Смысл жизни

Олег Чеглаков
Великий русский мыслитель Н.К.Рерих говорил: "Глотать пищу, ещё не значит жить. Так же точно быть грамотным, ещё не значит быть просвещённым"(1).Так в чём же тогда смысл жизни?

Прежде чем говорить о смысле жизни, следует дать хотя определение или понятие самого выражения, а затем уже говорить об углублении этого вопроса.

Жизнь – это движение, ибо если бы оно прекратилось, то, без сомнения, это утверждение противоречило бы даже всем человеческим знаниям. Действительно,  можно ли допустить, что движения нет в кажущихся неподвижными: в камне, мебели, здании и т. д.?  Не только учёные, но даже любой школьник знает, что вещества состоят из молекул и атомов, которые находятся в постоянном движении. Таким образом, видим ли мы или нет, но движение существует всегда и постоянно. К тому же с течением  времени даже огромные скалы изменяют свои очертания, а следовательно движение на первый взгляд неподвижных предметов можно наблюдать самым обычным глазом.

Но двигаться можно неопределённо, а можно к заданной цели. Если движение направлено к цели, то и все помыслы должны быть устремлены к ней. Человек в таком случае живёт мыслью о цели или, иными словами, наполняется смыслом своей цели, которая определяет всю его жизнь. Отсюда мы можем сказать: движение к цели есть смысл жизни.

Для дальнейшего продвижения в познавании смысла жизни нам следует определить: что есть сама по себе цель, а также какими путями и способами её следует достигать.

Глядя в ночное небо невозможно не задать вопрос: каким же образом все бесчисленные небесные светила так гармонично взаимодействуют в Космосе? Почему так закономерны и логичны движения планет вокруг солнц, а нарушения орбит их как будто кто-то подправляет? В природе к тому же существует немало законов, известных всему человечеству,  которые применимы для всего Космоса.

Рассмотрим для примера законы циклов и ритма. Кто же будет спорить, что даже на Земле всё изменяется сезонно, а в течение месяца свой ритм, океаны имеют приливы и отливы, человеческий организм также подвержен ритму, а если вспомнить наши день и ночь, рождение и смерть, то примеров будет достаточно, чтобы убедиться в закономерности проявления ритма.

Ещё одним примером Космического закона является Закон причин и следствий. В народе существуют пословицы и поговорки, напоминающие о нём: "Что посеешь, то и пожнёшь", "Как аукнется, так и откликнется" и др. К тому же на самых зримых примерах мы можем видеть – к чему человек стремится, то, как правило, и получает. И если это не всегда видно, ещё не значит, что указанный закон не работает, иначе бы никто не смог объяснить появление особо талантливых и гениальных людей, а в противоположность им – людей, близких к животному состоянию.

Законов много, но если бы даже существовал один единственный, то он должен был бы быть кем-то создан. Притом этот кто-то или что-то должен быть разумнее всех остальных или всего остального – как видимого, так и невидимого. Здесь можно привести примеры хотя бы с теми же атомами, которые при ближайшем рассмотрении построены удивительно гармонично и закономерно. Кто создаёт, тот руководит и объединяет. Как же может быть иначе, если часть чего-то не может знать смысла и цели всего? Подтверждение сказанному можно найти в нашей земной жизни. Объединить в природе внешне неподвижные, несоприкасающиеся между собой камни может только более подвижная материя. Ближайшей является вода, которая омывает их и тем самым условно объединяет. Отдельно расположенные водные пространства (моря, озёра, реки) может объединить ещё более подвижная материя, известная как воздух. При этом следует напомнить, что вода более тонкая материя, чем минерал, а воздух, чем вода. Даже если предположить, что воздух существует не на каждой планете, то газообразное состояние материи присутствует в том или ином виде на каждой. Тогда легко можно задать себе вопрос, а что же могло бы объединять планеты и другие тела во Вселенной? Логичным был бы ответ – ещё более тонкая материя, чем газ. Пусть она будет называться эфиром, и тогда он будет той градацией материи, которая осуществляет объединяющую роль между видимыми космическими объектами. Если мы, подобным образом рассуждая, дойдём до огня, который существует во всех видах материи, то ясным будет то, что именно он является объединяющим началом, сочетающим материю всех остальных градаций. За огнём, конечно, должно быть что-то ещё более непознаваемое и незримое, являющееся тайной. Пусть это понятие будет названо Богом или каким-нибудь ещё Именем, но суть его не изменится. Оно должно быть разумным началом, ибо даже на самом элементарном жизненном примере можно убедиться в том, что неразумное не может объединять разумное.

Теперь порассуждаем иначе. Скажите, каким лучше быть: разумным или неразумным? Думаю, ответ для большинства будет однозначным, хотя могут быть и исключения. Аналогично можно задать и такой вопрос: у кого больше преимущества – у более или у менее разумного? Очевидно, что здесь также нет сомнения в однозначном ответе. Тогда, если согласиться, что существует некое Разумное Единое Целое, то чем ближе мы к нему становимся, тем бо;льшие и возможности появляются у нас, и тем бо;льшим объединяющим началом будем обладать мы сами. Если бы было иначе, то динозавры, муравьи, собаки и т.п. могли бы управлять нами. К тому же мало кто возразит против того, что, несмотря на невзгоды, которые человеку встречаются, ему вряд ли захочется быть животным, хотя и здесь могут быть исключения.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что стремление к Целому, Единому и есть цель всей жизни, всех царств природы и в первую очередь человека. При этом становится ясно, что он, в соответствии со своей эволюцией, должен облекаться во всё более тонкую материю, а форма его должна совершенствоваться, становясь всё более гармоничной с Целым.

Но как же человеку приобретать смысл жизни? Как же ему действовать для достижения его?

Допустим, мы не знаем, что должны делать, но одно безусловно – действия наши должны быть самыми нужными. И тогда возникает задача – найти, не пропустить это самое нужное, чтобы не получилось так, что вспомним мы о нём, когда оно уже упущено. Осталось только малое – определить это самое важное и нужное.

"В троекратности действий – по способности, по надобности, по неотложности уже обозначаются черты самонужнейшего. В этих благородных напряжениях найдётся оно – таинственное и неизбежное самонужнейшее"(2).

Что же означает действие по способности? Ответ мы легко найдём, если примем во внимание тот факт, что чем более развит человек, тем больше в нём и способностей. А что значит развит? Это означает, что в таком человеке накоплены определённые качества, которые могут быть проявлены. Таким образом, действие по способности означает, во-первых – выявление из глубины души всех своих лучших качеств, а, во-вторых – проявление их со всей ответственностью. Иными словами, принятие на себя ответственности действовать.

Наглядным примером действия по способности может служить максимальное их выражение не только в профессиональном отношении, но и в различных жизненных ситуациях. Например, действия по защите Родины могут совершать не только военнослужащие, но и обычные граждане государства. Действуют они благодаря проявлению любви к Родине. Действительно, смогли бы они пойти на самопожертвование, рисковать своей личной жизнью, если бы не было этой любви? А ведь для проявления заботы о Родине требуются и мужество, и бесстрашие, и стойкость, и терпение... Выражение способностей и определит ту ответственность, которая есть мерило служения на Общее Благо. Иначе как можно вообще говорить о высоких качествах, если они не направлены к благу всех? Здесь, правда, могут появиться и возражения. Ведь большинство людей могут привести десятки примеров, когда люди проявляют и большие способности, но направляют их только в угоду своей личности или, в лучшем случае, во благо только своих родственников, друзей и знакомых. Такие люди живут мыслями о карьере, власти, славе и почёте. Они как бы олицетворяют жизненный успех, так как их материальное благополучие, что называется, "налицо".

Из этого следует вывод, что без способностей нельзя сделать самое важное и нужное. Но это не гарантирует, что оно будет таковым.

Из познания действия по способности вытекает представление и о действии по надобности. Если мы имеем способности и действуем в соот¬ветствии с ними, мы должны, в первую очередь, учитывать окружающие обстоятельства или условия. Иными словами, облечь себя в такую ответственность, чтобы она могла помочь судить об окружающих обстоятельствах.

Надо, надобность – слова, слышимые с раннего детства. Люди говорят: "Надо!" Но кому надо, в чьих интересах, – не всегда понятно. В одном случае это интересы всего человечества и его эволюции, в другом случае – интересы групп людей как больших, так и малых, в третьем – интересы личности. Надо пойти поесть, надо учиться, надо жениться, надо работать, надо служить государству. Но если мы свяжем свои надобности со способностями, выражающие наши лучшие качества, то мы начнём приближаться к положительному наполнению жизни. Надо работать – и мы работаем, каждый на своём месте: у станка, у кульмана, на театральных подмостках и т.д. Если мы выражаем всю свою сущность, а это достигается только при служении людям, то и мера нашего вклада в общее дело возрастает неизмеримо. Вспомним хотя бы систему Константина Станиславского, утверждавшего высокие нравственные идеалы у актёров не только на сцене, но и в повседневной жизни. Именно подобная система подняла наше советское искусство как в театре, так и в кино на невиданную  высоту, заставляя нас до сих пор с ностальгией вспоминать потерянное. А ведь высокое творчество достигалось именно проявлением лучших качеств творцов.

Рассмотрим теперь, что представляет собой действие по неотложности.
Неотложность, можно определить тем смыслом, что если действие решено осуществить, то не должно быть проявлено нерешительное дрожание, от которого может быть сломан даже хорошо закалённый клинок. Правда здесь уместно напомнить, что выжидание далеко не всегда является преступным промедлением, но может быть своего рода действием.

В жизненной ситуации можно знать, что надо, например, защищать Родину, проявлять все свои лучшие способности, но не почуять сроков, промедлить, упустить возможность, то есть отложить, не прочувствовав  ситуацию. Но это происходит только тогда, когда действует исключительно только один рассудок. Когда же подключается сердце, то оно трепещет  в необходимости действовать без промедления, именно в срок. Неслучайно неотложные действия связаны именно с духовной работой. В качестве примера указанных действий можно назвать служение во имя Культуры. Рерих писал: «Воспламенённый и окрылённый чувствознанием деятель может разобраться во всём комплексе создавшихся обстоятельств. Все эти дела дней сих как будто одинаково нужны, как будто и неотложны, и насущны. Но это лишь мираж. Среди них есть и старые, уже изжитые пути, но, конечно, имеются и новые, живоносные. Тот, кто, несмотря на всякие опасности и препятствия, усмотрит живоносность, тот уже уследит и самонужнейшее. Он не удивится, что это самонужнейшее будет окружено наибольшими опасностями и трудностями. Ведь тьма будет особенно насторожена там, где просто является жизнь» (3).

Решение о самом нужнейшем может проявиться только через чувствознание, то есть через сердце открытое. При этом очень существенным критерием является поиск новых путей, ибо "Даже колодцы на путях иссыхают"(2). Когда самонужнейшее близко, необходимо знать, что чуткость следует проявить особую, так как в такие минуты наступает особая тишина и обездвиженность, как перед бурей. Именно не обладая не только чувствознанием, но и чуткостью, люди упускают из виду или не опознают то самое самонужнейшее. Сколько призраков были приняты за казавшееся самонужнейшим! «Чем моложе сердце, тем оно скорее ощутит зовы этого самонужнейшего. А ведь молодость сердца исчисляется не количеством лет. Сколько бывает дряхлых замороженных сердец у ещё только вступающих в жизнь. Сколько бывает сердец, отемнённых беспричинной грубостью и жестокостью, когда они выражают своё жестокосердие во всех повседневных методах действия».(4)

Таким образом, самонужнейшее требует прежде всего синтеза, который является выражением Культуры, поэтому задачи Культуры всегда будут самонужнейшими. При этом мы должны ясно осознавать, что задачи Культуры могут быть и многолетними и неотложными. В многолетних задачах, казалось бы, отсутствует спешность решения, но это не означает, что начало решения задачи или её продолжения надо откладывать на срок, где присутствует какой-нибудь "авось" или "посмотрим". В качестве примера многолетних действий можно назвать: создание творческого коллектива, музея, собирание художественных картин, написание литературных произведений и др. В них выражается необходимость реализовать важные мысли качественно и в срок, предугадываемые сердцем. В качестве примера неотложного действия можно назвать охрану культурных ценностей: зданий, памятников скульптуры, архивных материалов, то есть всего того, что завтра может быть испорчено, потеряно или уничтожено.

Могут быть указаны и примеры, сочетающие в себе разную степень спешности. Например, действие по созданию организации, призванной охранять культурные ценности, ибо в них выражена задача, сочетающая многолетнюю деятельность и проявляющиеся с самого начала неотложные действия, во имя чего эта организация и создаётся.  «Самонужнейшее прежде всего требует для своего опознания объемлемость, требует синтез, который всегда будет истинным признаком культуры. Вы можете справедливо настаивать на том, что задачи культуры всегда будут являться главными чертами наинужнейшего» (4).

И ещё одно обстоятельство следует особенно учитывать: "Самонужнейшее требует напряжения мысли. Лишь в напряжении этой энергии вспыхнет огонь, в блеске которого самое, казалось бы, сокрытое самонужнейшее выявится вдруг» (4).

Если мы достигаем понимания и исполняем всё то, что и есть самонужнейшее, мы тем не менее должны осознавать и полную взаимосвязь его с улучшением жизни. При этом нам необходимо твёрдо знать, что улучшение жизни или её развитие и есть эволюция. Проследить и понять эволюцию можно только через исследование всего исторического пути человечества. Только тогда можно ясно себе представить, что её составляло.

Даже в самых простых логических размышлениях, без каких-либо особенных способностей, можно вполне предположить, что неуклонное развитие, или эволюция, должно быть направлено к какой-то единой цели, к какому-то единому источнику, который сам по себе должен ЗНАТЬ! Если мы будем внимательны, то заметим во всём историческом наследии  человечества, во всех веках и народах многоразличные знания, но объединённые одним – устремлением к единому Источнику знания. Самое главное, что пути подхода к знанию описаны, и надо быть только внимательными и настойчивыми.

Подходы многообразны, но в них присутствует одно непременное условие – необходимость самоусовершенствования в целях служения человечеству. Иначе как можно было бы предположить, что человечество достигло бы новых ступеней эволюции без самоусовершенствования?! «Самосовершенствование вовсе не есть самость. Происходит оно, прежде всего не для самого себя, но человек улучшается для служения человечеству» (5).

Итак, смысл жизни человека раскрывается в служении человечеству. Чем более мы самосовершенствуемся, тем успешнее это служение. Именно сотрудничество и самопожертвование во имя служения человечеству определяют развитие человека и всего мироздания, то есть эволюцию.

Но происходит ли сейчас эволюция? Где её признаки? С одной стороны – величайшие технические и технологические достижения, с другой же стороны – налицо все признаки кризиса. Особенно он приобретает явственное выражение, когда по всему миру можно наблюдать безработицу. «Человечество не знает, в чём работа его, и не имеет работы этой. Вопрос о безработных является ужасной печатью века сего». (6) Вряд ли у кого возникнут сомнения, что «Безработица, прежде всего, есть утеря смысла существования, есть следствие ужаса прикрепления существа своего к бегущим, осуждённым на таяние льдинкам» (6).

Всё перечисленное подтверждает ту мысль, что кризис мира не на базаре, а в сердце нашем. Этот кризис не только от умышленного зла, но и от равнодушия середняка. Каждый, конечно, может остаться у той постыдной середины и тогда можно попасть в худшую беду, ибо те, «кто ни холоден, ни горяч», – будут отвергнуты.

Многие мечтают о здоровье тела, но пора уже уяснить, что без здорового духа не может быть здорового тела. Сам же здоровый дух приобретается в самоусовершенствовании, или, иными словами, в приобретении тех высоких качеств, которые связаны напрямую с моралью и нравственностью, а это и есть этика. Этика, проявленная во всей полноте жизни, приобретает наименование Этики Жизни. Совершенствование человека, таким образом, является главной целью и смыслом его жизни.
 
Литература:
1. Н.К.Рерих. Борьба с невежеством // Нерушимое. - Рига: «Виеда», 1991. - С.214
2. Н.К.Рерих. Самонужнейшее // Врата в Будущее. - Рига: «Виеда», 1991. - С.139
3. Н.К.Рерих. Самонужнейшее// Врата в Будущее. - Рига: «Виеда», 1991. - С.138
4. Н.К.Рерих. Самонужнейшее//Врата в Будущее. - Рига: «Виеда», 1991. - С.140
5. Н.К.Рерих. Содружество // Врата в Будущее. - Рига: «Виеда», 1991. - С.174
6. Н.К.Рерих. Огонь претворяющий // Твердыня Пламенная. - Рига:«Виеда», 1991. - С.16