Ультрафиолет достоевского через призму диккенса

Нор Митк
УЛЬТРАФИОЛЕТ ДОСТОЕВСКОГО ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДИККЕНСА
 
   Осмелюсь замахнуться на Великое, да простят меня святые угодники, а высокообразованные эстеты, если удосужат вниманием скромную писанину, да не придирутся правописанию, которым я не грешу, а следят за полётом мысли(из области сам себя не похвалишь).

Но прежде краткий исторический экскурс.

Есть отель в здании тюрьмы на острове в британской океании. В двадцатые прошлого столетия землетрясение разрушило все здания на острове кроме тюрьмы - тогда ещё не отеля. Один из арестантов имел счёт в банке, но получив свободу благодаря землетрясению не сумел воспользоваться деньгами из за разрушения банка, потом загремел опять, после уехал на материк и пропал.

Через семдесять лет банк нашёл наследника и вручил накопившуюся за это время довольно приличную сумму. Благодарный наследник выкупил здание тюрьми, устроил там отель и рассказывает всем посетителям историю своего предка.

Какая чушь ... вспомним лучше презренную всеми нами Великую хартию вольностей - эту пустую бумажку, которая якобы не оказала никакого влияния на дальнейший ход истории, а в это время на исторической родине предков норманов, где то там в Норвегии, в одной из деревень начал проподать скот. Пошли слухи, что в этом замешана нечистая сила, и народ пошёл к Конунгу и подал в суд на нечистую силу.

Ещё одна чущь ... но другие родственники сутяжных викингов - Рюриковичи создали государство Российское, где и сегодня человек потерявший, не то что козу или корову, а намного больше, и не думает обратиться в суд, а ищет иные пути. Не было и нет в России бесстрастного СПРАВЕДЛИВОГО СУДА. Вот о чём вся эта чущь.
Но ближе к ...

Достоевский в своей микрохирургии доходил до самих дальных и глубоких уголков, искал свет и не находил. Диккенс как и Достоевский исследовал человеческую душу, конечно не так глубоко - куда ему - чёрствому викторянцу до марианских глубин, а по правде и не к чему. Пройдя скальпелем до определённых глубинных тканей он вскрывал свет и озарившись умиротворённо переходил на happy end.

Всё в угоду католикам и протестантам англосаксонским супротив истинным правоверным. 

Достоевский же кромсал загадочную русскую душу до мельчайших частиц, до молекул и генома, дробил атомы и никакого просвета.

Может быть ошибались и тот и другой - химичил Диккенс, и свет был искуственным, а Достоевский был близорук, или искал не там, или слишком много требовал? Может торжество справедливости у Диккенса небылица, сказка?

В произведениях Диккенса присутствуют все человеческие грехи и слабости, и подчёркивает он несовершенство человека, общества, закона, но кое кто из его героев пройдя все муки ада, а кто и поменьше, выдержав, несломавшись, получив поддержку родных и близких и опиравшись на закон и порядок преобретает своё маленькое счастье в своём мирке, и это реально.

У Достоевского имеются примеры чудесного спасения, но это явления кратковременные и в порядке исключения, и не может он обосновать этим развязку сюжета - это будет половинчато, неокончено, не по Достоевски. 

Помещая своих героев - боготых и бедных, умных и глупых, добрых и не очень, идиотов и негодяев во всякие возможные и невозможные ситуации он ищет маленького счастья - чуточку добраты, чуточку правоты, конечно красоты, побольше сострадания (если дозволено православным) и не находит мирка где это поместить, и это тоже реально. 

И не Христа ищет Великий мыслитель, кому, как не ему знать где Христос и в чём промысел, и не богочеловека, а просто человека божьего - идиота, юродивого, другие у нас не совсем человеки, а добродетель и праведники проигрывают борьбу на грешней земле, ибо не находят опоры и понимания. И только Иисус, только искупление, только очищение, через боль и страдания, через разочарования, через юмор и сарказм, игнорируя византийскую праздность только Высший Суд.

Достоевский писал о свём времени, о своих современниках, о нравах царивших в ту пору, и по большому счёту общечеловеческих и вечных, но в российской действительности.

Положительно прекрасный человек не мог быть счастлив в данной действительности, к сожалению и по сей день. Беспросветность нашей действительности времён Достаевского и до наших дней оставляет надежду только на Высший Суд.

А Хартия вольностей, как бы его не хаяли, и последующие вольности и преобразования оказали влияние на формировании общества и гражданина.

Все страсти людские - высокие и низкие, зависть и подлость, предательство, алчность, мздаимство присутствуют в жизни современников Диккенса, но общество приняв и поняв Высший Суд, определив почётное место и незыблемость Скрижалий, на грешной земле создаёт свои законы на основе договорённости, понятий и тысячилетнего опыта, и каждый - от отпетого негодяя до блогочестивой старушки надеется и опирается и на Высший Суд и на Закон и Государство, и есть вера у людей, которое многое определяет, и есть свет в конце тоннеля для героев Диккенса.

Многие задумывались, искали смысл бытия во все времена, и сегодня та же история, а по мне нечего искать, надо просто жить - по человечески. А промысел Божий в том, что солнце светит и земля крутится. И спосибо за миллиарды лет прошлых и будущих миллиарды лет.

Любопытно - не у инквизитора, а у нас, сегодня, войдёт в студию Иисус во время обсуждения основ православия на ток шоу в прямом эфире в присутствии свещеннослужителей и звёзд - есть инструкция у церковников и телевизёнщиков? Что они предпримут, позвонят в ФСБ, в Кремль, или Патриарху? Как будут проверять, дознавать ... калёным железом, или ... потребуют чудо скорее фсего в каком нибудь НИИ.

И сегодня, добропорядочный, бесхитростный человек у нас идиот. Но взять не идиота и не негодяя, а просто - чуть хитрого, чуть грешного, и где найти то местечко, тот остравок где он будет предельно счастлив тихо сочувствуя глобальным проблемам в кругу семьи, друзей и добрых соседей под чутким оком местного самоуправления?

Я не знаю, не встречал ... может кто знает, или кто найдёт ... сходите, съездите к Фёдору Михайловичу, поклонитесь, расскажите ... он услышит, поверит, и успокоится, умиротворится душа его ... светлая.

12:42
14.11.2011