Подменная жертва ч. 75

Сергей Владимирович Жуков
                §75.  Подменная жертва

   Зная, что жертва всегда придаёт значение чему угодно, иные персоны предлагают её даже вместо разума.
Простейший пример. Человек обучался в университете. Окончив его, он говорит приятелю, не прошедшему подобной стези: «Знаешь, как мне было трудно?»
Что ж, раз человеку было трудно, если он отдавал своё время и силы, то происходило в некотором роде самопожертвование.
Однако с другой стороны, коль ему так нелегко далось обучение, он оказался не вполне способным мыслить.

   Затем, очутившись на службе, где требуется большая отдача, данный субъект больше не сможет оправдаться тяготами и лишениями последующего становления.
Жертва оказалась бесполезной. Таким образом, вместо мышления, равно как чувствования, невозможно долгое время подставлять мнимую жертву.
В то же время истинный созидатель непременно должен сочетать творчество с подлинной жертвенностью, присутствие которой многократно усилит воздействие его труда.
Жертва, прежде всего, есть дар, а значит, она может в любом случае стать заменой чувства и разума.

   Человек, дарящий что-либо другому человеку, порою жертвует от чистого сердца, и все же иногда это даяние служит лишь внешним показателем его симпатии.
Любой показатель в какой-то степени есть замена истины.
Порой, жертвуя ради видимости, человек словно откупается от другого.
Чем весомее материальная жертва, тем более значимое подразумевается чувство, якобы воплотившееся в ней.

   Между тем жертвой заменимо лишь слабое чувство, и то едва ли.
Мужчинам распознать подменную жертву весьма сложно, в то время как женщины подсознательно ощущают её.

   Иногда происходит так называемое «психическое замещение», о котором, в частности, говорит видный российский философ 20-го века: «Если индивиду нужно причинить зло другому индивиду, но он не может этого сделать, он в порядке компенсации выбирает в качестве жертвы другого более или менее подходящего индивида, которому он может причинить зло с наименьшим риском для себя». 1
И всё же подмена жертвы, особенно кровавой, некогда распространённой повсеместно, есть благое дело, позволяющее одухотворить воздаяние.

   Например, во время праздника рыбаков богу Вулкану приносили в жертву живых рыбок вместо людей. В празднование Компиталий на перекрёстках вывешивались куклы и чучела мужчин и женщин в таком количестве, которое соответствовало числу рабов и детей, чтобы подземные боги, удовольствовавшись изображениями людей, пощадили живых. Замену человеческих жертвоприношений древние авторы относят либо к приходу Геркулеса в Рим, либо ко времени Ромула или второго царя, Нумы Помпилия.
  Нуме, в частности, приписывается разговор с Юпитером, требовавшим, чтобы ему были принесены в жертву головы. Нума схитрил и добился от бога принятия головок лука с человеческими волосами и живыми рыбками в придачу. 2

Литература
1  Зиновьев А. Зияющие высоты //Октябрь.-1991.-№1.-С.68

2 История Европы в 8-ми томах.Т.1.–М.,1990.-С.-189