конроль эмоций

Свинка Лавровая
Есть такое понятие «детская непосредственность», оноговорит о том, что человек внешне такой же, как внутри. Свойственна она чаще детям, которые обычно расстаются с ней ввозрасте около 7 лет. Выражается эта непосредственность в том, чторебенок тут же реагирует на ситуацию, проявляя те эмоции, которые она унего вызвала. Мы, мудрые взрослые, говорим: «Не научился еще себяконтролировать, контролировать свои эмоции».
 Наблюдаем за таким поведением с восторгом ирадостью: «какая счастливая пора – детство!»; порой с завистью: какмало для радости надо – сумел сам пуговки себе застегнуть – событие! исчастью нет предела, можно прыгать от радости, кричать и кувыркаться;порой раздражаясь: когда сталкиваемся с проявлениями злости и агрессии,стараясь их подавить и учим сдерживать эмоции; порой смущаясь, когданепосредственность ребенка не вписывается в установленные рамки правилповедения…
 Рамки.. правила.. цензура.. социальное положение.. даешь открытое проявление эмоций!
 Л.С. Выготский говорил об этом вот что: «Утерянепосредственности означает привнесение в наши поступкиинтеллектуального момента, который вклинивается между переживанием инепосредственным поступком, что является прямой противоположностьюнаивному и непосредственному действию, свойственному ребенку».
 Таким образом, мы выдаем миру реакцииопосредованные, которые прошли обработку средствами нашей логики,памяти, прошлого опыта, установленных правил, знания особенностейлюдей, с которыми общаемся, нашего сиюминутного настроения и т.д. ит.п. Выдаем реакцию, которая, согласно всем средствам обработки, вродекак, самая верная в такой ситуации. При этом, ответную реакцию получаемуже не на те чувства, которые у нас возникли, а на то, что мы выдали.Зачастую, эта ответная реакция нас не устраивает, что очень логично:ведь мы чувствовали другое, не то, что демонстрировали, что порождает внас новые эмоции, которые мы уже обрабатываем с учетом прошлогонеудачного опыта и выдаем или не выдаем, продолжая экспериментировать иподбирать поведение, наиболее удобное для сохранности душевногокомфорта…
 Подобный стиль общения ведет к снижениючувствительности к собственным желаниям, стремлениям, целям, к подменеих теми, которые приняты в обществе или более удобны, а также кбОльшему эмоциональному напряжению, следствием которого являются инедовольство собой и жизнью, и депрессии, и разнообразие болячек, имного чего другого.
 Дети более открыты миру и, благодаря своейнепосредственности, более открыты в общении. Кроме того, детскаянепосредственность - это качество, которое часто упоминается в темахискусствах, творчества, это то качество, которое придает работаммастеров что-то, цепляющее за душу. Также в общении, когда мы открыты ив ответ чувствуем открытость, то называем это душевным общением. Многоли такого общения в вашей жизни?
 Вопрос. От чего и от кого мы закрываемся? Чего боимся?
14.07.10