Тэффи. Жизнь и воротник

Нина Писарчик
Итак, Тэффи – прошлый век или, всё-таки, позапрошлый? Нигде не нашла года создания рассказа «Жизнь и воротник». Название многозначительное, так как воротник (по самоценности) никак не может быть равен жизни. Но, если автор их уравняла, значит, что-то тут ещё, кроме иронии, даже сарказма? Возможно, драма, может быть, трагедия, а точнее - трагикомедия. Да-да, вспомните, именно на грани веков, девятнадцатого и двадцатого, зарождался феминизм. Женщины (немногие), допущенные к образованию, к самостоятельной трудовой деятельности, вдруг приобрели статус личности, а не только «плоти от плоти мужа». Прозрение имело заманчивые перспективы, но ужасные последствия, при излишней доверчивости. Не для глупеньких дамочек сия стезя! Шаг в сторону - от домостроя - наказуем, и, приобретя фривольный воротник, героиня бросила вызов приличию, обществу, то есть. Дальше остаётся катиться по наклонной .  Конечно, доказывать свою прогрессивность приходится исключительно на собственной внешности – а как ещё? Неважно, какую моду исповедуешь, «синего» ли «чулка», «стиляжки» или «байкерши». В любом веке «коготок увяз, всей птичке пропасть». Да, увлечение мотоциклом исключает маникюр и укладку, а требует агрессивных заклёпок по грубой коже. А уж «с кем поведёшься, того и наберёшься»! Законы психологии таковы, что одежда, внешний вид вообще диктует стиль поведения. Невозможно в купальнике танцевать менуэт, а в длинной юбке стоять у станка. Абсолютную правду пишет Тэффи - да, каждая вещь требует стиля, который может развиваться по собственным законам, идущим вразрез с общепринятыми. И «воротником»-диктатором (катализатором) может оказаться что угодно – мода, эмансипация, феминизм… Важно знать, что ожидает в конце – свет или беспросветность. В случае с героиней Тэффи Оленькой всё не так уж плохо закончилось. Ну, развелась она с мужем, которым, похоже, не очень-то дорожила, ну, начала работать, вышла в самостоятельную жизнь. И кого сейчас этим испугаешь?!