Ромео и Джульетта. О фильме 1968 года

Андрей Фомин-Ганс Христиан
Наверное, нет на свете человека, которому был бы не знаком этот сюжет. Она любит его, он любит её, но их родители не любят друг друга. Влюблённые от этой большой нелюбви умирают. Примирившиеся родственники рыдают над могилой…

Старо, как мир. Шекспир не первый и далеко не последний, кто применил этот простейший сюжет в своём творчестве. Так в чём же дело? Почему весь мир помнит о Ромео и Джульетте? Ведь это произведение не входит даже в список книг рекомендованных к внеклассному чтению, из-за недостаточной литературной значимости. А не в этом дело. Просто каждому из нас было по 14 лет, и память тогда работала не в пример достойнее, чем вчерашняя и сердце билось чаще и… все мы были немножко Ромео и чуть-чуть Джульеттами. Всех нас тогдашних посещало это умопомрачительное чувство первой любви.

Мы любим и страдаем о себе.

И так ли уж важно, Шекспир написал, не Шекспир… Но тот чьей рукой были записаны эти сроки, знал о чём пишет… значит был немного нами, а мы им. Он сумел высказать словами это наше невнятное мычание и пунцовость при виде любимой, эти наши слёзы в подушку и растерзанные ромашки… Любит – не любит…

Вроде и не важно мне теперь всё моё тогдашнее, знаю о любви много больше, чем хотелось бы, и не добавляет это знание радости, и циничен стал, и саркастичен… А всё равно каждый раз в горле ком, когда встречаюсь с прекрасным исполнением истории о Ромео и Джульетте.

Нет повести печальнее на свете…

Началось всё, конечно же, не со школы, и даже в институте я не смог найти «Ромео и Джульетту», почему-то в сборники лучших произведений Уильяма нашего Шекспира это произведение не попадало. А если честно, то не помню я, может и прочитал мимолётом эту трагедию в числе прочих, не тронула она меня тогда.

Всему своё время.

Есть у меня друг, Кэп, меломан неисправимый, он постоянно занимался моим музыкальным образование и таки привил мне любовь к хорошей музыке. На очередную бабину (это такая здоровенная катушка с магнитофонной лентой на 750 метров, кто не знает) он записал гитарные этюды Бенсона. Одна из мелодий поразила меня своей пронзительной лиричностью и тоской, я перематывал катушку на начало мелодии и слушал её снова и снова, я был очарован и влюблён, я умею влюбляться в мелодии. При следующей встрече, я спросил Кэпа, не знает ли он историю этой мелодии, и напел её. Он улыбнулся моей безграмотности и сказал, что это тема из кинофильма «Ромео и Джульетта».

Конечно, я тут же купил свеженький фильм на эту тему, им оказался «Ромео должен умереть» с Ди Каприо, кстати фильм не вызвал отвращения, можно сказать, он мне понравился, но музыки я не услышал! На мою предъяву Кэп рассмеялся и сказал, что это старый фильм, черно-белый, американский… в общем недосягаемый по тем временам. Но мысль в голове засела.

Прошло много лет.

Совершенно случайно я обнаружил, что имею от провайдера, через которого выхожу в инет, неограниченный доступ на скачивание фильмов, книг и разных прочих интересных вещей. Через неделю активного пользования, я вспомнил о «Ромео и Джульетте». Поисковик выдал фильмов двадцать! Причем пять из них были с оригинальным названием, различались только годами выхода. Почему я выбрал 1968 год, я и сам не знаю, но ведь не ошибся! Это был действительно он, мой долгожданный фильм! После закачки я сразу включил титры и услышал такую знакомую мелодию. Просмотр был назначен на вечер.

А теперь перехожу к тому, ради чего была затеяна вся писанина выше.

Люди, посмотрите фильм!

Если вы его не увидите, вы никогда по-настоящему не поймёте историю Ромео и Джульетты. Мало того, что режиссер оставил Шекспировский текст и все значимые монологи очень близки к оригиналу, так ещё и актёров подобрали близких по возрасту к реальным. Пусть Джульетте не тринадцать, а шестнадцать лет, а Ромео семнадцать вместо четырнадцати, но лишние годы только добавили им опыта, чтобы правдоподобнее сыграть историю своей любви. Правда, фильм перевели в цвет, но от этого он нисколько не потерял, наоборот, заиграли оскароносные костюмы. Я бы конечно предпочёл переводной вариант, чтобы услышать настоящие голоса героев, но дубляж настолько органичен, что грех жаловаться. И музыка! Нино Ротто знал, что делал. Первый раз тема появляется во время бала у Капулети и как! Звучит не только волшебная музыка, но у неё появляется голос, ария в исполнении Бруно Филиппини Голос достойный музыки. Потом мелодия идёт через весь фильм, тонким кружевом сплетая в единое целое игру актёров и Шекспировский текст. Ничего не режет глаз. Джульетта красива, юна и по-детски непосредственна, Ромео отважен и благороден, нельзя не верить их любви, я поверил.

Закончилось всё трагично… как и должно было закончится. Голливуд не посмел обезобразить трагедию хеппиэндом, всё же 1968 год.

Не скажу, что я плакал, но крупный план мертвых, но и в смерти не по-здешнему красивых детей, под музыку Нино Ротто никого не оставит равнодушным.

Посмотрите фильм… А еще, покажите его своим детям… И послушайте музыку.