Следы неандертальца

Виктор Давыдов 2
Перед каждой очередной сменой дается наряд на выполнение определенного вида работ, но основное, пожалуй, чем озабочен горный мастер, это нагрузить определенное количество угля. В зависимости от состояния очистных забоев. Пять или сто двадцать тонн, не имеет значения, основная задача рабочей смены участка — это выполнить наряд по добыче угля. Как любит повторять мой начальник участка:
— Уголь, не загруженный в вагонетки, еще не является углем! Уголек сам собой не дается в руки, надо усердно попотеть. К тому же у горного мастера есть один коварный фактор, с которым постоянно конфликтуешь, это время. Оно на смене так стремительно уходит, что едва управляешься выполнить наряд.
Горному мастеру Виктору Ханину, к удивлению и зависти многих, всегда хватало времени на то, чтобы успешно справиться с заданием. И директор шахты постоянно ставит его в пример другим:
— Вы же «мастера»! Не люкогрузчики, как некоторые себя именуют, стремясь уйти от ответственности за состояние дел в доверенной смене, а именно — «Мастера»! Так вдумайтесь в смысл вашего звания — Мастер! Так и работайте - как мастера, не столько руками и ногами, сколько, в первую очередь, головой!
И коллеги просили Виктора:
— Поделись своим опытом работы головой!
Он охотно поведал о нескольких проблемах, возникавщих в процессе работы, и о том, какой оригинальный выход находил, чтобы справиться в нестандартной ситуации.
Вот, к примеру, неделю назад что произошло.
Работал наш участок на дальнем пласту. Под землей даже на пассажирском поезде добираемся до места работы больше часа Мы же, как знаете, предпочитаем спускаться по шурфу, куда приезжаем на шахтовой «вахтовке». Есть своя прелесть в том, что, выскочив, всего то пятьдесят метров вертикально вверх по трапам, после окончания смены «на-гора», в ожидании «вахтовки», успеешь выкурить пару сигарет.
В тот раз спустился в шахту с путевкой в кармане, в которой значилось, что предстоит загрузить сорок пять вагонов, то есть 135 тонн угля. Для нашего щитового перекрытия добыть этот уголь - не проблема. Было бы время, потому что уголь под ногами не лежит. Его еще надо добыть забойщикам. Чем быстрее они это сделают, тем быстрее подсобные рабочие выгрузят этот уголь из забоя.
Сделали забойщики первую отпалку, и откатчики Саша с Петром загрузили два состава вагонеток. Остается загрузить еще один состав -15 вагонеток, чтобы справиться с нарядом. Но забойщики все что-то копаются, пробирают канаву под щитом, долго бурят. Впрочем, у них работа ответственная, все делается основательно и надежно, чтобы не допустить аварийной ситуации.
Звоню на основной:
— Как, Петро, боевая готовность?
— Порожняк под люком, Петрович, так что не волнуйся! Загрузим моментом, только где уголь? Давайте уголек!
С дежурным электрослесарем Сашей Овечкиным возле конвейера, как на иголках, сидим:
— Ну, когда же отпалят в конце-то концов! Если не успеем за сорок минут загрузить, опоздаем на машину. А идти по тридцатиградусному морозу что-то не тянет.
Наконец взрывная волна прокатилась по выработкам, плотно надавив на барабанные перепонки. Уголь хлынул из печей на привод. Саша немедленно включает привод. Но, можете представить нашу досаду: двигатель работает, а скребки на конвейерном ставе неподвижны. Что за черт?
Слесарь у меня опытный, сразу констатирует:
— Турбомуфта работает вхолостую. Не иначе, как отверстие в предохранительной пробке расплавилась.
Открутили пробку на заливном отверстии турбомуфты, из нее пар валит — точно, вся эульсия вылилась наружу. А без наполнителя, как известно, турбомуфта работает вхолостую.
— Что делать, мастер? Если за эмульсией на основной штрек идти, то и за час не управимся! Давай наберем воды из противопожарного крана?
Открыли вентиль, а из труб ни капли — где-то перекрыт став.
И тут Саша вспомнил:
— Есть здесь вода... в соседней выработке, которую недавно прошли, там лужа, целое озеро, стоит. Но в чем принести, у нас же никакой посудины под руками. А в каске много ли принесешь! Нам же надо хотя бы с ведро воды...
- Сейчас будет! - говорю, и побежал в тупик. Точно, стоит в углублении водичка, вот она! Скинул я сапоги с ног, портянки за пояс брюк засунул. Зачерпнул воды в оба сапога и бегом назад.
Залили мы эту водичку в турбомуфту, и турбомуфта заработала, потянула послушно скребки с углем к скату.
Через пятнадцать минут выбило электроэнергию и остановился привод. Это откатчик отключил электроэнергию участка, сигнал – что состав загружен.
Натянул я сырые сапоги на ноги, выскочили мы на поверхность, а машина вот она, готова отправиться в дорогу... Нас только и поджидали.
Потом, кстати, товарищи еще долго подшучивали надо мной. Забойщик Володя Зенцов как-то, проходя вместе со мной по тому штреку, остановился и подозрительно стал всматриваться в почву:
— Посмотрите-ка! Какие-то следы босой ноги... Не иначе, в шахте неандертальцы объявились?!