Жертва избегания ч. 65

Сергей Владимирович Жуков
§65.  Жертва избегания

   Избежание не просто отчужденное отстранение, поскольку подразумевает явную или тайную привязанность к объекту или явлению.
Избежание может быть как ритуальным или обрядовым действием, так и глубинной психической установкой, то есть своего рода «антидоминантой».

  Отвержение или отчуждение - некое общее абстрагированное бегство. Избежание, напротив, предполагает конкретность или странное соединение, косвенную связь субъекта с объектом.
Например, с древнейших времен существует обычай антагонистического избегания зятя тёщей.

  «Обычай распространён довольно широко. Встречался он у нескольких десятков народов нашей страны: в Сибири, на Кавказе, в Средней Азии, на Волге. Один американский  ученый собрал данные о наличии этого обычая почти у 200 народов мира» 1
Чувство, которое послужило основой для подобной трогательной традиции, знакомо многим людям, связанным узами брака.

  Однако избежание и избегание, о котором вкратце сказано выше, есть две большие разницы.
Избегание – следствие антипатии, избежание - антижертвенное, хотя и не прямое жреческое действие.
Сохранение земной жизни любой ценой есть избежание жертвы. Дезертирство или бегство с поля боя издавна жестоко каралось и презиралось во все времена у всех народов.

  Китайский мудрец так говорит об этом: «…Поэтому, когда человек видит лишь жизнь и стремится сохранить её любой ценой, он непременно умрёт,…когда человек ради своего спокойствия ленится и трусит, он непременно попадёт в опасное положение…»  2
Избежание, таким образом, не просто измена - это отстранение от активной деятельности. Избегающий не становится ни на чью сторону в извечном земном противоборстве.
Избежание - бег из бегства, поскольку последнее может быть стремлением перейти во вражеский лагерь для последующего наступления против былых соратников.

  В России начала 21 века всё больше так называемых уклонистов, или, попросту говоря дезертиров. Несмотря на ограничение срока воинской службы до года, число избегающих службы достигает 200 тысяч человек, 40 тысяч из коих жители Москвы.
Да, далеко не всё благополучно в армии, чудовищна социальная обстановка в стране, но тем не менее это не даёт никакого права молодым людям устраняться от исполнения гражданского долга.

  Антропологическая наука и литература 20-го века по мере сил исследует феномен избежания. Эрих Фромм написал научную книгу «Бегство от свободы», российский писатель В.Маканин сочинил повесть «Человек убегающий», американский прозаик Джон Апдайк создал роман «Кролик, беги».

  Кроме того, мировая литература полна произведений, посвящённых бегству: Лермонтов М.Ю. «Беглец», Дубов Н.И. «Беглец», Кузьмин Л.И. «Беглец», Нагибин Ю.М. «Беглец», Тютчев Ф.Ф. «Беглец», Линдсей Д. «Беглецы», Данилевский Г.П. «Беглые в Новороссии», Алданов М. «Бегство», Оссовский Л. «Бегство», Изюмский Б.В. «Бегство в Соколиный бор», Леонов Л.М. «Бегство мистера Мак-Кинли», Грин А.С. «Бегущая по волнам», Булгаков М.А. «Бег», Анфилов Г. « Бегство от удивлений», Михалков С.В. «Беглянка», Крапивин В. «Бегство рогатых викингов», Чехов А.П. «Бегов», Куприн «Храбрые беглецы» и так далее.



Литература

1 Дридзо А., Минц Л. Люди и обычаи.–М.,1976.-C.116

2   Сюнь Цзы //Древнекитайская философия.Т.2.–М.,1994.-C.176 Сюнь Цзы //Древнекитайская философия.Т.2.–М.,1994.-C.176