Я никогда ни у кого не спрашиваю:
“- Извините, а где здесь туалет? Я – русский! Я сам решаю, где туалет!”
Анекдот
При советской власти в 1960-е годы в институтской части города действовали три городских общественных туалета: на пляже, за кафе “Дружба” на площади Мира и на конечной остановке автобуса, на улице Мичурина. Этого вполне хватало для маленькой, уютной институтской части, которую можно было пройти за десять минут из конца в конец. Другой вопрос, как в них убирались, и кто из коммунистов был их владельцем. К тому же были свои неплохие туалеты во всех кафе и столовых, во многих учреждениях, куда толпами ходил народ: ГК КПСС, исполком, СМУ-5, милиция, управление ОИЯИ, баня, дом быта, вокзал, ДК “Мир”. Днём можно было зайти в любую контору и без труда попасть там в туалет, а вечером, в темноте, этой проблемы вообще для русского человека не было. Тем более в городке, построенном в сосновом бору, где каждая улица была засажена рядами пышных кустов: сирени, акации и т.п.
После горбачёвской перестройки в стране началась разруха, туалеты на пляже и площади Мира просто закрыли и забыли о них. В 1988 году вышел фильм “Собачье сердце” и стало знаменитым высказывание профессора Преображенского о разрухе: “Это мираж, дым, фикция! …Если я, входя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах”.
В начале двадцатого века английский фантаст Герберт Уэльс посетил Россию и написал книгу “Россия во мгле”. Сейчас бы он назвал свою книгу “Россия в дерьме”. По всем экономическим и социальным показателям нашу страну западные аналитики ставят во вторую сотню стран, рядом с дикарями и папуасами.
Итальянцы считают, что один из главных признаков цивилизации – бесплатные туалеты. (МК, 25.06.2011, с. 3.) Само наличие их в общественных местах и доступность - это аксиома демократии. А Россия (и Дубна тоже) пошли путём римского императора Тита Флавия Веспасиана, обложившего туалеты налогом и заявившего “Деньги не пахнут!” (“Pecunia non olet!”) (На обоих ж/д вокзалах туалеты почему-то платные. Хотя в Москве пускают в такой же туалет бесплатно при наличии билета.)
По европейским стандартам цивилизации нас дерьмократы отбросили в каменный век. Если художника-реалиста пригласить в мэрию, чтобы он запечатлел её заседание по типу репинского “Заседания госсовета”, то он должен будет нарисовать всю эту компанию в звериных шкурах у костра и с дубинами на плечах.
На Большой Волге недолго работал туалет на улице 9 мая, но из него потом сделали продуктовый магазин. Похожий магазин сделали на фундаменте станции перекачки напротив бывшего ОРСа на Чёрной речке.
Народ (в основном приезжий, пусть даже из другой части города) страдал и мучился годами. Для чиновников, перемещающихся по городу на джипах, эта проблема всегда казалась надуманной. Перед каждыми выборами давались различные обещания в духе Горбачёва (начать, усилить, углубить) и тут же благополучно забывались. В том числе и про туалеты.
В 2009 году мэр дал задание чиновникам заняться наконец-то въездным туризмом, сделать закрытый город открытым для всех. Но про туалеты и там ни слова. Для них туристы – как ангелы небесные с толстыми кошельками – деньги должны валить в казну города, а питаться и ходить в туалет будут на пароходах и в автобусах, которые их привезут и увезут. Хорошо ребята устроились в мэрии и в депутатах. Можно подумать, что они сами туалетом никогда не пользуются. Или думают о своём, высоком, а народ считают быдлом, которое само должно решать все свои бытовые вопросы.
Эта же проблема каждый раз возникает и на больших городских праздниках. Синенькие кабинки биотуалетов немного снимают напряжение, но общую картину культурного безобразия в наукограде не ликвидируют. (Объявление в туалете: “В случае бомбёжки, прячьтесь под этим унитазом! В него ещё никто не попадал. Уборщица”.)
В Рио-де-Жанейро тоже нет нигде общественных туалетов. Даже при уличных кафе нет. Туристы там мучаются, сердешные, как и у нас в Дубне. (Анекдот есть и на эту тему: “Чаще всего человека заводит в тупик нужда. Особенно малая”.)
Проблема туалетов актуальна только в городах. На природе человек чувствует себя раскрепощённым, хозяином жизни. Мой дед всю жизнь прожил в деревне и часто шутил на эту тему, имея в виду простоту деревенских нравов: “- У нас в Твери, где хошь сери!” Сам он полгода ходил в валенках, а вторые полгода в резиновых сапогах до колена. Не его вина, что в те года жизнь в деревне была в разы тяжелее, чем в городе. Водопровод, горячая вода, ванна, тёплый туалет – для деревенских жителей все эти блага были так же далеки, как Луна от Земли. Там электричество провели только в конце 1960-х и потом ещё 10 лет отключали его на ночь, так как напряжение давал дизель, работающий на солярке.
Про наши российские туалеты пишут обычно прозой, типа анекдотов и сатиры, брызгая слюной в сторону власть имущих. Или в виде ностальгических воспоминаний. (Королева шансона Любовь Успенская впервые привезла маленькую дочку из Америки в Россию. Та в аэропорту почувствовала запах наших туалетов и спрашивает: “- Мама, это что, так Родина пахнет?”)
А вот про туалеты в Европе пишут даже стихи. Владимир Высоцкий:
Распространенье наше по планете
Особенно заметно вдалеке:
В общественном парижском туалете
Есть надписи на русском языке.
Игорь Губерман:
Я пишу тебе письмо со свободы,
Всё вокруг нам непонятно и дивно,
Всюду много то машин, то природы,
А в сортирах чисто так, что противно.
На туалетную тему нарисовано много картин и карикатур, поставлено памятников. В Дании есть памятник отсутствию туалета – бронзовый мужик стоит лицом к кирпичной стене, расставил ноги и поливает стену. Есть масса памятников в фонтанах, где писают мальчики и даже мужики (в Праге), но это немного уже про другое. Это памятники расслабления и радости, а здесь я пишу про муки и стыд. О муках простого народа и о стыде за наших дураков чиновников, своей беспомощностью и тупостью позорящих и унижающих великую богоизбранную Россию, Третий Рим, с которого все должны брать пример и на который равняться.
11.05.2011 в прямом эфире местного телевидения жительница города, в который уже раз спросила мэра: когда же начнёте строить общественные туалеты? На что тот ответил: будем ставить по городу синие кабинки биотуалетов. Общественные туалеты строить не будем, так как наши жители недостаточно культурны для них, и не умеют ими пользоваться. (Почти как в анекдоте про дурдом. Приехала туда комиссия и видит, что психи залезают на десятиметровую вышку, прыгают на бетонное дно пустого бассейна и все разбиваются насмерть. Что же вы воду-то не нальёте, спрашивают проверяющие у оставшихся в живых. А психи отвечают: нам директор сказал, что воды не будет, пока прыгать красиво не научимся.)
Получается замкнутый круг – как можно научиться тому, чего у тебя нет, и что ты видел только на картинке или в кино? И возникает второй вопрос к мэру: а кто из нас был все эти двадцать лет у власти и пятнадцать лет до этого на комсомольской работе, кто должен был заниматься воспитанием своих подопечных? Разве все эти дикари-дубненцы вчера понаехали из Ла-Кросса и Гиват Шмуэля и прописались у него в городе? Других жителей (в белых перчатках и смокингах) никто мэру не даст, негде их взять. Так что поздно теперь кричать: “- Караул! Вокруг одно быдло! Пора валить в Лондон к Абрамовичу!” И с больной головы на здоровую валить тоже не надо. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. А не хочешь, чтобы город был красивым и чистым – уступи место молодым и рьяным, как пел Караченцев в “Собаке на сене”.
Чтобы наладить нормальную жизнь в городе, надо регулярно, хотя бы раз в неделю, всю мэрию собирать в их актовом зале и организовать им просмотры хороших наших фильмов. Начать с “Собачьего сердца”. Попробовать хоть через культуру достучаться до них, выбить у них разруху из голов. В фильме есть ещё одно интересное место, где домовой комитет Швондера каждый день поёт песни, вместо того, чтобы работать. И половина нашей мэрии взяла моду тоже петь и плясать на всяких городских конкурсах. И сама себя награждает за успехи в танцах призами. А туалетов как не было в городе, так и нет.
Пусть хотя бы начнут воспитывать молодёжь на собственном примере, если не могут навести порядок в городе другим способом. Кто-нибудь из мэрии раз в неделю станет водить на экскурсии в будущий общественный туалет школьников, студентов, делегации с предприятий – и будет показывать им: как, куда и по сколько надо лить и класть. Тогда и к мэру будет меньше неудобных вопросов в прямом эфире.
Мне не довелось пока поездить по европейским дорогам, в отличие от мэра и большинства депутатов. Говорят, там через каждые несколько километров стоят мотели, кафе-рестораны и туалеты. Зато я в июле 2008 года проехал на джипе по трассе “Дон” из Москвы в Геленджик и обратно. Вся лесопосадка с обеих сторон дороги служила одним большим и длинным туалетом. Ладно, мы, россияне, давно привыкли и принюхались к этому бардаку, но там останавливались и иностранцы с детьми, тоже спешившие к морю. Как можно после этого уважать тех болтунов, что тараторят о модернизации и нанотехнологиях по телевизору, если без резиновых сапог нельзя отойти на три метра от федеральной трассы.
Согласно находкам археологов, китайцы ещё 2100 лет назад изобрели современный туалет, оснащённый спусковым механизмом и удобным сидением. Ещё раньше на острове Крит, в Древней Греции и Риме были общественные уборные, с отходящими от них коллекторами. А у нас и в двадцать первом веке туалетом считается простая дырка в полу и с выгребной ямой сзади.
И напоследок - о рыбе. Рыба, как известно, гниёт с головы. Поэтому и у нашего мэра есть главная отговорка – в Москве тоже нет туалетов! Да, он прав, Москва и тут плетётся в самом заду цивилизации и 20 лет из-за этого никак не может вступить в ВТО. Какая же мы Европа, если в Лондоне 6094 общественных туалета, в Берлине - 6600, даже в азиатском Пекине – 7700, а в Москве всего 532 (или 0,035 на тысячу горожан). Это не считая частных пластиковых кабинок с ценами 20-30 рублей с носа. Мало того, статистика очень хитрая и удобная вещь для чиновников, для отката и распила ими бюджета, как сейчас стало модно говорить среди тех, чьи дети учатся в Лондоне и ходят в экологически чистые туалеты. Из 532 общественных московских туалетов, только 225 являются стационарными. В Москве один туалет приходится на 200 га площади, в центре – на 150 га или один на 20 улиц. (Почти как в наукограде Дубна.) По действующим санитарным правилам от 19.06.1972 года один унитаз должен приходиться на 500 человек. А в центре Москвы эти нормы в десять раз ниже норматива – один унитаз на 5000 человек (даже около Кремля всего два туалета).
В 1989 году в Москве было 337 стационарных туалетов, в 2004 осталось только 205 – их закрывали, а помещения перепрофилировали (как и в Дубне). В 2009 в Москве построено три новых туалета, в 2010 ни одного, в 2011 – всего один. Бедные туристы и гости нашей столицы.
Самый старый туалет в Москве на Ленинградском проспекте функционирует с 1937 года. В 2011 году власти планируют 15 туалетов оборудовать для инвалидов в разных округах. И только к 2017 году собираются убрать пластиковые голубые кабинки с улиц столицы. А наш мэр, наоборот, пообещал заставить ими все людные места в городе к 2012 году. И начал со своего коттеджа на Тридцатке, поставив у ворот биокабинку, мол, милости просим, гости дорогие. Эту зиму мы переживём как-нибудь – мороз и снег прикроют позор мэра, а вот ближе к лету… То-то запах будет чудный в наукограде на улицах, хоть торфяники поджигай вокруг города – вместо дезодорантов.
27.11.2011