Жертва борьбы ч. 64

Сергей Владимирович Жуков
                §64. Жертва борьбы

  Существует религиозно-философское понятие «непротивление злу», развитое и усиленное Л.Н.Толстым.
Подобных идей придерживались Махатма Ганди в Индии, Мартин Лютер Кинг в США и некоторые другие общественные деятели.

   Однако есть и были мыслители, которые признают схватку с противной стороной не только вполне приемлемой, но в иных случаях совершенно необходимой.
В-частности, среди них можно назвать русского философа И.А.Ильина, написавшего трактат «О сопротивлении злу силою»

   Ильин считает, что при самообороне  человек вправе проявить пассивность, но при защите ближнего, подвергшегося нападению, сильный духом обязан применять телесную силу. 1
При столкновении с тёмными, враждебными человеку силами, закаляется, оттачивается и твердеет дух человека, приверженного благу. Вкупе с чисто духовным воздействием, в крайнем случае, смертельной угрозы необходимо применить телесный протяжённый нажим.
При этом не нужно принимать во внимание разницу в телесной массе сразившихся.

   Российский философ 20-го века Григорий Померанц в своей статье высказал замечательную мысль о том, что Бог всегда на стороне меньшинства, но только в том случае, когда оно руководимо идеей добра и правоты.
Так юный пастух Давид, впоследствии ставший царём Израиля, а также великим духовным поэтом – псалмопевцем, сразился с великаном Голиафом и победил его.

  Значит, со злом всё же нужно бороться, не опасаясь перехода внутренней распри во внешнее столкновение.
Провидение всегда вознаграждает личность, осмелившуюся на попытку хотя бы частичного социального переустройства.

   Даже если после сшибки искателю  справедливости приходится временно отступить, цель всё же бывает достигнута, ибо показывается реальная сила добра.
Конечно, борьба может вестись с переменным успехом, перемежаясь остановками и даже временным отступлением.
Таков принцип движения человеческого духа - два шага вперёд и всё же один шаг назад.
Постоянное же или протяжённое действие или стремление иногда создаёт провалы, но вместе с тем возникают и выступы, что, в конечном счете, принимает некое подобие лестницы.

   Понятие же лестницы чаще всего соотносится с движением вверх путём мерного и верного восхождения.
Недаром ветхозаветному праотцу Иакову во сне привиделась лестница, ведущая в небо, по которой поднимались ангелы. Иаков вообще был прирождённым борцом, поскольку однажды ночью померился силой с ангелом.

  Это не единственный пример богоборчества. Выдающийся германский философ говорит, что «к борьбе Фамирида с музами, Марсия с Аполлоном, в ужасной судьбе Ниобеи сказывалось страшное противопоставление двух сил, которые никогда не должны бороться друг с другом - человека и Бога» 2

   Однако сам мыслитель однажды произнес: «Бог умер». Это его погубило, вначале на духовном плане /он 10 лет был сумасшедшим/, а затем на телесном уровне.
В небесную обитель восходят медленно, ибо лестница велика. «Лествица» преподобного Иоанна игумена Синайского монастыря включает в себя 30 великих ступеней христианского благочестия.
Некоторым людям, обладающим высоким духом, доступно нисхождение в ад ради лицезрения страданий грешников и устроения миров возмездия, а также познания дальнейшего пути.

   Среди этих легендарных личностей Орфей, Одиссей, Данте Алигьери, Абу Аля аль-Маарри, Даниил Андреев.
Даже сам Богочеловек Иисус Христос нисходил в преисподнюю, чтобы вывести оттуда души праведников, бывших прежде его явления в мир.
Однако вернёмся к борьбе. Греческий философ Гераклит утверждает: «Следует знать, что война всеобща и правда - борьба и что всё происходит  через борьбу и по необходимости» 3
Если жертва возникает в процессе внешней или внутренней борьбы, то не значит ли это, что она тоже всеобща?
Внешней распря заметней, но вряд  ли ощутимей и мучительней внутренней духовной схватки, той самой «брани невидимой» по слову Святого Никодима Святогорца.
Духовная борьба незрима, но, как и любая тайна, проникновенна. В каждой борьбе есть элементы игры, равно как любая игра является борьбой.

  Иногда и победитель оказывается жертвой. Человек, подверженный сомнениям, рано или поздно падёт жертвой борьбы, поскольку сомнения в нём побеждают убеждения.
Славянство возрастало в процессе постоянной борьбы с внешними и внутренними врагами. Порой внутренние супостаты обретались едва ли не на самом высоком уровне, пытаясь изменить, извратить и разложить саму душу русского народа.
Борьба с захватчиками всех мастей, противостояние угнетателям - все эти яркие проявления жертвенности, являющейся стержневой основой характера Славянского этноса.

   Следует знать и помнить, что украинцы и белорусы неотделимы от Славянства.
Но как это ни кажется странным либералам, в итоге схваток с противником и многомиллионных потерь, генофонд нации не был подорван.

   В то же время отказ от борьбы, сторонение от схватки, устранение от противостояния засасывает общество в тихую затхлость обывательского болота, поглощённого погоней за наслаждением и удовлетворением потребностей людей, растущих с неимоверной быстротой.

Литература

1 Ильин И.А. О сопротивлении злу силою //Соч. в 10-ти томах. Т.5.- М.,1995.-C.31
2  Ницше Ф. Гомеровское соревнование //Философия в трагическую эпоху.- М.,1996.-C.96
3  Гераклит //Материалисты Древней Греции.–М.,1955.-C.48