Как мы повышали удой

Олег Рыженко
 

Когда над Челбасом опускаются сумерки и первая звездочка загорается на чистом небе, мы с Федорычем сворачиваем удочки и идем к костру. Сначала наливаем по тарелке свежайшей ухи, режем огурцы, помидоры и, вздохнув, чокаемся двухсотграммовыми стаканами. После ужина долго сидим, наблюдая за трепещущим пламенем. Постепенно начинается разговор. Я обычно слушаю, а рассказывает в основном Федорыч: за его длинную трудовую жизнь много чего накопилось у него в памяти.
- Работал я в те года главным зоотехником района, - вспоминает он, – время было коммунистическое, а тогда сельское хозяйство очень просто развивали, безо всяких там хитрых технологий. Например, вызвали нас однажды в райком. Первый секретарь долго смотрел в бумаги, а потом брови нахмурил и – хлобысь ладонью по столу! «Чтоб в этом месяце удой молока повысился на 200 граммов, такие-рассякие! Хоть ночуйте в коровнике!» Во, как было… И попробуй не выполни - головы не сносить.
Ну, приехал я к себе домой и думаю: как быть-то? Корове ведь не объяснишь, чего райком от нее хочет. А тогда надаивали, по сравнению с теперешним временем, всего-то ничего:  литров пять на день. Это сейчас по 18-20 литров доят, а при коммунистах коровы доились плохо, словно несознательность какую-то коровью проявляли.
Думал я, думал, что же делать, и вдруг меня осенило: А может, их досыта накормить? Ей богу, думаю, надо бы попробовать, авось что и получится!
Рано утром, часов в шесть, приехал я на МТФ, а там еще – никого! Мычал не кормленный с прошлого дня скот, и только часов в восемь появились трактористы. Пока покурили, поболтали, еще полчаса прошло. И лишь потом поехали за кормами, а назад, груженные, вернулись аж к пол одиннадцатому, а кто и еще позже. «Ах вы, черти, - думаю, - ну погодите, так дело не пойдет!». И помчался к директору фермы.
- Это что такое, – говорю, - почему у вас бардак здесь такой?
- Да нет, - отвечает тот, - у нас все нормально. Вот на прошлой неделе одно происшествие только и случилось – годовалая телка в навозе утопла. Сознаюсь, было дело, а в остальном у нас все в порядке.
- Все в порядке? – переспрашиваю его, – А чего это, дорогой мой, у тебя коровы такие тощие? По отчетам вы их кормите, как на убой, а на самом деле – одни рога да копыта! А ну-ка, пойдём, проверим учет!
Тот затрясся, забегал, завертелся… В общем, нагнал я на него страху. Засуетились они все на ферме. Потом пошептались и говорят:
- Пожалуйте на берег речки, в кущери - там для Вас уже стол накрыт!
- Я счас всех вас самих накрою, - отвечаю, - Всех на чисту воду выведу!
Испугались они и говорят: - А что сделать-то мы должны? Приказывайте, на все готовы, только не надо проверки!
- Да коров досыта накормите! - отвечаю.
Удивились они сильно:
- Это еще зачем? И так сойдет!
Но деваться им было некуда, и на следующее утро, в шесть часов, коровы уже были накормлены и напоены. И что характерно, удои-то действительно стали расти. Ей-богу, не вру! Выполнили мы задание райкома. Можно было бы еще и перевыполнить, если б запретить работникам домой по три литра молока каждый день увозить. Но не стал я этого делать, иначе не понял бы меня народ. Это ведь такая старая социалистическая традиция была, обычай такой - тащить все домой с производства. А обычаи нарушать нельзя - это свято!
Вот так и жили мы тогда: безо всяких там зарубежных технологий, своим умом доходили до всего, самостоятельно поднимали сельское хозяйство, выполняя указания партии. Не то что в нынешнее время!