Ошибка Розы Люксембург

Владимир Ширяев
     Мой земляк Витя Казаков рассказывает:
     -Учился я тогда в ТИСУРе - Томском институте автоматизированных систем управления. Там было очень трудно учиться. И не только спецпредметы нас давили. Самыми трудными предметами были - ты только представь это себе! - история КПСС и научный коммунизм. Их преподавал профессор Н. - свирепый мужик, требовавший, чтобы у нас все "от зубов отскакивало". Поговаривали, что этот профессор отмотал при Сталине лет пятнадцать - вот отчего он такой мрачный и безжалостный.
     Предметы были, в общем, несложные, да вот времени у нас не было читать про партийные съезды, вникать, чем различаются платформы большевисткая и меньшевисткая...
     ... А жизнь идет. И в один прекрасный день я обнаруживаю, что сейчас мне надо идти к этому знаменитому професору сдать экзамен. А я - ни в зуб ногой.
     Ну, думаю, где наша не пропадала? Открываю дверь, захожу в аудиторию, присаживаюсь к столу и беру билет. Вопрос: "В чем состояли ошибки Розы Люксембург?"
     Судорожно думаю: в чем же состояли, черт побери, эти ошибки?
     Ничего не придумывается. Между тем, данный мне на обдумывание, истекает.
     - Слушаю вас... - говорит профессор.
     - Ошибки Розы Люксембург, - бодро начинаю я. - Ошибки Розы Люксембург состояли в том... Прежде всего, надо не забывать, что Роза Люксембург была женщиной, ... поэтому она часто ошибалась.
     - Что, что? - вытаращил глаза профессор. Начало моего ответа вывело его из состояния полудремы. Он, видимо, развеселился:
     - Так Роза Люксембург, говорите, была женщиной?
     - Да, поэтому она часто ошибалась. И, тем не менее, ее все равно очень любил русский народ. Они пели о ней песни.
     - Песни? Русский народ? О Розе Люксембург? Ну, приведите мне хотя бы одну.
     - А спеть можно?
     - Пожалуйста!
     Ну, тогда я набрался смелости и тихонько запел:
     - Отец наш - Ленин, мать - Надежда Крупская, а дед родной - Калинин Михаил... А дальше, профессор,идут несколько строк про Розу Люксембург, но привести их сейчас не могу - из головы от волнения вылетело. Смотрю: мой профессор краснеет и бледнеет. Я испугался - сейчас меня выгонит. А он вдруг заплакал и говорит:
     - Да ведь песню мы пели в сталинском концлагере. Спасибо вам... Спасибо...
     И, утерев слезы, он взял мою зачетку и поставил в ней... четверку. И на всех экзаменах, что я ему впоследствии сдавал, он меня вообще ни о чем не спрашивал и ставил мне ту же оценку - "хор.".
     - А сейчас-то знаешь, в чем состояли ошибки Розы Люкембург? - спросил я у своего земляка.
     - Не-а! - беззаботно воскликнул он. -Да ну ее! Главная ее ошибка заключается в том, что она родилась женщиной...