Пояс Пресвятой Богородицы

Людмила Лебедева
Пояс Пресвятой Богородицы.

Уже несколько дней в России находится великая православная святыня. Об этом пишут,  говорят в «Новостях».****  Поклониться святыне успело уже 120 тысяч человек. Люди, вопреки холоду, усталости, обстоятельствам, выстаивают огромную очередь, лишь бы соприкоснуться с чудом. Рядом с храмом разбит настоящий полевой лагерь – пункты выдачи горячего чая, еды, автобусы, в которых можно погреться. В общем, желающим поклониться реликвии, всячески стараются облегчить подвиг веры, посодействовать. В интервью СМИ со священником рассказывается о множестве чудес, которые зафиксированы после поклонения. Например, одна пара, женатая уже десять лет и не имеющая детей, наконец обрела родительское счастье. Говорят, таких случаев зафиксировано уже около двадцати. А после того, как реликвию провезут по России, собираются даже написать книгу свидетельств о чудесах, произошедших после поклонения святыне.
А хотели бы вы оказаться там, в живой очереди к Храму Христа Спасителя?
Люди жаждут чуда.
Для одних – это последняя надежда, последняя инстанция, так сказать. Как, помните, для той женщины, что протиснулась ко Христу сквозь толпу народа, говоря в своем сердце: «Если только прикоснусь к краю Его одежды – исцелюсь». И так оно и вышло. Для других – долг, для третьих, может даже,  поиск нового переживания, желание утвердиться в существовании сверхъестественного.
Такое стремление преодолеть все, чтобы поклониться, с одной стороны восхищает. А с другой…
Мою посуду, а сама все размышляю над происходящим в Москве, представляю себе толпы, стремящиеся в храм. Вспоминаю, как описано в Деяниях Апостолов, что такая сила Духа Святого была на них, что люди брали их пояса и платки, и прикладывали к больным, и те исцелялись. Может, именно с этим связано такое паломничество?
Представляю себе Пречистую Деву. Как сложилась ее жизнь после воскресения Христа, Библия умалчивает. Но вряд ли она все еще сомневалась в Божественности Того, Которого удостоилась чести родить. Как в тот день, когда она с другими сыновьями пришла к проповедовавшему Иисусу Христу, «чтобы взять Его», полагая что Он не в себе. Что значит не в себе? Скорее всего, душевнобольной. Мария запереживала, что Сын «не в себе», хотя и видела перед тем чудеса. Например, в Кане Галилейской. И Ангела, вещающего ей благую весть, тоже вряд ли могла забыть, и происхождение в ее чреве отпрыска – тоже. И все же – усомнилась.
Но есть свидетельство в Библии, что Иаков, брат Господень, тоже стал апостолом. Об этом пишет Павел. Значит, все-таки уверовали в Него кровные родственники, хоть и «нет пророка в своем отечестве».
Тогда можно представить себе и Марию, исполненную Духа Святого настолько, что от соприкосновения с ее опоясанием, может произойти чудо и человек получит ответ на свою молитву.
В голове выстраивается логическая цепочка. И вопрос за вопросом. А хотела бы я подержать Мариин пояс в руках? Или приложить его к больному месту? Нет, пожалуй, если бы была возможность, лучше бы взяла пояс Христа. Но, наверное, таковой реликвии не сохранилось. Есть, правда, плащеница. Но что-то никто не становится в очередь, чтобы ей поклониться. Её изучают ученые, чтобы понять, действительно ли эта вещь особенная.
И тут же приходит другая мысль. А зачем? Зачем прикладываться к каким-то предметам, если Бог, живой и верный, Тот, который сотворил Вселенную, Вечный, в котором нет ни тени перемены, который не изменяет Своему слову,   Бог всегда рядом с нами. И сейчас каждый абсолютно каждый, может через признание жертвы Христа, Его искупляющего нас дара, прийти к Нему и просить о чуде!
А не начать ли нам жить такой жизнью, чтобы наши опоясания и платки несли на себе отпечаток Божественной силы? Ах, да! Это ж накладывает определенную ответственность!
Да не сочтут меня за еретичку. Что сейчас напишу, буду основывать только на Библии. И даже не буду комментировать. Надеюсь, немного устаревший язык синодального перевода не затруднит понимание.
«Тогда Иисус говорит ему: …Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.» (Матф.4:10)
Моисей говорит народу:
 «Только берегись и тщательно храни душу твою…, чтобы тебе не забыть…  говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас; …  Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада], ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом.» (Втор.4:9-19)
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь»(Матф.22:37,38)
Иоанна по Небесному Иерусалиму водил Ангел. Это описано в книге «Откровения»
«Я пал к ногам его (Ангела)*, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись.
(Откр.19:10)
« Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему]; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.» (Откр.22:8,9)
«Когда Петр (апостол)* входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.  Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.»(Деян.10:25,26)
«Но Апостолы Варнава и Павел, услышав [о сем] (их объявили богами), разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,  Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой.» (Деян.14:14-18)
 «Плотник [выбрав дерево], протягивает по нему линию, остроконечным орудием делает на нем очертание, потом обделывает его резцом и округляет его, и выделывает из него образ человека красивого вида, чтобы поставить его в доме. Он рубит себе кедры, берет сосну и дуб, которые выберет между деревьями в лесу, садит ясень, а дождь возращает его. И это служит человеку топливом, и [часть] из этого употребляет он на то, чтобы ему было тепло, и разводит огонь, и печет хлеб. И из того же делает бога, и поклоняется ему, делает идола, и повергается перед ним.  Часть дерева сожигает в огне, другою частью варит мясо в пищу, жарит жаркое и ест досыта, а также греется и говорит: "хорошо, я согрелся; почувствовал огонь". А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой"... И не возьмет он этого к своему сердцу, и нет у него столько знания и смысла, чтобы сказать: "половину его я сжег в огне и на угольях его испек хлеб, изжарил мясо и съел; а из остатка его сделаю ли я мерзость? буду ли поклоняться куску дерева?"  Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение…» (Ис.44:10-20)
 «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.» (Деян.4:12)
«…Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.» (Матф.28:18)
«…никто не приходит к Отцу, как только через Меня.» (Иоан.14:6)
«Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.» (Иоан.3:36)
А вот теперь прокомментирую. Если мы умеем читать, умеем анализировать информацию, то из всего этого получается, что поклоняться кому-либо или чему-либо, пусть даже очень важному и знаменитому (будь то ангел, великий апостол, или какая-то вещь) нельзя. Это грех. Поклоняться можно только Богу. И спасение дается только через Иисуса Христа, заплатившего страшную цену за нас на кресте.
Тогда что же делают эти сто двадцать тысяч перед Храмом Христа Спасителя? Может лучше стать в очередь к Богу? Преодолеть препятствия, лень, неведение, и все же опуститься на колени и просить Его, чтобы гнев Его не пребывал**  на нас?
И еще. Насчет исцелений. Вы слышали про эффект плацебо, который учитывается даже при испытании лекарств? Это исцеление по вере. У человека, между прочим, все по вере. Так вот, при испытании новых лекарственных средств делают две группы, в одной из которых испытуемым дают лекарство, а в другой – грубо говоря, подкрашенный сахар. Феномен в том, что исцеления всегда происходят в обеих группах. Лекарство же признают действенным, если в настоящей группе пациентов исцелений значительно больше***, чем в «сахарной».
Не хочу оспаривать священность реликвии, привезенной в Москву. Только Бог знает об этом. И мы все узнаем, когда предстанем пред Его лицом. Может и впрямь пояс тот принадлежал Материи Иисуса Христа и хранит на себе отпечаток силы Духа Святого. А может, люди, обращаясь искренне к Богу с молитвой мольбы, получают от Него просимое. Но одно несомненно. Поклоняться вещи недопустимо. Да и исцеление дает не кусок тряпицы, а только Бог. Молитва, обращенная к Иисусу Христу, которому дана всякая, то есть любая,  власть – только она может привести нас к Отцу. Как хотелось бы, чтобы именно Он, Бог, был нашим упованием, нашим прибежищем и первой и последней надеждой.
Как хотелось бы, чтобы именно Он, Бог, был нашим упованием, нашим прибежищем и первой и последней надеждой.
**** В начале этой статьи я намеренно практически процитировала СМИ, чтоб никто не подумал, что про поклонение поясу я что-то придумала.

*   моя вставка, пояснение.
**   пребывать – находиться постоянно.
***   в нормативных документах прописан процент.