Вспомни родину!

Олег Рыженко
Есть в солнечной, благоустроенной Австралии сеть необычных ресторанов, куда ходят только русскоязычные люди. Называется она - «Вспомни Родину». Предприимчивые владельцы этой сети с целью привлечения клиентов полностью копируют советские рестораны не только в отношении кулинарных изысков, но и во всех прочих аспектах, вплоть до драк после застолья. Посмотрим, как это делается.

Заходит, бывает, в холл такого ресторана бывший гражданин СССР и понять сначала не может – отчего это так славно стало на душе? Будто в своё давнее социалистическое прошлое мигом перенёсся!
Все до боли знакомое: грязноватые ресторанные окна, блеклый интерьер, потертый коврик у гардероба, усатый швейцар, исподволь, разглядывающий гостей.
 А главное - запах, который спутать ни с чем нельзя. От которого слезятся глаза, и пощипывает в носу – этакая смесь запахов ресторанного туалета с испарениями прогорклого подсолнечного масла. Так начинается для многих наших эмигрантов знакомство с заведениями этой оригинальной сети. Но и это ещё не всё - далее события разворачиваются строго в лучших традициях советского общепита.
В сумрачном зале ресторана посетителя ожидают столики, покрытые несвежими скатертями, к которым не ранее, чем через полчаса, с кухни выходит  официантка с недовольным лицом. Она предупреждает, что столик не обслуживается и вам необходимо пересесть за другой.
Еле сдерживая ярость, вы интересуетесь, за какой стол можно присесть, на что официантка нервно пожимает плечами и, поджав губы, опять исчезает в полумраке зала.
Вы сидите ещё минут пятнадцать в полном одиночестве, впиваясь вопрошающим взглядом в лица проходящих мимо служительниц общепита. Однако все они курсируют мимо и отводят в стороны глаза.
Постепенно посетитель принюхивается и специфический аромат, состоящий из смеси туалетных испарений с чадом, идущим из ресторанной кухни, перестаёт ощущаться и у него просыпается зверский аппетит. В то время, когда человек уже на грани голода и готов поглотить любую пищу, опять неожиданно, словно джин из бутылки появляется официантка, но не ваша первая знакомая, а совсем другая женщина в белом. Она молча бросает перед вами меню и так же, как и первая незнакомка растворяется в потемках закуренного зала.
После изобилия капиталистических ресторанов, меню поражает своим спартанским содержанием: бифштекс, лангет, цыпленок табака, жаренный минтай. На гарнир, кроме картошки фри с зеленым горошком и риса ничего больше не предлагается. Из салатов, так же только традиционные для советских кабаков: винегрет, оливье и салат столичный.
Но вы  готовы уже на всё лишь бы быстрее получить еду, и кричите в темноту: - Мы уже выбрали!
 
Вновь подходит официантка, но уже с блокнотом и с деловым видом приготавливается записывать заказ. Вы, потирая руки, начинаете ей диктовать: - Оливье, бифштекс с картофелем фри…
Официантка строго перебивает: - Оливье нет, бифштекса тоже!
- Ну, давайте лангет!
- Лангет отсутствует.
- А что же тогда есть?
- Минтай с рисом и салат из огурцов с солёной капустой.
- Чёрт с ним, давайте минтая с огурцами, ну и граммов по триста водочки!
Немного подумав, добавляете: - Для начала…
Выпив три рюмки и закусив огурцами с жареным минтаем, вы закуриваете, испытывая блаженство от того, что все мытарства уже позади и снисходительно наблюдаете за «новичками», что приходят позже и которым только предстоит преодолеть те же самые испытания.
Тут  до вас начинает доходить вся изысканность советского ресторанного дела. Кроме шуток – так возбудить аппетит и желание ни в одном европейском заведении не смогут. У капиталистов всё доступно и быстро, но в этом-то и беда! В советском ресторане на практике познаётся философская премудрость, гласящая - «Запретный плод сладок!»
Действительно, оказывается желаннее не то блюдо, которое вкуснее, а то, которое не доступней. Вот и вы, балдеете от счастья, когда официантка швыряет с подноса на стол вашу порцию минтая, которую пришлось ждать почти целый час.
Однако сразу после «первой» философские размышления проходят, и вы начинаете изучать своих соседей по залу, особенно лица  женщин. Если сначала казалось, что в зале одни уродины, то теперь вы удивлённо замечаете, что все дамы почему-то значительно похорошели.
Но, вот на сцену ресторана поднимаются музыканты и пошушукавшись раскладывают ноты.
- Раз, два, три! – отсчитывает ударник и зал сотрясается от первых музыкальных аккордов.
- Если ты любишь, если ты любишь, так и скажи-и-и! – начинает петь солист старый, полузабытый советский шлягер и все посетители, уже накатившие, хотя бы по двести граммов, про себя соглашаются с этой глупостью, постукивая в такт ногами. А женщины словно расцветают и в облаках сигаретного дыма кажутся мужчинам сказочными феями, за одно прикосновение к которым можно отдать многое, даже порцию минтая не говоря уже о салате из огурцов и капусты.
Достаточно быстрый ритм песенки как бы подготавливает посетителей к предстоящему бурному вечеру и мужчины начинают срочно принимать «на грудь» заказывая официанткам добавку вино-водочных изделий.       
Вторая песня, которую исполняют музыканты, традиционно медленная, предназначенная для танца в паре с особой женского пола. Например - «Лишь позавчера нас судьба свела» или что-то надрывное типа «Когда меня ты позовёшь!». Тут уже начинался первый ответственный момент – предварительный разбор дам.
Самые отважные из мужиков приглашают их на танец, и если согласие получено, входят с новой подругой в клинч, медленно кружась на танцевальном пятаке.
Веселье продолжается и уже где-то часам к девяти вечера, пьяный ресторан срывается с мест и отплясывает под вопли - «Шиз гара!». Особо захмелевшие, при этом, изо всех сил кривляются, думая, что они ужасно милы и поражают всех своей замысловатой хореографией. Наиболее агрессивные, толкают окружающих плечами, оберегая своих подруг от танца с другой компанией. Именно в это время и создаются первые поводы  для драки, что постоянно происходят по закрытию кабака.
К десяти часам вечера ресторан уже «стоит на ушах». Народ, денег на спиртное не жалеет. Более близкое знакомство с женщинами - в полном разгаре и официантки бегом носятся за шампанским и шоколадками.
Но вот наступает время закрытия - в 23 часа в зале гасят свет, и толпа сосредотачивается в холле у раздевалки, где и начинают происходить самые главные действия – «съём» и «раздача слонов».
Под первым понималось увод женщины с собой или к ней в гости, а под вторым - драка.  Поэтому во время закрытия, в советское время у ресторана неизменно торчала милицейская машина и несколько ментов с дубинками зорко наблюдали за поведением выпившей публики. Но и это не всегда уберегало, и кулачные бои происходили частенько.
Все эти моменты неизменно сохраняются в ресторанах австралийской сети «Вспомни Родину» с одним только отличием – вместо советских милиционеров за порядком у выхода наблюдают огромного роста охранники – профессионалы, способные моментально успокоить любого дебошира.
Что самое интересное, некоторые бывшие русские ходят только сюда, игнорируя все другие заведения. Особенно склонны к посещению «Родины» представители поколения, чья молодость проходила в «застойные времена». Именно они не скупятся на оплату всех советских причуд, хотя цены на них не малые.
Так, например, заказать драку в ресторане стоит от одной до двух тысяч австралийских долларов. Драка на улице, у ресторана, которая происходит на огороженном, прилегающем участке обходится любителям советского застоя в сумму от 500 до 1500 зелёных. При определении расценок учитывается пожелания посетителей на личное участие в потасовке или только лишь пассивное наблюдение в качестве стороннего зрителя.
Исполнение на заказ советских шлягеров в среднем составляет от 20 до 50 баксов. Так что, не смотря на то, что жареный минтай по-советски и кислая капуста с графином водки обойдутся вам в пределах 50 австралийских зелёных, остальные причуды потянут на более крупные суммы. Не говоря уже о женщинах – тут уже договорённость происходит на конфиденциальном уровне, хотя и здесь расценки примерно известны. Но это уже другой разговор…