во время поездки и истрепала нервы своими капризами и выходками, что это был первый и последний ее рейс с нами.
             У нас действительно с самого начала наших паломнических поездок существовал черный список. Туда вносили тех, кто не умел себя вести, не выполнял требований по форме одежды, а главное не соблюдал простейших требований правил поведения принятых в этих поездках.
             На следующий день эта тетя позвонила жене и сходу начала:
             - Вера Федоровна, да простите меня, дуру. Да я до сих пор нахожусь под таким впечатлением от этой поездки. Да я весь коллектив собрала и не устаю рассказывать о том, что видела. Да я все иконы развесила в своем кабинете. Еще раз простите, что я вам столько неприятностей доставила.
              Ну что делать? Конечно, убрали из штрафного списка. Главное то, что человек понял, зачем он ездил. А для этого и необходимы поездки по святым местам. 

                Лосины.
              Одним из обязательных условий в паломнических поездках является требования к внешнему виду паломниц. Никаких «боевых» раскрасок и никаких брюк, даже при движении в автобусе. Борьба за  это с переменным успехом шла все эти годы. При инструктажах, в памятке паломника внимание акцентировалось на то, что выезд в поездку в брюках будет первым и последним в составе нашей группы. Всех уверяли, что при поездках в нормальных юбках (не мини) не было ни одного летального исхода. Не выполнявших эти простые требования заносили, и будем заносить в черный список.
              И, тем не менее, на каждую посадку пара тройка дамочек являлось с нарушением формы одежды. Однажды такая  Дюймовочка, (в возрасте около семидесяти лет, с размером одежды 62-64) явилась в лосинах, забыв одеть юбку хотя бы сверху. Согласитесь, как бы отметил мудрый ослик Иа из популярного мультфильма – это было действительно душераздирающее зрелище.

                Петр Иосифович.
             Все паломники, прибывающие в село Эмануиловка к отцу Георгию, настоятелю местного храмика обращают внимание на петуха удивительной красоты. Он действительно какой-то редкой породы и даже люди не могут отвести от него взгляды и откровенно любуются его статью. А что говорить про курочек? В их сердцах давно запечатлен его неповторимый образ. У них даже лапка не поднимается для того, чтобы отбежать от него, когда он приближается к ним  с вполне естественным намерением. Классический куриный секс-символ. Повезло всей местной куриной округе.
              Зовут его Петр Иосифович. Ну, Петр это понятно почему. А вот почему Иосифович, то это имеет историю. Привезла его в Эммануиловку личная секретарша Иосифа Давыдовича Кобзона. Она частенько гостит у отца Георгия. Надо отметить, что не насовсем, а так на время, чтобы он немного пробыл в этом благодатном месте. С последующим перемещением в столицу. Правда, регистрировать его проживание в миграционной службе не стали, решив, что как ни будь, обойдется.
            И вот настал момент, когда встал вопрос возвращения Петра Иосифовича на историческую родину. Но как теперь вернуть петушка? Он обзавелся дружной семьей. По двору уже бегало много курят – вылитых Петр Иосифовичей. Их и представили разлучникам в качестве доказательства. Какое нужно иметь сердце, чтобы разбить такую дружную семью? Ведь крепостничество на Руси давно отменили. Подумали, подумали и не стали разрушать куриную семейку. Оставили Петюню на ПМЖ  в Эммануиловке. Вот было радости-то у курочек.

                Батюшка и водители.
     Часто по телевизору показывают страшные аварии пассажирских автобусов. А одна из последних трагедий – авария автобуса с паломниками под Черниговом. Следует обратить внимание на то, что подавляющее большинство происшествий приходятся на предутренние часы. Причина простая – усталые водители на какое-то время теряют контроль за управлением автобуса.
     По этой причине вспоминается история. В наших поездках в Псково-Печерский монастырь мы всегда посещали Псков. Старинные храмы всегда привлекают паломников. А еще там имелась возможность переночевать в храме Александра Невского, настоятелем которого является отец Олег (Тэор). Неприхотливых паломников располагали везде, где имелась возможность – на лавках, на полу прямо в храме, что особенно нравилось людям.
     Но необходимо отметить, что для водителей автобуса имелась охраняемая стоянка и персональный номер с кроватками и белоснежными простынями. Позиция батюшки была простая:
     - «За спиной водителя пятьдесят человек и он их должен привезти домой целыми и невредимыми.»
     Вот ведь все, как просто. Хорошо бы хозяевам автобусов взять пример с этого замечательного батюшки и обеспечивать максимальную возможность для подменных водителей отдыхать в пути.

                Раб Божий Владимир.

          Жил был и не тужил на свете один человек. Звали его Владимиром. Дожил уже до пенсионного возраста. И вот прослышал он о паломнической поездке на остров Валаам. А почему не съездить. Места там красивейшие. Собрался и поехал.
           Была только одна небольшая закавыка -  все люди в автобусе крещеные, а он один не крещеный. В 1950 году его родителям было не до походов в церковь. Тут бы с безродными космополитами совладать да коммунизм достроить. Поэтому грех на них обижаться. Ну, и потом все было недосуг. Учеба, работа, много работы.
          А что сейчас может помешать родительскому недосмотру. Да ничего. Поэтому на первой же остановке в селе Никольском отец Александр и окрестил его к вящей радости всех, включая раба Божия Владимира. Поехали дальше. 
         Но что–то немного угнетало его. У православного человека должна быть семья, а у него ее не было. А тут еще  глянулась ему женщина на соседнем кресле. Приятной наружности. Вроде к нему расположенная. Не стал он долго раздумывать и предложил ей руку и сердце. А женщина тоже давно заглядывалась на Владимира, почитай больше тридцати  лет. Уж и детки совместные давно появились, а сейчас и внучка в гости приходит, только вот семьи не было. Чего стоит какой-то там штамп в паспорте без венчания. Не стала она раздумывать и отказываться. Чего там тянуть.
         Решено - сделано. Осталось только найти место, где обвенчаться. В ближайшем храме в это время не венчали. Порекомендовали обратиться в соседний. Поехали в соседний, в который с Божьей помощью и навигатора доставили водители. Там и состоялось знаменательное событие. Хотя тоже небольшая проблемка возникла. Их же не ждали,  и на клиросе была только одна певчая, дочка батюшки. Но в этой поездке все было на стороне наших героев. В паломнической группе нашлась  вторая вполне профессиональная певчая и дуэтом они великолепно справились с задачей. А уж когда все паломники хором пропели Величальную, то сердчишки у молодоженов совсем зашлись.  Так и стоит у них до сих пор перед глазами эта картина.
         Следует только добавить, что венчание было в церкви Косьмы и Дамиана. Все абсолютно правильно. Где же еще лучше всего венчаться рабу Божию Владимиру – кандидату медицинских наук и просто замечательному врачу и человеку.


                Поломка.

            Дорога есть дорога. Автобусы были не новые и ничего удивительного, что случались в поездках и серьезные поломки. Одна такая, и произошла напротив деревни Шавторка, недалеко от города Шацка в Рязанской области, полетело сцепление.  Сотовых телефонов тогда еще не было и водителям пришлось на попутках добраться до телефона. Дозвонились до хозяина автобуса. Тот быстренько взял нужную деталь и выехал из Астрахани. До места было около тысячи километров, и с ним, чтобы было не скучно поехала его жена.
             Стоять предстояло почти сутки. Паломники быстро сориентировались и прошлись по деревне. Деревня была еще полужива. Много домов было заколочено, но кое-где жители были. Естественно, в основном старушки. С группой был батюшка. Для местных бабушек это был роскошный дар с Небес. Батюшка ими и занялся. Остальные быстренько затарились молочком, яичками, овощами, а многие и ночевать остались в деревне.
             Была первая половина августа. Великолепнейшая природа и изумительная погода превратили вынужденную остановку в незапланированный пикник. Только у одной семейной пары были проблемы. Им нужно было быстрее вернуться на работу. А остальные просто наслаждались этим великолепием. В группе, как никогда было много детей. Бабушки и родители обычно в конце каникул старались свозить своих родненьких к Серафимушке. Вот им-то здесь было полнейшее раздолье.
              После доставки детали нужно было несколько часов на ее установку. Водители занялись делом, а жена хозяина с любопытством наблюдала за детьми. Кажется, она была педагогом. Дети на полянке под руководством энергичного дедка из группы развели костер. Естественно, тут же появились шампуры из палочек для шашлыков из колбасы, грибов, которых было много  в близлежащем лесочке. Ничего не обычного, дети на природе, все заняты делом, но у этой женщины было совершенно другое мнение. Ее поразило, как играли дети. Разных возрастов, абсолютно дружно. Старшие помогали младшим, никакой толкотни, мелких стычек, которые обычны на улице и во дворах в детских коллективах. Ее вывод – у вас совсем необычные дети.
             А вся необычность этих детей заключалась в том, что они, кто год, кто два поучились в Воскресной школе. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы, по мнению светского, не посещавшего церкви  человека, дети стали «необычными». Всего-то пару часов занятий раз в неделю и делает детей «необычными». Узнали они про Божьи заповеди, что нужно исповедаться, что Бог все видит, что главное слово у христиан – любовь. Не делай другому, чего не хочешь, чтобы тебе делали. Чего здесь сложного? Сложности есть у взрослых дядей и тетей, которые десятилетиями не могут решить вопрос, нужны ли детям уроки православной культуры? В одной из центральных губерний решили, что надо. И первый результат через два месяца – детская преступность снизилась на тридцать процентов. А это значит, что сотни детишек вместо тюремных университетов будут учиться в обычных, растить детей, да платить те же налоги, которые нужны на содержание этих же тетей и дядей.
            Всего несколько часов хватило нормальному человеку понять, что нужно детям. Плохо, что чиновники от просвещения не могут понять простых человеческих истин. Сколько же им еще нужно времени?
           Я бы по всей России, в том же количестве, сколько висело в СССР  плакатов СЛАВА КПСС развесил другие, а на них написал всего одну фразу Федор Михайловича Достоевского, «РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК БЕЗ БОГА – ДРЯНЬ!!!!!»  Доказательства нужны?
           На последней фразе я и хотел закончить эту зарисовку, но умные ребята подсказали посмотреть один материалец, выложенный в Интернете на сайте Интерфакс-Религия. Нашел его. Это интервью с заместителем директора Федеральной службы исполнения наказаний Алексеем Величко. Речь в этом интервью идет об участии Православной церкви в работе со специфическим контингентом. Так вот там приводится несколько удивительных фактов. Ну, начать с того, что в колониях, где построены храмы, и священники постоянно работают с контингентом, сразу же на 50% снижается количество дисциплинарных нарушений. А эти нарушения ведь не дерганье за косичку соседку по парте или подкладывание кнопок на сиденье.  И еще более удивительное явление, зафиксированное в этих колониях. Я просто процитирую Алексея Величко. Вот его интереснейшее наблюдение:
             «Даже более того, некоторые наиболее негативные тюремные традиции, связанные с тем, что лица, относящиеся к самому низшему разряду в воровской иерархии, с которыми традиционно нельзя делить хлеб или питаться из одной посуды, спокойно причащаются вместе с другими осужденными в храме. По словам священников, получается, что Церковь стоит над воровским законом, и, на мой взгляд, это самая большая победа». 
             Вот так, это что же получается, что у авторитетных сидельцев в колониях ума побольше, чем у наших народных избранников, которые десятилетиями мурыжат законодательные инициативы по введению уроков православной культуры. Дальше продолжать?