Грустный праздник

Гражданка Сухарикова
Не помню свои ранние дни рождения, не помню что дарила мама.. Чужие Дни рождения запомнились, а свои нет. Первым, которое помнится было 14летие. Но фотографии-то есть, значит и более ранние дни отмечали.

Зато очень хорошо помню один подарок в 10 лет. Это была посылка из деревни от бабушки, в ней были зимние сапоги и яблоки.. антоновские.. Которые преодолели тысячи километров к моему дню рождения. Помню этот странный запах тонкой яблочной свежести и новой кожи.

Сапоги светло-коричневые, с металлическими заклёпками. Ни у кого таких не было! Весь город в то время был обут, за редким исключением, в изделия местной обувной фабрики "Уралобувь", которая на данный момент приказала долго жить. Я их потеряла. Очень скоро. Бросила портфель со сменкой на первом этаже в школе, когда вернулась портфель был на месте, а сменка.. Кто-то, видимо, поиграл ей в футбол. Мешок я нашла в одном месте, один сапог - в другом. Второго сапога я так и не нашла. Домой вернулась по морозу в туфлях. Даже не помню, что было дома, а вот ощущение этой потери помню. Расстроилась.

День рождения называют грустным праздником. Какие бы сюрпризы в этот день не случались, по его завершении ощущение грусти всё равно остаётся, как послевкусие. Это, наверное, даже не с возрастными изменениями связано, а скорее всего.. c пониманием своей несвободы. Чем старше становишься, тем это осознание становится всё более выраженным. И если в детстве несвобода была связана с взрослыми и ты лелеял себя надеждами, что : "Вот, когда я вырасту, то.." Когда вырастаешь - понимаешь, что можешь ещё меньше, чем в детстве. И не от окружающих это уже зависит, а от тебя самого. От тех различных границ, правил, принципов, обязательств, которыми ты сам себя спеленал по рукам и ногам и отказаться от них равносильно предательству.. И не столько других, сколько самого себя. Ну не могу, не могу я всё и всех бросить и провести этот день так, как мне хочется! Не получается..

С другой стороны. Видимо значимость этого дня всё-таки с возрастом постепенно атрофируется и ты понимаешь, что не стоит этот день того, чтобы из-за него всё и всех бросать в угоду собственным идеям и желаниям. Их возможно реализовать в другое время с наименьшими потерями для всех..

Ну и да.. подарки эти. Дни рождения приучают с детства к тому, что подарки будут, но чаще всего они будут не теми, которые ты ждёшь. (У Е.Гришковца есть отрывок из спектакля на эту тему http://youtu.be/YuDC742wrRQ )Чтобы как-то сгладить очевидность того, что подарок не тот, который ожидается, ребёнка с ранних лет убеждают в том, что нужно радоваться любому подарку, что важен не подарок, а внимание. Да это так, конечно.. Но вот это регулярное разочарование и.. да, да!.. научаемость взрослыми лицемерно радоваться тому, что тебе не нравится и не нужно, приучает постепенно к мысли, что вообще.. день рождения, по сути, формальность. Ну, если взрослые к нему так относятся, почему ребёнку относиться к нему иначе?

Помнится в юности ляпнула как-то в компании, что сирень люблю и выйду замуж за того, кто мне в день рождения букет сирени подарит. И спустя несколько лет сетование молодого человека моей маме: "Где возможно сирень раздобыть.. в ноябре?". Теперь это стало дежурной шуткой. Тем не менее, о подарке кому шла речь?.. я-то ведь знаю, что он "не подарок"..

Я давно уже самые желанные подарки делаю себе сама и не только в день рождения. И, действительно, научилась радоваться просто вниманию со стороны поздравляющих.. И.. вообще считаю, что не столько мой этот день, не мой праздник, а моей мамы, которую благодарю за своё рождение.. И, поскольку давно от этого дня ничего не жду, порой получается радоваться совершенно неожиданным мелочам.

Вообще-то.. столько неожиданного уже было.. разного.. кто знает, какие там ещё сюрпризы ждут своей очереди?