Романтизм в кубе a-ha

Татьяна Мохова
«Save the darkness, let it never fade away
In the living daylights»

(a-ha “The Living Daylights”)

  15 октября 2009 года  норвежская группа a-ha объявила на официальном сайте о прекращении своей почти уже 25-летней музыкальной карьеры.  Новость о распаде  коллектива - это настоящая  печальная неожиданность для всех поклонников музыкантов, ведь совсем недавно, 12 июня 2009 года, они выпустили новый альбом с символичным названием “Foot of the mountain”, но, видимо, ему суждено стать последним  аккордом в их продолжительной и интересной музыкальной карьере.
  Группа “A-ha” – это три музыканта, три интересные личности: Мортен Харкет – вокалист коллектива, Пол Воктор-Савой – композитор и гитарист и  Магне Фурухольмен – композитор и  клавишник. Большинство песен для группы  было написано Полом и Магне. Мортен Харкет лишь временами принимал участие в написании композиций: так, на альбоме “Minor Earth, Major Sky” (2000 г.) и “Analogue” (2005 г.) всего по 2 песни его сочинения, но они  тем не менее заметно выделяются на фоне остальных оригинальным почерком музыканта.
Во время продолжительного семилетнего перерыва в творчестве  группы (1993-2000) каждый из участников коллектива занимался сольной деятельностью. Пол организовал собственную группу “Savoy”, Магни решил заняться написанием музыки к фильмам, а также серьёзно увлёкся живописью и даже организовывал выставки своих картин (вообще, из всего коллектива, пожалуй, только для Магни музыка – это не единственный род деятельности, но разговор о нём  тема для отдельной статьи). Мортен Харкет также отправился в свободное плавание: за это время он записал три  альбома: блистательный, поэтичный, глубокий  и так до сих пор не оценённый критиками по достоинству “Wild Seed” (1995),  а также “Poetenes Evangelium” (1993)  и “Vogts villa” (1996) – в этих  двух альбомах Мортен спел все  песни на норвежском языке, что придало музыке неповторимый национальный колорит. В 2000 году группа воссоединилась…чтобы через 9 лет снова распасться.
  …Дебютный альбом  группы a-ha “Hunting high and low” вышел в свет в 1985, но, как показывают рейтинги, он остаётся и поныне наиболее популярным и успешным в коммерческом плане проектом группы. Впрочем, не касаясь коммерческой стороны вопроса, я совсем не согласна с тем, что этот альбом лучшее творение коллектива, несмотря на то, что при упоминании группы большинство всё равно называют популярнейшую, но, на мой взгляд, не такую уж  глубокую песню “Take on me”. И разве с ним может сравниться  глубокий, поэтичный, разносторонний альбом “Analogue” 2005 года? Тем не менее “Hunting High and Low” брал прорывающимся в каждой песне нежным романтизмом, хотя в нём  и не было того драйва и осмысленной энергии, которые появились год спустя в альбоме “Scoundrel days”, само название которого уже настраивало на иной лад. В музыке a-ha, безмятежной и лиричной до этого момента, уже появились непокорные интонации – такие композиции, как “I’ve been losing you”, “The weight of the wind” и тем более “Manhattan Skyline” (где  разрывающий пространство  голос Мортена Харкета как будто определял новую веху в развитии философии группы) отличный тому пример.  На смену безмятежному,  идеалистичному, «небесному» лиризму (“The blue sky”) приходит музыка более сложных форм – чувство усложнилось и усложнились приёмы для его отображения. Стоит послушать песню  “The swing of things” (второй трэк на альбоме “Scoundrel Days”) , где Мортен Харкет проникновенно поёт  о противоречии, возникающем в душах двух людей, о нетождественном восприятии явлений и, как следствие, о попытке определить своё собственное место в  этом мире, о попытке отчасти примириться с действительностью. И по такой  непростой схеме «я - другой человек – противоречие – вывод» будут строиться отныне многие песни группы: например, «программная» песня здесь -  “Manhattan Skyline” (“Scoundrel days”, 1986), также  моей схеме отвечает  и первая композиция альбома 2000 года “Minor Earth, Major Sky” (название говорит само за себя, не правда ли?), лаконичный выход  неугомонного философа Магни –  полторы минуты  “The way we talk” на альбоме “East of the sun, west of the moon” (1990 г.) и, наконец,  “Shadowside” – последний сингл последнего альбома.  Этот список можно продолжать - я назвала лишь наиболее показательные примеры.
  Но конфликт, противоречие и вызванное этим  томление лирического героя – это отнюдь не единственный источник вдохновение для музыкантов.  Они всегда были и остаются прежде всего романтиками с большой буквы: идеалистичными (“Velvet”, “Early  morning”, “White Canvas”), немного печальными (“The summer moved on”, “Crying in the rain” , “Summers of our youth”) и глубоко философичными, мудрыми, проницательными («You'll never get over me»,  «Lifelines»– эту песню  Магни Фурухольмена, при слушании которой тебя как будто накрывает морская волна,  лично я считаю одним из лучших творений музыканта и группы за всё время!). С годами у a-ha всё острее и определеннее прорывается  и тема времени  (“The fine blue line” , “Keeper of the flame”, “White Dwarf”– 2005 год; “Bandstand”, “What there is” – c последнего альбома).
Сохраняя лиризм и романтичность как непременные, отличительные черты своего творчества,  с каждым годом Мортен, Пол и Магни придумывали что-то новое, как бы  дополняли себя.  Для меня каждый их новый альбом был  своего рода  загадкой  их поэтического вдохновения. Её было приятно разгадывать. 
  Сложная композиция  в построении музыкального произведения привлекательна, интересна, неординарна. Музыканты  избегали  однолинейных трактовок, они отказывались от описания простых чувств и эмоций - в их песнях привыкаешь искать не просто образы, а многогранные символы.
  Когда говорят  и пишут о группе a-ha, то часто можно услышать, что она «меланхоличная». Так ли это? Вполне ли это прилагательное выражает дух группы?  Если бы меня попросили охарактеризовать группу одним словом, то я бы выбрала другой эпитет. Для меня a-ha есть и будет в первую очередь группой жизнеутверждающей, группой тонко чувствующей разные стороны жизни, группой практически в каждой песне философствующей на главные темы бытия.
  Здесь самое время  остановиться  на текстах группы. Мне всегда казалось, что, если не принимать в расчёт достоинства голоса Мортена Харкета, тексты песен a-ha -  это самая сильная сторона их творчества. Мелодичность бесспорна, но она в некоторых местах  не так стройна, так гармонична и так оригинальна, как, например,  у легендарных  the Beatles или  ABBA.  Музыка с одного любого их альбома  немного однообразна за счёт увлечения клавишными инструментами, что, впрочем,  никак не умаляет её оригинальности -  я лишь подчёркиваю, что в выборе методов аранжировки музыканты не столь изощрены, в их песнях мы в основном слышим одни и те же инструменты, и совсем редки гитарные импровизации.
Но композиции норвежского трио невероятно сильны своей  лирикой -  лирикой нестандартной, интересной, местами даже запутанной.
  Меланхолия  никогда не существует в их песнях сама по себе -  как непреходящая данность или постоянная величина.  Стоит приглядеться  -  и открывается, что часто  за внешней «грустной» формой скрывается  на самом деле вполне оптимистичное и жизнеутверждающее содержание. Ни одна песня a-ha , по-моему мнению,  не культивирует грусть, музыканты никогда не превозносили её. Часто запечатлевая печальное мгновение жизни, философия  Пола и Магне отнюдь не топчется на месте и не упивается несчастьем,  а  движется вперёд. И, в конце концов, всё побеждает солнечный свет!  Стоит послушать  хотя бы “The Living Daylights”, где фраза “set your hopes up way too high” может служить, по-моему мнению, эпиграфом ко всему их творчеству!
  Чувствительное, тонкое, обострённое  восприятие жизненных явлений, сильные эмоции и воинствующий романтизм в душе, даже после внутренний борьбы с внешними препятствиями, – вот, как мне всегда казалось и кажется, истинная философия группы a-ha. «Save the darkness, let it never fade away in the living daylights», - поёт Мортен Харкет и,  проникаясь мелодией “The Living Daylights”, как никогда хочется следовать его совету.
Увы, группа распалась, но нам остались 9 замечательных альбомов, которые хочется слушать,  которые хочется понимать и которыми хочется жить.