Записки дворника

Олег Макоша
                Зима
               
                1         

                Встань пораньше

                Пролог вместе с эпилогом

           «Встань пораньше, взгляни в окно.
           Видишь, солнце встает.
           Это я плюнул кровью на дно
           В голубой небосвод»
                Мамонов

           «Встань пораньше, встань пораньше, встань пораньше!
           Когда дворники маячат у ворот.
           Ты увидишь, ты увидишь…»
                Окуджава

           В профессии дворника много романтического. Зима, раннее утро, в морозном воздухе вкусно скрипит снег под ногами и шваркает лопата в тишине. Изо рта вырывается пар, курить не хочется, а хочется быстрее закончить этот участок и перейти к следующему. Редким прохожим – холодно, а тебе – хорошо, можно даже скинуть куртку и по-молодецки, в одном свитере кидать снег. Но лучше не торопиться, а спокойно работать, вдыхая действительно свежий воздух и наслаждаясь физической нагрузкой. Главное одеться правильно, чтобы не пропотеть насквозь. И внезапно становится светло, только что рубил лед, практически на ощупь, а через пять минут – все видно как днем. Поднимешь голову – ага, у населения начинается трудовой день. Серега, что убирается у соседнего здания АТС, опохмеляется найденной недопитой бутылкой водки.
           -- Здорово, Серега, – кричу я ему.
           Он пугается, чуть не роняет бутылку, но, убедившись, что все свои, отвечает:
           -- Бля, Владимирыч, ты когда-нибудь меня до инфаркта доведешь.
           В общем, жизнь набирает обороты. А когда придешь домой и примешь горячий душ, потом выпьешь чаю, то в теле будет звенеть удаль – благодарные мышцы отвечают взаимностью.
           И приятная усталость после работы.      
           Летом тоже нормально, опять же, за счет раннего начала трудового дня. Вокруг – никого, метешь, метешь, смотришь под ноги – лежат сокровища. И говно, конечно, лежит в изрядном количестве, но сокровищ больше. Ополовиненная колода игральных карт, работающая зажигалка, календарь за прошлый год, пакет с оборванной ручкой, красивая бутылка из-под неизвестного мне напитка, черенок от сломанной метлы. Дружелюбные бомжи заискивающе плющат банки, а суровые профессионалы деловито пакуют картон. Иногда, когда мне грустно, я профессионалов посылаю нахуй, и они идут, а картон отдаю бомжам, и они не берут. Тогда я ругаю себя за идеализм и складываю коробки рядом с мусорными баками – завтра заберут (или уже сегодня).   
           А вокруг просыпается жизнь, состоящая, по раннему времени, из звуков. Летом в основном слышно собирающийся дождь, первые троллейбусы и ор недогулявших в овраге гоблинов, а зимой, как разговаривают, пролетающие (по своим делам) мимо ангелы.
           1-ый Ангел:
           -- Что сегодня на обед?
           2-ой Ангел:
           -- Амброзия с нектаром.
           1-ый Ангел:
           -- Опять амброзия? Мы же просили?
           2-ой Ангел:
           -- На складе, сам знаешь, Гавриил хозяйничает, а у него просто так …
           Не знаю что у Гавриила «просто так», улетели ангелы, и я не дослушал. Собрал инструмент и пошел домой. По дороге думал, как я это все ненавижу: лопаты, ломы, метлы, обоссаные стены, обосраные углы, тысячи бутылок, валяющиеся на моем участке, бомжей со струпьями на рожах, картонных профессионалов, тупых и жадных, и романтизацию невеселой профессии – вывозить за человечеством бесконечный мусор.
           Зы. И насчет безлюдности я слегка погорячился, в четыре утра они еще пьют, а в пять уже выходят опохмеляться. 

                2

                Лопата

           Надо нормальную лопату, а то этим истончившимся полуфабрикатом работать нет никакой возможности. Обошел все окрестные хозяйственные магазины, потом рынки – нет человеческих лопат, одни китайские. Невесомые пластиковые и такие же из нержавейки неизвестного происхождения, толщиной с жестянку для консервной банки. То есть, хозяин-барин говорит:
           -- Купи инструмент, а я деньги отдам как-нибудь.
           Я в ответ:
           -- Как-нибудь не надо, давай сейчас.
           -- На – он протягивает пятьсот рублей – купи чего понравится.
           Ничего не нравится. Буквально. Берешь в руки, маешь – говно. Спрашиваю у продавца:
           -- Ну?
           -- Нет.
           Нашел дедка поддатого на входе у рынка. Стоит, рекламный стенд подпирает и в зипун кутается, рядом пара лопат, одна – детская, а вторая – полунастоящая, с куском ножовочного полотна по торцевой кромке.
           -- Сколько? – спрашиваю и показываю на детскую.
           -- Триста пятьдесят.
           -- А эта? – тыкаю пальцем в полунастоящую.
           -- Триста двадцать.
           -- Чего так?
           -- Конкуренция.
           Дал ему триста рублей, а двести, оставшиеся от хозяйских пятисот, решил себе зажать. Дедок деньги пересчитал два раза, немного прослезился и заверил:
           -- По пятнадцать лет служат! Сносу нет, голубчик – и дохнул на меня перегаром.
           А мужик, торгующий рядом болтами, уточнил:
           -- Ага, когда у забора стоят.

                3

                Первый снег

           Зря я грешил на отсутствие положительной нагрузки. Фигли, всю прошлую неделю – прошелся по территории, собрал пустые бутылки, стаканы, сигаретные пачки – и домой. Ну, кинул пару лопат грязной снежной крупы от скуки. Подобрал пару бычков совсем от нечего делать. Пришел домой и опечалился.
           А в этот вторник была мне нагрузка, снега выпало по пояс, небось, опять месячная норма за сутки. У нас что ни снегопад, то месячная норма выпадает, а то и полугодовая. Вот и в этот раз от души навалило.  Умудохался так, что еле до дома дополз. Начал в шесть утра, а закончил в два дня. Получается полный рабочий день без обеда и перекуров. Часам к двенадцати, когда снег начал откровенно подтаивать, лопата уже от земли не отрывалась с мокрой кашей. Коллега, дворничиха баба Зина, подошла посплетничать и строго сказала:
           -- Говно у тебя лопата, Олежек.
           -- Так сейчас хороших лопат…
           -- А то я не знаю. Ладно, посмотрю там у себя что-нибудь.
           И ушла, я даже поблагодарить не успел. А собака Жулька, посмотрела на меня замученным поэтическим взором и ничего не сказала, так убежала.
           Баба Зина уже на заслуженном отдыхе, а территорию убирает из любви к спорту.
           -- Чего – говорит – мне вместе с этой дурой так просто стоять – и кивает на Жульку.
           А здесь общеукрепляющая физкультура. Бабе Зине по паспорту лет сто, а на вид только семьдесят, покрутись с ее на свежем воздухе, скоро перестанут вино в киосках продавать. Я сколько себя помню, она всегда дворничихой работала. Один раз мы: я и ее покойный муж Василий Петрович, сели под кустом на травке водку пить, так она нас метлой била и бутылку отняла. Короче, душевная женщина, но дюже строгая.

                4

                Тонус      

           Вообще, конечно, бодрячком.

                5

                Лопата 2

           Подарила-таки мне баба Зина лопату. Сказала:
           -- На. За то, что моего дорогого покойника Ваську угощал.
           Поди пойми этих женщин.
           Снег продолжает идти, то есть безостановочно. Убрал у одного входа, пошел к другому, пока там разгребал, у первого опять навалило по самое не балуй. Пришлось сгребать и оттаскивать. Похоже, нет на свете более раздражающей работы, чем бессмысленная. Ну, не то что совсем бессмысленная, а уничтожаемая на твоих глазах. Убрал снег – через десять минут как будто не прикасался. Хотя, все не зря, завтра, говорят, заморозки, а я более-менее выровнял пейзаж и завтра не придется срубать ледяные торосы.
           Лопата бабы Зины – шедевр. Дюралевая, усиленная по бокам стальным уголком, режущая кромка, с приклепанной стальной полосой, отточена как меч. Одно неудобно, хочешь убрать снежок, а она срезает старый грязный лед до асфальта. А у меня договор с хозяином-барином – до плитки чистить только у входа. Дорогу же расчищать для проезда, не надрывая жопу. 
               
                6

                Книга

            Сегодня нашел разорванную книгу без обложки, полистал, отряхнув от снега, вот какой мне попался отрывок:
            «Он размышлял о суете, ненужности, о пошлой фальши всего человеческого. Все возрасты постепенно проходили перед его мысленным взором (ему самому недавно минул 52-й год) – и ни один не находил пощады перед ним. Везде все то же вечное переливание из пустого в порожнее, то же толчение воды, то же наполовину добросовестное, наполовину сознательное самообольщение, – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало, а там вдруг, уж точно как снег на голову, нагрянет старость – и вместе с нею тот постоянно возрастающий, все разъедающий и подтачивающий страх смерти… и бух в бездну! Хорошо еще, если так разыграется жизнь! А то, пожалуй, перед концом пойдут, как ржа по железу, немощи, страдания… Не бурными волнами покрытым, как описывают поэты, представлялось ему жизненное море – нет; он воображал себе это море невозмутимо гладким, неподвижным и прозрачным до самого темного дна; сам он сидит в маленькой, валкой лодке – а там, на этом темном, илистом дне, наподобие громадных рыб, едва виднеются безобразные чудища: все житейские недуга, болезни, горести, безумие, бедность, слепота… Он смотрит – и вот одно из чудищ выделяется из мрака, поднимается выше и выше, становится все явственнее, все отвратительно явственнее. Еще минута – и перевернется подпертая им лодка! Но вот оно опять как будто тускнеет, оно удаляется, опускается на дно – и лежит оно там, чуть-чуть шевеля плесом… Но день урочный придет – и перевернет оно лодку».
           Интересно, кто автор.

                7

                Бухарики

           Пустая бутылка из-под виски. Что другого места нет, чтобы бутылку вискаря оприходовать? Вот люди – все ко мне. И поссать, и поблевать, и виски пить.
           Сегодня вышел в шесть утра, народ уже шарахается. Вроде, одни и те же люди каждый день – половина здоровается. Собрал бутылки и стаканы у служебного входа, пошел к мусорным бакам. Навалили картона из окрестных магазинов, пришлось до прихода профессионалов рвать и упаковывать. Потом двинул к центральному входу, покидал снежок, собрал пушнину, баллоны из-под пива, пару-тройку пустых сигаретных пачек. Вернулся к служебному, а там уже пьют. Чувак с бабайкой, прилично одетые, на снегу стоят две четверки и полторашка темного. Сами сидят по-лагеному на корточках, полы бабайкиной дубленки подметают плитку, что кстати.
           -- Мы вам не мешаем? – спрашивают.
           -- Что вы, что вы – отвечаю – как можно, бухайте на здоровье.
           Пришлось ждать, когда выпьют и уйдут, чтобы убрать за ними. А они сидят и сидят, я уже и там лопатой пошваркал и здесь. От скуки разгреб снег у соседнего магазина, потом у входа в офис вневедомственной охраны.
           А эти сидят.
           Да и хрен с ними, пойду домой.
           Зы. Пацаны из охраны дрыхнут в расставленных около подъезда машинах. Когда я начинаю кидать снег, в стеклах дверей появляются темные силуэты голов, а потом пропадают.

                8

                Коллеги

           Соседский дворник, сука, сгреб весь накопившийся за месяц его безделья снег мне на участок. У него повыше площадь, около круглосуточного лабаза, и он просто скинул.
           Разгребал полтора часа, решил при встрече вежливо ему попенять. Например, лопатой по голове или пешней по рукам. Тут хозяин-барин прикатил на своей Хонде, вылез радостный, заорал:
           -- Как оно?!
           -- Чего?
           -- Вон там еще почисть у тротуара, хотя и не обязательно.
           Потом я отрывал пожарный выход. Он у нас из земли произрастает, на газоне под стеной здания, железная дверь-люк. Я долбил по ней ломом, а она весело гудела. Придет инспектор, скажет:
           -- О-го-го!
           А я ему:
           -- Всяко.
           Ну, может, и не мне скажет, а барину, тогда он и ответит.
           Когда пришел домой, в дверях не вписался и уебал лопатой по наличке дверной коробки, на крашеной деревяшке остался красивый рубец.

                9

                Стакан

           Заморозки наступили. Не зря, значит, я выровнял плацдарм, сегодня пришел – приятный ровный каток. Сам чуть не упал, спасибо лопата в руках, на нее и опирался как на костыль. Пока расчищал дорогу, весь взмок и сдвинул шапку на затылок. Она у меня вязаная и белая, откровенно смешная, с красным помпоном, к которому еще и два шнурка привязаны. Мужик, что шел мимо, загляделся на шапку и упал. Поскользнулся бедолага. Встал и, с большой укоризной, произнес:
           -- А хоть бы ее вообще не было.
           -- ?
           -- Зимы!
           -- Ну…
           -- Вчера из Чебоксар возвращались, так на каждой колдобине буксовали. Жгли и жгли.
           -- Молодцы – говорю.
           -- Ага. Стакан есть?
           Дал я ему тару от такой хитрой водки, что в стеклянном стакане, а сверху картонкой заделана, сдираешь и пьешь. Стаканчик на вид, граммов на сто, а вытащил я его из бака, он там сверху лежал на картоне. Вытащил, об штанину вытер и протянул мужичку:
           -- Держи.
           -- Спасибо – ответил мужичок и, в свою очередь, достал из кармана чекушку.
           -- Будешь? – угощает.
           -- Ты что? Я на службе.
           А он заржал и выпил все один, а стакан мне вернул.

                10

                Книга 2

           Купил книжку Карякина В.С. «Челюскинская эпопея». Дивная штука. Придешь с мороза, напьешься чаю, сядешь в кресло, читаешь – хорошо. Жизнь она, вообще, на контрасте нагляднее. Что там здешний холод и обиход по сравнению с арктическим. А имена летчиков, спасавших экспедицию? Водопьянов, Леваневский, Ляпидовский, Каманин, генералы, одно слово.
           Вчерашние алкаши оставили все-таки пару бутылок на самом виду. Пришел с утра, ага, говорю, попались. А кому говорю и сам не знаю. Хотя есть у меня одно предположение, что все слова, сказанные якобы безадресно, но вслух, обращены к нему. Нет, не так. К Нему, вот так правильно, с большой буквы. И Он, значит, должен все учесть. И запомнить. Чем, собственно, и занимается.   

                11

                Собаки

           Снега нет, собрал бутылки, стаканы, сигаретные пачки, пресанул картон и пошел кормить собак. Мне теперь у мусорных баков объедки (остатки?) оставляют неизвестные доброжелатели. Ну, то есть не мне, а собакам, знают, что я им столовую устроил. На крышке люка. Вынимаю еду из пакетов и раскладываю, а собачки уже ждут. Жулька иногда приходит, но не ест, а смотрит, ей деликатность не позволяет у бездомных деликатесы отнимать. Так просто постоит, подумает, тоже, видимо, на контрасте прикинет какая у нее жизнь славная и убежит.
           -- Куда ты – кричу ей – постой со мной.
           -- Некогда мне тут с тобой прохлаждаться – ответит и дальше нарезает.
           У нее при беге корму смешно заносит.
           А сегодня в пакете, аккуратно так пакет лежал с краю, обнаружил дынные корки. У меня тут что? Обезьяны, что ли?   

                12

                Снег

           Только закончил убираться, как пошел снег. Густой такой, тщательный. Ну, что ты будешь делать? Грести по новой? Ну, его нафиг, пойду домой, пусть идет, завтра уберу. А то я этот прикол знаю – ты его убираешь, а он все равно идет.
           На часах – семь тридцать утра. Круглосуточный лабаз работает на грани возможного, то и дело хлопают двери, это страждущие торопятся. С пивком, с водочкой, с пачкой сигарет, выбегают на улицу, а дальше по интересам. Кто на работу, а кто за угол, к мусорным бакам, удачно стоящим под прикрытием исподней стены магазина. А рядом, какая прелесть, чудесная ниша для ссанья. 
           -- Пошел нахер – культурно прошу чувака лет тридцати, тихонько подкравшись из-за спины.
           -- Ай, бля! – он подпрыгивает.

                13

                Парикмахерская

           Позвонил хозяин-барин и объявил:
           -- Был в администрации! Короче, мусорные баки больше не наши. Зато нам от парикмахерской – пять метров и до дороги.
           -- Чего?
           -- Я говорю, отмеришь пять метров от угла и до дороги чистишь. А я в Москву уезжаю, во вторник приеду, все отметим красной краской, чтобы знал. Пока!
           И отключился. А я задумался. Где та парикмахерская? Рядом, вроде, нет ни хрена.
           На следующий день выяснилось, что парикмахерская – это аптека. То есть, нынешняя аптека бывшая парикмахерская. Они там так часто и быстро меняют вывески, что народ не успевает запомнить и называет заведения по-старинке. Нина Павловна говорит:
           -- Ну да. Аптека и есть.
           Я у нее спрашиваю:
           -- А пять метров, от какого угла?
           -- От какого хочешь.
           Но выяснилось это только в девять часов, когда открылся хозяйственный Нины Павловны. А до этого я убирал все подряд.      

                14

                Снег 2

           Снега навалило, будь здоров. Отмерил от угла аптеки пять метров и выгреб. Сто пудов не от того угла намерил, приедет во вторник барин и разочаруется. Он и так на меня косится, считает малопонятливым. Что недалеко от истины.
           Жулька приходила, но ничего не сказала.
           А я все греб.
           А народ перепрыгивал через бруствер мной нагребаный. Потом я его порушил – перетаскал на газон у АТС. Мне Серега, по дружбе, разрешает туда снег складировать. Я ему за это разрешаю из баков коробки брать под мусор.
           Техника такая: берешь картонную коробку, идешь, собираешь в нее все говно подряд, а потом выкидываешь в бак. Удобнее, чем поднимать каждую бумажку или бычок отдельно.

                15

                Бухарики 2

           Опять какая-то сука сгребла снег от круглосуточного лабаза мне на участок. Сначала хотел обратно весь его оттащить, поближе к входу в круглосуточный, а потом передумал. Точнее не так, сначала-то я оттащил, а затем устыдился и перекидал к обочине, где машинами убирают.
           Пошел мусорные баки проверить по старой памяти, только завернул за угол – мужичек прется.
           -- Здесь, что ли выпить? – спрашивает у пространства.         
           -- А как же – отвечает ему пространство моим голосом – где же, как не здесь.
           -- Будешь полстакана?
           Я сделал вид, что не слышу, шваркаю лопатой.
           -- Я, говорю, будешь полстакана? – настырный дядька.
           -- Нет. Спасибо.
           -- А чего?
           -- Я – алкоголик.
           -- Понял. А я вот на красное перешел. Контролирую пока.

                16

                Гад 

           Никак не могу поймать гада, который у круглосуточного убирает. Поймать и настучать ему по репе лопатой бабы Зины.

                17

                Объявление

           Нашел листок с объявлением:
           «Продается особняк в Юрмале, Лиелупе, ул. Плачу 13, 2-х этаж., 350 м2, земля 1450 м2, 7 комнат, 3 санузла, полная отделка, мебель, камин, сауна, джакузи, бассейн, открытая терраса и балкон, гараж на 2 а/м. Благоустроенная территория с парковкой, берег реки Лиелупе с панорамным видом, свой причал, рядом сосновый парк, 10 мин. от моря. Все городские коммуникации, газовое отопление, сигнализация».
           Жалко цена не указана.

                18

                Выходные

           Позже надо вставать и выдвигаться. Приперся сегодня в шесть утра, собрал бутылки со стаканами и стою как дурак. Пошел к парикмахерской, перемерил пять метров от угла в другую сторону, сгреб снег. Огляделся. Смурные алкаши, как всегда, шмыгают в круглосуточный и обратно. О чем с ними говорить.
           Чуть позже троллейбус проехал. Мужик пробежал. Собака прокандыбала. Жизнь прошла.
           Собака вернулась.   

                19

                Трактор

           Проспал!
           Вскочил, как угорелый и, не умываясь, не почистив зубы, рванул. С зубами, это я, конечно, зря, надо было почистить.
           Снега навалило, мама дорогая. Начал от главного входа и сгребал до обеда. А после обеда чистил дорогу. Затем, у служебного и парикмахерской, которая аптека.
           Мужики приходили опохмеляться и поссать к мусорным бакам, но заметив меня, деликатно мялись, а потом отползали к трансформаторной будке. Когда заканчивал разгребать дорогу, заехал трактор и ****ул ножом по куче снега нагребанной мной. Соответственно, пришлось кучковать по новой.
           -- Чмо карманное – крикнул я трактористу.
           Но он не услышал и укатил к АТС, чистить подъезды к гаражам.
           Взмок как цуцик перед расстрелом.
           Вообще, день не удался.

                20

                Собаки 2

           Кормил собак.      

                21

                Лопата 3

           Снега немного. Собрал бутылки, стаканы, аккуратно пристроенные на кирпичной стене, ограждающей мусорные баки, поднял растоптанные сигаретные пачки, пошкрябал лопатой. Шесть утра, звук лопаты, стальным носом из ножовочного полотна вгрызающейся в лед, – страшен, ей-богу. Не уютен, а ужасен. Еще я, когда мелкий снег сгребаю в кучу, ставлю лопату вертикально и волоку. Эффект как от железа по стеклу. Народ аж отпрыгивает.
           Раньше и сам, помню, просыпался, когда дворник под окном начинал шуметь. Тогда мне это казалось романтичным.
           Да и сейчас иногда кажется.
           То есть, романтика неубиваема, при известной созерцательности характера.

                22

                Барин

           Барин приехал, отобрал заныканные от покупки лопаты деньги. Я ему говорю:
           -- Нет денег. Не осталось.
           А он:
           -- Отдай!
           Как маленький, честное слово. Дал ему семьдесят рублей, остальные пообещал вернуть с получки, как только он мне ее выплатит. 

                23

                Мечта

           Интересно, скоро лето?

                24

                Любовь

           Допустим, я страдаю. Кому мне об этом рассказать? Жульке? Что, я ее не знаю? Посмотрит на меня всепонимающим взглядом, скажет что-нибудь, вроде, – не ссать, и убежит исследовать жизнь.
           Пусть меня исследует. Я что, не жизнь?
 
                25

                Снег 3

           Снег идет без остановки. Все чаще задумываюсь, изменится ли мое отношение к осадкам? Буду ли я проклинать снег? Вот эти красивые снежинки, являющиеся, по сути, праной вселенной. Структурированная вода, из которой состоит все (ну не все, но многое), гармонизирующая пространство вокруг. Не, не буду. Смирюсь. Работа дворником, вообще, учит смирению. Лозунг такой – смирись и собирай окурки. И бутылки. И стаканы.
           Потому что нехуй.
           Опять же, вокруг много положительных примеров. Кто у нас, братцы, лучший прозаик двадцатого века, положа руку на все? Правильно – Андрей Платонов. А кем он работал? Ага-ага.
           Из гаража АТС приходили мужики с конкретным и деловым предложением.
           -- Будешь?
           -- Нет.
           -- ?
           -- ?
           -- ??
           -- ???
           -- Ну, как хочешь.
           Потом, когда они чуть-чуть отошли от меня, один другому сказал:
           -- Вот и Серега так, не хочет идти в ногу с коллективом.
           Можно подумать, что сама работа дворником, не говорит о том же самом. О нежелании идти в ногу.
           Почесал репу и решил перекидать кучу спрессованного снега, что навалял на обочине неуловимый гад, убирающий у круглосуточного.
           Перекидал.
           Хорошо же стало.

                26

                Снег 4

           А вот и кончился снег и я загрустил. Вышел с утра, огляделся – нечего убирать. Поднял банку пивную с бутылкой, выбросил в мусорный бак и дальше пошел. Нашел маленькую кучку снега на углу у парадного входа, страшно обрадовался. За два раза перекинул ее на газон. Так.
           Мужик идет, опохмелиться хочет, а я, от нечего делать, за ним. Мужик к бакам и я к бакам. Мужик остановился и я остановился. Он на меня смотрит, а я на него.
           -- Чего? – спрашивает.
           -- Да нихуя – отвечаю.
           -- Так я это…
           Махнул рукой, вытащил из-за пазухи четверок, заглотил и пивком запил. А бутылку, под моим строгим приглядом, прицелившись, бросил в бак. Но промахнулся.
           Поднял я бутылку, покачал головой, а мужик, обливаясь слезами, дальше побрел странствовать. Небось, на работу опаздывает.
           Потом я еще у круглосуточного повыпендривался, погреб снежок за неизвестного гада, которого, как обычно, не видно и не слышно.
           Тяжело дворнику без снега.
           Скучно.

                27

                Книга 3

           Получил аванс и, впав в прострацию, пошел в книжный магазин, где приобрел в личное пользование, следующие книги:
           1 Милорад Павич «Пейзаж нарисованный чаем»;
           2 Питер Хёг «Смилла и ее чувство снега»;
           3 Артуро Перес-Реверте «Осада, или шахматы со смертью»;
           В общем-то, все по дворнической теме.
           Почесал репу и докупил:
           4 Габриэль Гарсия Маркес «Осень патриарха»;
           5 Даниил Гранин «Мой летенант»;
           Аванс, собственно, кончился.

                28

                Отрывок

           «Дом был сдан под ключ, но жильцов в доме не было и в помине. Пусто было на лестничных пролётах, пусто, темно и тихо, и пахло краской и нежильём, и мёртво стыли коробки лифтов, поднятые к самой крыше. Все двери всех подъездов казались плотно и надёжно запертыми, да так оно, наверное, к было на самом деле, однако в дом войти было можно. В него входили. И, наверное, выходили тоже. Во всяком случае, на каменных ступеньках тринадцатого подъезда, ведущего в южную торцовую башню, обнаруживались грязные следы. На длинной крашеной ручке парадной двери криминалист без труда обнаружил бы отпечатки пальцев. Пыль на цементном полу вестибюля кое-где свернулась во множественные шарики, как будто некто, войдя с улицы, энергично отряхнул здесь свою промокшую под дождём шляпу».
           Угадай кто.

                29

                Полиционер

           -- Не ракайте махами – закричал милиционер.
           И мы перестали ракать.

           Короче, я тут в районную администрацию зашел, в смысле в муниципалитет. Милиционер на вахте мне говорит:
           -- Откуда я вас знаю?
           -- Это не я – отвечаю, а сам пячусь к дверям.
           -- Нет, я вас точно знаю – настаивает милиционер и делает такое движение, как будто кобуру расстегивает.
           -- Да что, что вы – отнекиваюсь, а сам уже голову руками прикрываю.
           -- Но откуда?
           И тут я решил пошутить на свою беду, говорю:
           -- Да ладно, начальник, я в федеральном розыске.
           А милиционеры шуток не понимают. Никаких. Нет бы, улыбнуться, сказать, точно, а я-то думаю, откуда я вас знаю, и пожать руку. Нет, он разволновался пуще прежнего.
           Когда разобрались, выяснилось, что он за моей дочерью ухаживал несколько лет назад. Но я его не помню.
           Не знаю, как это меня характеризует.

                30

                Мама

           Пришла мама, спросила:
           -- Как у тебя взаимоотношения с руководством?
           (Это она так хозяина-барина называет).
           -- Я его почти не вижу.
           -- Значит, хорошие.

                31

                Песня

           Александр Вертинский.
           Кокаинеточка.
           Что вы плачете здесь, одинокая глупая деточка,
           Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
           Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка,
           Облысевшая, мокрая вся и смешная, как вы.

           Вас уже отравила осенняя слякоть бульварная
           И я знаю, что крикнув, вы можете спрыгнуть с ума.
           И когда вы умрете на этой скамейке, кошмарная,
           Ваш сиреневый трупик окутает саваном тьма...

           Так не плачьте ж, не стоит, моя одинокая деточка,
           Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы.
           Лучше шейку свою затяните потуже горжеточкой
           И ступайте туда, где никто вас не спросит, кто вы.

           Помню, слушал и плакал. Мне тогда лет двенадцать было.

                32

                Мечта 2

           А что, если…

                33

                Коллеги 2

           Подвалил Серега, дворник АТС, жаловаться:
           -- Я не знаю!
           Я, в принципе, тоже не в курсах.
           -- Греби, говорят, и сзади!
           -- Сзади оно да – я скребу лопатой по льду.
           -- Но за те же деньги!
           -- Серега, – говорю, – что ты орешь в шесть утра?
           -- А что в шесть? Валерка, что до тебя работал, к восьми приходил. Когда уже всё укатают.
           Собрал я бутылки со стаканами и подумал об однообразии моих функций и этих записок. Каждый божий день: стаканы, банки, бутылки, мятые сигаретные пачки, говно. Вообще, говно.
           Серега напоследок говорит:
           -- Я картонку возьму? Мусор собрать.
           А собаки сидят вокруг крышки люка (столовой) и всем своим видом выказывают недовольство тем, что я опаздываю с ихним завтраком.

                34

                Уроды

           Не зря вчера собачки негодовали. Сегодня смотрю, мужик какой-то у люка-столовой крутиться, сначала подумал, что он тоже еду принес, а потом пригляделся – срет мужик. Хотел, было, лопатой ему переебать промеж рогов ветвистых, а злости нет. Распаляю себя, а в душе уют и умиротворение. И так его и этак, и нехорошим человеком, и скотиной бесстыжей, а он только сидит глазами хлопает. В результате высказал все, что думаю по этому поводу, а в ответ услышал:
           -- Может, выпить хочешь? Я сейчас куплю.
           -- Убирай – говорю – за собой.
           Сгреб мужик говно фанеркой и побрел в указанном направлении.
           Все оборачивался.
           А я подумал, что, во-первых, вон в двух шагах недостроенный пристрой к зданию районной администрации, и там, как раз, срать вполне уместно и к лицу. А во-вторых, что за умиротворение такое во мне поселилось, не сродни ли оно душевной лености?
           Но тут начался снегопад и развлек меня. Точнее, я плюнул на философствования и принялся махать лопатой.
           Зы. Надо будет собачью столовую в другое место перенести. 

                35

                Баба Зина

           «Простите, что помешал вам деньги прятать».
                Дядя Митя

           Дает советы и учит жизни.
           -- Возьми – говорит – два дома по тысячи с подъезда и будет у тебя восемь тысяч.
           -- А если три? – спрашиваю.
           -- А если три, то пупок развяжется. А так конечно, чего у магазина не грести.
           И уходит, негодуя.
           Вот он народный гнев. Потому что, базис и надстройка есть везде, куда не глянь. Буквально, даже дворники делятся на пролетариев умственного труда, стахановцев и попутчиков, что ошиваются у магазинов, ищут, где послаще.
           И лопаты у них кривые. И мозги.
           То ли дело у дома грести. Тут тебе и простор и инициатива. По крайней мере, у моего дома, у того что баба Зина обслуживала, для инициативы места полно, греби – не хочу. Ходим по шею в сугробах и не вякаем.
           Зато все местные дворники в оранжевых жилетах.
           Да, я мечтаю об оранжевом жилете. А кто не мечтает? 

                36

                Суровые профи

           Переход в профессиональную лигу.
           Только начал убираться, бежит Серега от АТС.
           -- Ухожу!
           -- Понял – говорю – сочувствую.
           -- Так что забирай участок!
           Я немного растерялся.
           -- То есть?
           -- Хочешь, у входа – плитку драить, а хочешь – весь забирай, и зады тоже. Деньги несусветные! Короче, мне некогда.
           И убежал.
           Через десть минут вернулся.
           -- Да, и там не здесь, за свой счет лопату покупать. Там, и рукавицы, и комбинезон, и скребок и метла пластмассовая летом!
           -- И оранжевый жилет? – еле сдерживая восторг, спросил я, затаив дыхание.
           -- Чего?
           -- Жилет – я сглатывал крупную слюну.
           -- Про жилет не знаю, сам спросишь.
           И опять убежал.
           Такие дела.
           Все-таки, я, убирающийся у магазина, по настоящим меркам – любитель. По гамбургскому счету. А в АТС, с комбинезоном, пластмассовой метлой и записью в трудовой книжке – истинный профессионал. Круче только идиоты, что у жилых домов скребут. Но это такая крутизна неподвластная уму, нам ее и даром не надо.
           Да. Расту.
           Почесал репу под белой шапкой с красным помпоном и возгордился. Вот, что значит связи, вот, что значит корпоративный дух и профсоюзная солидарность. Не абы как. В общем, надо дорогу дочищать и идти в АТС оформляться.

                37

                Облом

           Рано радовался.
           Сегодня позвонили из АТС и извинились. Опоздал я, буквально, на полдня. Приняли на работу двух старичков семидесятилетних, по договору о ненападении.
           -- Но как только, так сразу – пообещала Ира-менеджер.
           -- Само собой – обрадовался я.
           -- Долго-то они не того – высказала предположение Ира.
           -- Да куда им – согласился я.
           -- Держись!
           -- А то.
           Тут надо как рассуждать? Так, что если мне не повезло, то кому-то повезло. Хозяину-барину моему, например, что горько бы рыдал, вздумай я уйти. Ну и двум старичкам, само собой. Так что, где наша не пропадала.
           А жилет жалко.

                38
      
                Песня 2

           В голове крутится под швырк лопаты:
           "Мадам, уже падают листья,
           И осень в смертельном бреду!
           Уже виноградные кисти
           Желтеют в забытом саду!»
           Преследует меня Александр Николаевич. Но причем здесь осенний бред с виноградом, когда на улице декабрь, пустые пивные бутылки и минус семнадцать?
           А притом, что мечту не победить!
           Тем паче, очень дворническая песня, созерцательная и обнадеживающая.
           Подберу бутылки с измятыми сигаретными пачками и пойду домой. Дома-то у меня горячая вода и банка какао.
           Это ли не счастье.

                39

                Мечта 3

           Есть у меня одна знакомая маленькая девочка, которую привязывают веревкой к крыльцу. Пока мама в городе, а бабушка ковыряется на огороде, девочка ползает, сколько веревка позволяет, вокруг крыльца и разбирает все, что попадется под руку. Из чистой любознательности. Все, что не успели спрятать. Эти строгие меры приняты после того, как она с телеги упала, сломав обе ноги, а до этого бодалась с козой и коза ей выбила два передних зуба.
           Я это к чему. К тому, что половину населения нашего района неплохо бы привязать. Чтобы не мусорили и не разбирали. И не бодались с козами.
           А то чего ж?

                40

                Снег 4

           Снега навалило, я вас умоляю.          

                41

                Барин 3

           Подтаяло, когда берешь мокрый снег на лопату, та аж трещит бедная. Выгибается и того гляди лопнет. Хозяин-барин, волнуется:
           -- Береги инструмент.
           -- А как же – отвечаю – берегу честь смолоду.
           -- Чего? – он не догоняет.
           -- Когда получка?
           От этого вопроса барин всегда теряется и спешит скрыться с глаз долой. Вот и сейчас, прыгнул в Хонду и по газам.
           -- Стой! – кричу.
           Но он делает вид, что не слышит, прикладывает к уху мобильник и типа беседует по государственным делам, минимум, с Вованом.
 
                42

                Блюз

           Сочинен двенадцатилетней девчонкой, от несчастной любви. Что правильно.

           «Я видела, как тонет солнце,
           Упавшее на дно колодца.
           Мне было жаль – тебя со мною нет.

           Я слышала, как птицы пели,
           Забравшись на вершину ели.
           Мне было жаль – тебя со мною нет.

           Я умывалась солью моря,
           Смывая расставанья горе.
           Мне было жаль – тебя со мною нет.

           А смерть пришла не с юга и не с севера,
           Костлявая, в оттенках черно-серого.
           И протянула рыбок горсть,
           Сказав: «я навсегда твой гость».

           Была я счастлива – тебя со мною нет».

           БГ говорит, что именно так блюз и пишется, сначала – все хреново, а потом, итог этой хрени подводится.

                43

                Снег 5 и уроды 2

           Думал, помру. Кидал снег семь часов без остановки. В шесть утра начал, в час дня остановился. Огляделся – можно начинать по новой. Все то время, что я сгребал и оттаскивал, он с наслаждением падал. Снег, в смысле.
           Поплелся к мусорным бакам, хоть немного отгрести свежего, смотрю, мужик в дубленке и идиотской шапке с загнутыми ушами, ссыт на бак, говорю:
           -- Я тебе сейчас на голову нассу, паскуда.
           -- А че?
           В одной руке открытая бутылка пива, в другой член.
           Дальше непечатное, не охота собственный мат пересказывать. Кончилось все тем, что мужик взял лопату и принялся отгребать и уносить обоссаный снег.
           А я ему мораль читал, типа:
           -- Куда кидаешь? Подальше оттаскивай, бездельник. Развелось, понимаешь.
           Когда он, увлекшись, закончил расчищать площадку перед баками, то сказал:
           -- Я тут, пока таскал, подумал и решил – был не прав, прости.
           Я растрогался и говорю:
           -- *** с тобой, скотина, бывает.
           А мужичек в ответ:
           -- Меня никто не уважает.
           Нет, а чего он хотел?

                44

                Смилла

           Скоро я, как та Смилла из романа Хёга, начну различать семьдесят два типа снега. Пока различаю четыре, три из них ненавижу. Но борюсь с этим чувством.
           И конечно все закатывают глаза и вздыхают, как только узнают, что я дворник.
           -- Боже, какая романтика – сказала знакомая красавица-скрипачка.
           -- Не вопрос, – ответил я – махнемся не глядя, ты мне – скрипку, я тебе – лопату.
           Отказалась, но долго смеялась.
           -- Как я тебе завидую – сказал венчурный инвестор, с которым мы учились в одном классе.
           -- Пошел в жопу – ответил я.
           Станет портфельным, пусть приходит, а пока нечего.
           (Залез в Инет, глянул, что такое портфельный инвестор).

                45

                Лирическое описание

           Снег пушистый, легкий, состоящий из отдельных, отчетливо видимых, снежинок. Больше всего напоминает покрывало или платок. Хочется уткнуться в него лицом, упасть или, хотя бы помацать в руке.
           Говно собачье свежее, дымящееся, интенсивного цвета, наверное, пахучее. Больше всего напоминает говно. Ничего не хочется с ним делать. Ну, может, поразглядывать несколько минут. А поразглядывав, решить, что больше всего оно похоже на шоколадку.
           Бутылки пивные пустые, припорошенные снегом, пахнут пивом. Красивые, многие – истинное произведение искусств. Зеленые бутылки на белом снегу, по мнению Растрелли, лучшее из возможных сочетаний цветов. Хочется отнести их в мусорный бак, как изумруды в банк.
           Воздух утренний, густой от понижения температуры или прозрачный от мороза. Не знаю почему, но бывает так: выйдешь утром, на улице – минус два, воздух как молоко. Выйдешь на следующий день, на улице – минус одиннадцать, воздух прозрачен как лобовое стекло мерседеса. А при минус двадцать четыре, воздух и есть стекло, тронь – зазвенит.
           Вдохнешь поглубже выхлопные газы ранних автомобилей и сивушный перегар, висящий над круглосуточным лабазом, почувствуешь себя бодрым и молодым.
           Как-то так. 

                46

                Метель

           Мокрая метель. Убираешь снег, через три минуты – снова все завалено. Как не чистил. Руки опускаются, ей-богу. Пришел Серега, закурил и сказал:
           -- Нехорошо с АТС получилось.
           -- Да ладно.
           -- Нет, честное слово, мне даже неудобно перед тобой.
           -- Все нормально.
           -- Чего тут нормального? Кто ж знал, что эта дура объявление в газету дала. Приперлись старички, я-то думал, мы с тобой возьмем на двоих.
           -- Может, еще уйдут.
           -- Эти не уйдут – здесь Сереге в лицо залепило снегом, и он принялся отплевываться.
           -- Крепкие?
           -- Один маленький такой, а другой – большой. В паре работают, гады.
           -- Тогда да. Серьезные ребята.
           Серега ушел, а я продолжил свои упражнения на свежем воздухе, вытряхнув из капюшона куртки снег. Швырк-швырк лопатой, потом подцепил грязную кашу, понес к обочине. Пока носил, новый снежок нападал. Тут же вспомнил, что это пытка такая знаменитая, из пустого в порожнее. Когда одна группа людей, допустим, наливает бочку водой, а другая тут же вычерпывает. 
           Тьфу, ****ь.

                47

                Барин 4

           Хозяин-барин офонарел в конец. Звонит и предлагает выйти покидать снег вечером, а то он, видите ли, идет и ложится, гад такой, прямо на землю. Причем около входа в магазин.
           -- Ты не заболел, случайно – интересуется.
           -- С какого?
           -- Ну, так снег везде.
           -- Ну, так я в шесть утра его убираю, а сейчас три часа дня. И с шести до трех, его много выпало, если он без остановки ***рит.
           Что-то я заводиться начал.   
           -- Так как?
           -- Что?
           -- Выйдешь?
           -- А ты не охуел, чтобы я по два раза в день выходил за такие деньги?
           -- За какие?
           Побеседовали, короче. Договорились встретиться на следующий день, обсудить ситуацию. Если он, Игорь Иванович, упрется рогами в землю, то я его нахуй пошлю и не дрогну. Все же, не те лавашки, чтобы прогибаться, не градообразующие, то есть не бюджетообразные. 
           Тогда конец запискам.

                48

                Барин 5

           Не получилось разговора, не пришел барин. И не перезвонил. Пока убираю снег по утрам, как всегда.
           Но энтузиазма все меньше.
           А снег идет без остановки, день за днем. Я уверен, по прошествии энного количества времени, выяснится, что это была самая урожайная по снегопаду зима, самая сенокосная. Опять какой-нибудь рекорд побившая.
           Гоняю алкоголиков.
           Но что-то их мало стало. 

                49

                Бухарики 3

           Не гоняю алкоголиков.
           Пусть пьют и ссут.

                50

                Пакт

           Перетерли с барином. Душевно и с расстановкой точек. Пришли к соглашению, то есть барин был послан. Он пошваркал ногой по неубранному снегу и сказал:
           -- Ну, так что ж?
           Я ответил:
           -- Не иначе.
           Барин:
           -- Я поехал.
           Я:
           -- Полюбасу.
           Барин смотрится плохо, а ведь он не намного старше меня.
           Вон Сереге, дворнику с АТС, пятьдесят пять, а выглядит как огурчик. Хорошо сохраняются только профессиональные дворники и вовремя завязавшие торчки.
           Гляньте на Клэптона или Джеффа Бэка, чувакам по шестьдесят шесть-семь, кто даст?
           Зы.
           Купленную на деньги барина лопату пришлось вернуть, а бабы Зинину я себе оставил, на память.