«Save the darkness, let it never fade away
In the living daylights»
(a-ha “The Living Daylights”)
15 октября 2009 года норвежская группа a-ha объявила на официальном сайте о прекращении своей почти уже 25-летней музыкальной карьеры. Новость о распаде коллектива - это настоящая печальная неожиданность для всех поклонников музыкантов, ведь совсем недавно, 12 июня 2009 года, они выпустили новый альбом с символичным названием “Foot of the mountain”, но, видимо, ему суждено стать последним аккордом в их продолжительной и интересной музыкальной карьере.
Группа “A-ha” – это три музыканта, три интересные личности: Мортен Харкет – вокалист коллектива, Пол Воктор-Савой – композитор и гитарист и Магне Фурухольмен – композитор и клавишник. Большинство песен для группы было написано Полом и Магне. Мортен Харкет лишь временами принимал участие в написании композиций: так, на альбоме “Minor Earth, Major Sky” (2000 г.) и “Analogue” (2005 г.) всего по 2 песни его сочинения, но они тем не менее заметно выделяются на фоне остальных оригинальным почерком музыканта.
Во время продолжительного семилетнего перерыва в творчестве группы (1993-2000) каждый из участников коллектива занимался сольной деятельностью. Пол организовал собственную группу “Savoy”, Магни решил заняться написанием музыки к фильмам, а также серьёзно увлёкся живописью и даже организовывал выставки своих картин (вообще, из всего коллектива, пожалуй, только для Магни музыка – это не единственный род деятельности, но разговор о нём тема для отдельной статьи). Мортен Харкет также отправился в свободное плавание: за это время он записал три альбома: блистательный, поэтичный, глубокий и так до сих пор не оценённый критиками по достоинству “Wild Seed” (1995), а также “Poetenes Evangelium” (1993) и “Vogts villa” (1996) – в этих двух альбомах Мортен спел все песни на норвежском языке, что придало музыке неповторимый национальный колорит. В 2000 году группа воссоединилась…чтобы через 9 лет снова распасться.
…Дебютный альбом группы a-ha “Hunting high and low” вышел в свет в 1985, но, как показывают рейтинги, он остаётся и поныне наиболее популярным и успешным в коммерческом плане проектом группы. Впрочем, не касаясь коммерческой стороны вопроса, я совсем не согласна с тем, что этот альбом лучшее творение коллектива, несмотря на то, что при упоминании группы большинство всё равно называют популярнейшую, но, на мой взгляд, не такую уж глубокую песню “Take on me”. И разве с ним может сравниться глубокий, поэтичный, разносторонний альбом “Analogue” 2005 года? Тем не менее “Hunting High and Low” брал прорывающимся в каждой песне нежным романтизмом, хотя в нём и не было того драйва и осмысленной энергии, которые появились год спустя в альбоме “Scoundrel days”, само название которого уже настраивало на иной лад. В музыке a-ha, безмятежной и лиричной до этого момента, уже появились непокорные интонации – такие композиции, как “I’ve been losing you”, “The weight of the wind” и тем более “Manhattan Skyline” (где разрывающий пространство голос Мортена Харкета как будто определял новую веху в развитии философии группы) отличный тому пример. На смену безмятежному, идеалистичному, «небесному» лиризму (“The blue sky”) приходит музыка более сложных форм – чувство усложнилось и усложнились приёмы для его отображения. Стоит послушать песню “The swing of things” (второй трэк на альбоме “Scoundrel Days”) , где Мортен Харкет проникновенно поёт о противоречии, возникающем в душах двух людей, о нетождественном восприятии явлений и, как следствие, о попытке определить своё собственное место в этом мире, о попытке отчасти примириться с действительностью. И по такой непростой схеме «я - другой человек – противоречие – вывод» будут строиться отныне многие песни группы: например, «программная» песня здесь - “Manhattan Skyline” (“Scoundrel days”, 1986), также моей схеме отвечает и первая композиция альбома 2000 года “Minor Earth, Major Sky” (название говорит само за себя, не правда ли?), лаконичный выход неугомонного философа Магни – полторы минуты “The way we talk” на альбоме “East of the sun, west of the moon” (1990 г.) и, наконец, “Shadowside” – последний сингл последнего альбома. Этот список можно продолжать - я назвала лишь наиболее показательные примеры.
Но конфликт, противоречие и вызванное этим томление лирического героя – это отнюдь не единственный источник вдохновение для музыкантов. Они всегда были и остаются прежде всего романтиками с большой буквы: идеалистичными (“Velvet”, “Early morning”, “White Canvas”), немного печальными (“The summer moved on”, “Crying in the rain” , “Summers of our youth”) и глубоко философичными, мудрыми, проницательными («You'll never get over me», «Lifelines»– эту песню Магни Фурухольмена, при слушании которой тебя как будто накрывает морская волна, лично я считаю одним из лучших творений музыканта и группы за всё время!). С годами у a-ha всё острее и определеннее прорывается и тема времени (“The fine blue line” , “Keeper of the flame”, “White Dwarf”– 2005 год; “Bandstand”, “What there is” – c последнего альбома).
Сохраняя лиризм и романтичность как непременные, отличительные черты своего творчества, с каждым годом Мортен, Пол и Магни придумывали что-то новое, как бы дополняли себя. Для меня каждый их новый альбом был своего рода загадкой их поэтического вдохновения. Её было приятно разгадывать.
Сложная композиция в построении музыкального произведения привлекательна, интересна, неординарна. Музыканты избегали однолинейных трактовок, они отказывались от описания простых чувств и эмоций - в их песнях привыкаешь искать не просто образы, а многогранные символы.
Когда говорят и пишут о группе a-ha, то часто можно услышать, что она «меланхоличная». Так ли это? Вполне ли это прилагательное выражает дух группы? Если бы меня попросили охарактеризовать группу одним словом, то я бы выбрала другой эпитет. Для меня a-ha есть и будет в первую очередь группой жизнеутверждающей, группой тонко чувствующей разные стороны жизни, группой практически в каждой песне философствующей на главные темы бытия.
Здесь самое время остановиться на текстах группы. Мне всегда казалось, что, если не принимать в расчёт достоинства голоса Мортена Харкета, тексты песен a-ha - это самая сильная сторона их творчества. Мелодичность бесспорна, но она в некоторых местах не так стройна, так гармонична и так оригинальна, как, например, у легендарных the Beatles или ABBA. Музыка с одного любого их альбома немного однообразна за счёт увлечения клавишными инструментами, что, впрочем, никак не умаляет её оригинальности - я лишь подчёркиваю, что в выборе методов аранжировки музыканты не столь изощрены, в их песнях мы в основном слышим одни и те же инструменты, и совсем редки гитарные импровизации.
Но композиции норвежского трио невероятно сильны своей лирикой - лирикой нестандартной, интересной, местами даже запутанной.
Меланхолия никогда не существует в их песнях сама по себе - как непреходящая данность или постоянная величина. Стоит приглядеться - и открывается, что часто за внешней «грустной» формой скрывается на самом деле вполне оптимистичное и жизнеутверждающее содержание. Ни одна песня a-ha , по-моему мнению, не культивирует грусть, музыканты никогда не превозносили её. Часто запечатлевая печальное мгновение жизни, философия Пола и Магне отнюдь не топчется на месте и не упивается несчастьем, а движется вперёд. И, в конце концов, всё побеждает солнечный свет! Стоит послушать хотя бы “The Living Daylights”, где фраза “set your hopes up way too high” может служить, по-моему мнению, эпиграфом ко всему их творчеству!
Чувствительное, тонкое, обострённое восприятие жизненных явлений, сильные эмоции и воинствующий романтизм в душе, даже после внутренний борьбы с внешними препятствиями, – вот, как мне всегда казалось и кажется, истинная философия группы a-ha. «Save the darkness, let it never fade away in the living daylights», - поёт Мортен Харкет и, проникаясь мелодией “The Living Daylights”, как никогда хочется следовать его совету.
Увы, группа распалась, но нам остались 9 замечательных альбомов, которые хочется слушать, которые хочется понимать и которыми хочется жить.