К чему снова о Владимире Высоцком?

Александр Самоваров
Любопытная передача была вчера о Владимире Высоцком на 1 канале ТВ.  Высоцкого нынешняя  официальная пропаганда выбрала в качестве знаковой фигуры, в день выборов, как я понял, пойдут фильмы с его участием, фильмы о нем.

Если  в 90-е годы в ключевые моменты делались всякие прямые эфиры, с экрана говорили уважаемые люди, то к концу 90-х наметился кризис этого жанра, ибо уважаемых народом людей почти не осталось. Либеральная и демократическая тусовка исчерпала себя.

Но тут появился Путин, государственник – патриот, силовик (все мечтали о военном или кагебешнике у власти, чтобы навел порядок). И долгое время было все хорошо, но потом одного Путина стало мало и пошли «старые песни» на новый лад, и советские кинокомедии.

И вот сейчас полный кризис жанра, ибо Путин не спасает  почти, и скоро вообще не будет спасать, уважаемые люди не просто надоели, они стали вызывать отвращение. Кого же показывать? Кем душу усмирять?

И  нашли фигуру – Высоцкий! С одной стороны,  он бард социализма, советский патриот, с другой стороны, почти гонимый диссидент, с третьей для кого-то еврей, с четвертой, для кого-то он преследовался КГБ, с пятой, он дружил с КГБ.

И именно в тогдашнее безвременье и застой появился и стал очень популярным этот бард. Почему бы его не подсунуть массам в наш застой?

Ведь Высоцкий стал действительно популярен к концу своей жизни в разгар застоя, когда его принял тогдашний средний класс -  полуинтеллигенция из младших и старших научных сотрудников. Средний класс не в смысле заработков, а в смысле, что они были посредине между колхозниками и пролетариями, с одной стороны, и всякими чиновниками и бюрократами (властью),  с другой стороны.

Так премирил ли кого Высоцкий на этой передаче? Нет. Скорее свирепо поссорил. Схватилось старое поколение, «друзья» Высоцкого и поколение 30-летних.

Друзья Высоцкого, помня какой иконой он был для «простого народа» стали сюсюкать о его гении, Арканов, по плохой советской еврейской привычке сравнил Высоцкого с Пушкиным. Это вызвало иронию и возмущение  молодого поколения. Один из этих ребят  призвал прекратить этот балаган, а то Высоцкий у них Пушкин, Окуджава – Блок. «Тогда получается, - сказал этот  парень, - Галич Лермонтов».

Эта передача показала  во всей своей красе, что политические и идеологические штампы, которые предлагает власть, нужны только тем, которым за шестьдесят лет. И даже не нужны, а просто воспринимаемы ими. Огромному большинству народа не нужен СССР, который собрались воссоздавать. Не нужна квазижизнь квазиграждан, когда нужно терпеть явную ложь.


Молодое поколение увидело в Высоцком уже не икону, они увидели драму. Человек, который ненавидел серость, не смог вписаться в тогдашнее серое общество. Тот, кто это говорил во время передачи, имел в виду, конечно, не брежневский застой, а наше время.

Одно дело прекраснодушно лялякать про «великого Высоцкого», другое дело, понять – сейчас-то делать что? Сейчас-то  жить как? Как жить в стране, в которой ум и интеллект, талант и честность презираемы? Это ведь драма покруче будет, чем та, с которой столкнулся Высоцкий.