Пояс Пресвятой Богородицы

Лев Фадеев
 

Слушаю по радио размышления о очередях. Сравнивают американскую очередь в чёрную пятницу, где за 2 –х долларовые полотенца покалечили и потоптали людей, и очередь к поясу Святой Богородице.
Стараются между этими двумя очередями поставить знак равенства, но что-то не получается. Другие сравнивают очереди с теми, что были в Москве, когда только появился Макдоналдс и с очередями во время горбачёвского и лигачёвского полусухого закона.
А так как я прошёл через все эти очереди(кроме американской), то как испытавший, могу с честной совестью рассказать о своих ощущениях и сравнениях , тем более, что статья Г. Варшавского, у кого я в чёрном списке, подлила масло в моё желание. Я уже не однократно писал, что не имею морального права носить звание Верующий. Настоящий Верующий-это человек каждодневного труда и дисциплины над собой и за всех. Это человек долга и чести, это опора православия и наша надежда, и если хотите- это совесть нации и всей России. Я же нахожусь на ступени глубоко сочувствующего .
Я недисциплинированный, сомневающийся, грешащий, и даже легкомысленный. В очередь к поясу Святой Богородице я попал по совпадению с американской, тоже в пя тницу. Это единственное, по каким признакам их можно сравнивать. До этого, в 12 часов ночи, звонила сестра жены и говорила - Садитесь в машину и приезжайте, очереди нет, можно пройти за час!
Супруга загорелась и стала собирать меня в путь. Я же остановил её желание своим грешным признанием, что выпил 2л пива.
Второй, кто поделился своим впечатление о очереди к поясу Святой богородице –была Татьяна, подруга жены. Я просто удивлён её стойкостью и силой духа. Она простояла в очереди 22 часа, при температуре -8С, а рядом безо льда Москва-река.
И вот в пятницу, когда мы с супругой уже оставили все надежды на посещение пояса Святой Богородице и сидим на кухне у радио, слышим, как ведущий говорит, что на данный момент очередь можно пройти за 1,5 часа
Через 20мин. жена вытаскивает меня из-за компьютера и говорит- Вперёд, объявили, что очередь на пол часа!
Вперёд, так вперёд.
Целых тысячу лет пояс Святой Богородице находился безвыездно в монастыре Афона Хоть и говорили, что у нас в храме Христа Спасителя есть часть ризы, а в Ильинском часть пояса Святой Богородице … Но у нас они 70 лет были в музеях, а там 1000 лет беспрестанных молитв.
Зайдите в храм, который никогда не закрывался и, который открылся после закрытия, и вновь построенный, и вы сразу почувствуете огромную разницу., если вас, конечно, эта разница интересует.
И так, мы едем!
Голова забита мыслями, где будем парковаться, если доберёмся?! Выбираю маршрут по Котельнической набережной, из четырёх возможных.
И как был прав!
Выезжаем на самую короткую улицу Москвы- Ленивку, её длинна 200метров.
Останавливаемся на светофоре .
Слева храм Христа Спасителя, справа-музей им Пушкина. Выбираю куда…
Или на Остоженку или на Пречистенку . На Остоженке плотно стоят машины и не двигаются. На Пречистенке движения не видно, но припаркованные машины стоят плотно. Едем на Пречистенку. Замечаю прогал(прохил), туда с виртуозной точностью втискиваю свой Хёндай. Главное, чтобы потом найти его на месте. Я даже не посмотрел, разрешена ли там стоянка. Надеюсь на христианскую сознательность гаишников.
Переходим на Остоженку и быстро находим конец очереди.
Надо же, не врёт радио!
До храма метров 500-600.
Присматриваемся и замечаем, что в очереди очень много детей.
Интересуемся у стоящих:
- Это ,что очередь с детьми?
-Да.
-А где обычная?
-Обычная на набережной.
Разворачиваемся и идём искать конец обычной очереди.
Во всех переулках, которые могли бы вывести к набережной, стоят полицейские.
Идём и доходим до станции Парк Культуры, здесь можно свернуть и наконец-то увидеть её родную.
Вдоль Москва-реки , стоят уходящие вдаль автобусы, а за ними то, к чему мы стремимся. Идём параллельно с очередью в разных направлениях, но к одной цели, ищем её начало. Полицейские молоденькие, доброжелательные.
Идём больше часа быстрым шагом, а конца и не видно.  Где же ты, конец-начало?!
Наконец, один из полицейских говорит по рупору, что начало очереди за светофором.
Ага, уже близко, на Фрунзенской набережной. Вот и светофор. Переходим через дорогу, но так и идём параллельный курсом и где-то через сорок минут видим то к чему шли. Ура! Мы встали в очередь!
Когда мы шли параллельным курсом, то делился впечатлением об организации движения и каюсь делал замечания в сторону организаторов. Мол зачем такие длинные промежутки между группами, можно было бы сократить очередь в десятки раз, пока сам не стал частичкой очереди. Понял.
Что всё здесь тонко и чётко продумано, всё до мелочей. И теперь рассыпаюсь в благодарностях к тем, на чьих плечах , лежала эта сложная задача. Молодцы! Браво!
Во первых были полностью исключены возможности халявного проникновения.

И это была совсем другая полиция. Это была по-настоящему наша народная полиция. Родная и заботливая. Они, стоящие здесь на речном ветру, ещё и шутили,
И заботились о наших носах. .-Впереди выемки, не бегите, не забывайте остановиться у кухни. Сначала я не понимал, почему никто не давал информацию, откуда очередь начинается, но потом оценил и это. Представляете, чтобы было если бы все устремились к концу очереди! А так всё равномерно распределилось. От начала, до конца и от конца до начала. Во выдал!
И когда мы шли быстрым шагом, то мы уже стояли в очереди.
Не устаю удивляться своим оборотам.
Но пойдём дальше.. Справа - непокрытая льдом Москва-река, тёмная, холодная, слева ограждения из барьеров , киосков, туалетов и автобусов. И среди них настоящие полевые солдатские кухни. «Вот сейчас я тебя накормлю настоящей солдатской кашей»,- сказал я жене. После такой затянувшейся пробежки появился здоровый аппетит.
Теперь, как мы шли:
А шли мы быстро, секциями, полицейские открывали барьеры и мы, группами, человек по сто, проходили метров 80-100 до следующего заслона. Интересная психология у людей, передние старались этот промежуток почему-то пробежать. Я держал жену за руку и говорил : «Пойдем медленно, степенно». И это действовало на остальных.
Желающие погреться и отдохнуть могли это сделать в автобусах. Во многих местах предлагался бесплатный чай, продавались бутерброды, выпечка и многое другое.
Но мне хотелось вспомнить вкус солдатской каши. Ага, вот впереди и она -полевая кухня. Мы вошли в аромат гречки с тушенкой. Вот мы и встретились через столько лет. Подходим к котлам полевой кухни, около нее толпятся цыгане. Что-то я с вами в армии около каши не встречался? Привет ,ребята!
Раздатчик дружно работал черпаком. «У меня маленький ребенок»,- раздался голос. Раздатчик быстро оборачивается и передает туда порции с кашей. Цыганка, а это у нее маленький ребенок, забирает кашу и отдает ее симпатичной девушке, лет 16-ти и в таком же возрасте юноше. Ох пострелы, везде поспели, молодцы. Каша кончилась. Не беда, хоть понюхали, посмотрели с каким аппетитом едят другие. Где-то около часов 3-х мы шли в постоянном составе. И окружающие стали за это время узнаваемыми. Сзади нас шла супружеская пара и высокий господин ,и его рассказ, к которому я прислушивался , стал мне уже интересен. Он рассказывал, что очередь в этот раз идет очень быстро, а в предыдущий раз мы шли очень медленно. «Вон, там , видите два ресторана- это будет ровно половина , да и сейчас +3, а в прошлый было – 8». Затеялся разговор: «А вы, что второй раз», спрашивали его девушки. «Ну и как?» . «А вот знаете, ноги совсем перестали болеть, а как будет хорошо, когда подойдем поближе. Бабушки молитвы запоют, такую благодать получите.»
Перебегаем следующий кордон. Слышу опять его голос. Он начал рассказывать, как в Женеве попал с молоденькими журналистками в переделку, с невылетом. А у журналисток заканчивалась виза и они за это очень переживали. «А я им говорю, бросьте переживать, девчонки, потом будете всю свою жизнь приключения вспоминать».
И вправду, через год случайно встретились, вспоминали со смехом. В тяжелом память почему-то всегда оставляет самое смешное.
А цыгане шли с опережением нас на один бросок. Они всегда находились в конце своей группы и были повернуты к нам лицом. Шли наоборот.
Показалась еще одна полевая кухня. « Цыгане! Оставьте кашки!»
Каша нам досталась. Вкуснотища!
Ребята, идите в армию, только там вкус настоящего. И пот, и дружба, и радость возвращения.
-А зачем второй раз идете? -, вопрос к рассказчику.
«А это я для сына очередь занял. Будет подходить, я ему позвоню. Я уйду, а он на мое место встанет».
Как же тепло, когда рядом такие люди. Нет, это совсем другая очередь. Здесь нет острых локтей, нет истеричных криков, здесь настоящие человеческие глаза, это самая замечательная очередь, которая выпала за мою жизнь. Здесь был центр настоящей России.
К 2-м часам ночи стали подходить к храму. Молодые, веселые волонтеры безудержно угощали нас горячим чаем, мы отвечали им громким – спасибо.
Проходим под стенами храма.
«Спасибо Лужкову», слышу от женщины рядом. «Какую красоту восстановил», а на старом храме все эти фигуры были из мрамора, а не из металла».
-Да, - говорю я., -их сейчас можно увидеть на Донском кладбище.
- И как же на такую красоту рука поднялась, - продолжает дама, - Я пять лет жила в Испании, там храмы с десятого века стоят нетронутыми, а мы свою историю на красных и белых разделили...
Вот и Юрию Михайловичу теплые слова достались.
Это вам не автомобильная пробка, здесь другой взгляд на стесненность.
Я рад, что коснулся Пояса Пресвятой Богородицы.
Коснулся не с очередью , а со своим народом , частичкой которого я себя почувствовал за короткие девять часов.

С