21. Ивашко эпохи Высоцкого

Феликс Рахлин
ИВАШКО ЭПОХИ ВЫСОЦКОГО


 «В 1990—1991 существовала должность Заместителя Генерального секретаря ЦК КПСС. Единственным человеком, занимавшим этот пост, был В. А. Ивашко, который теоретически замещал Генерального секретаря. В ходе августовского путча 1991 г. Заместитель Генерального секретаря ЦК КПСС был фактически лишён возможности исполнять обязанности находившегося под домашним арестом Горбачёва, не проявив себя никакими действиями».
                Википедия
 
 «Кто такой  был Л. И. Брежнев, - спросят  наши потомки. Ответ будет такой:  «Мелкий политический жулик эпохи Майи Плисецкой»
(Из анекдотов 60-х годов ХХ века)
                *    *    *
Мне хочется внести свой крошечный вклад  в  копилку  сведений о той обстановке, которая сопровождала при жизни и после смерти  имя  и дело поэта, барда и актёра Владимира Высоцкого. Эпизод, о котором хочу рассказать, произошёл, по-моему, в 1985 году. Я работал корреспондентом  маленькой «многотиражной» газеты  на одном из харьковских предприятий и вместо ушедшего в отпуск редактора по обязанности явился на совещание, которое собрал тогдашний секретарь обкома Компартии Украины Владимир Антонович Ивашко – да-да, именно будущий единственный обладатель уникального партийного поста, упомянутый в одном из эпиграфов.

Но в том, 1985-м, он был ещё в гораздо  более скромной, хотя уже и достаточно ответственной должности. Выступая перед собравшимися журналистами, Ивашко, между прочим, рассказал о промахе или даже политической ошибке, которую допустила редактор многотиражной газеты Харьковского политехнического института  (фамилию я, к сожалению, забыл). В этой, преимущественно студенческой, газете она поместила подборку (или даже страничку), посвящённую  любимцу своих читателей – Высоцкому (скорее всего, к 5-летию со дня его кончины). Партийный руководитель выразил негодование по поводу политической слепоты журналистки. Я запомнил почти буквально его слова: «Надо не иметь ни малейшего политического чутья, чтобы посвятить в институтской газете столько места – кому? – Высоцкому!!!»          

Сколько презрения  к  журналистке, а заодно – к знаменитому поэту и актёру  прозвучало в  этих словах ещё могущественного в то время партийного функционера!  Между тем, как мы теперь хорошо знаем, часы истории отмеряли тогда уже предпоследний период времени тому режиму, благодаря которому этому человеку  суждено было занять ступеньку, предпоследнюю по номинальному (но уже не фактическому) могуществу  в партийно-государственной коммунистической иерархии.

Как хорошо известно, творчество и личность Владимира Высоцкого  пользовались необычайной популярностью  в среде его современников. Решительно можно сказать, что  это был объект неподдельного национального консенсуса! Говоря словами Ильфа и Петрова (впрочем,  относившимися к герою их дилогии), «его любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина – зубной техник». Я знал одну фанатично настроенную коммунистку, необыкновенно подлую и двоедушную, но песни Высоцкого она обожала!

Всё, что помню о Владимире Ивашко, не свидетельствует о нём как о тупом и ограниченном человеке. Напротив, обратившийся к нему по бытовому, но острому вопросу наш родственник нашёл понимание, поддержку и мгновенную помощь. В воспоминаниях коллег это человек умный, справедливый, остро реагировавший на события. По свидетельству людей компетентных, «гекачеписты»  в августе 1991 года воспользовались его опасной  болезнью, чтобы организовать свой (впрочем, провалившийся) путч.

Но что было, то было. Неразвитость эстетических критериев, априорная политическая зашоренность, вульгарный социологизм теоретических основ марксистско-ленинского мировоззрения привели достаточно высоких по сану и положению партийно-государственных руководителей к полному непониманию  величины и масштаба  такого редкого  и сложного  явления  искусства, литературы и общественной жизни, каким был  В. Высоцкий в жизни своей страны, своего народа, да и всего человечества.