Как я стал диссидентом

Михаил Ганкин
Стремительно летит время.
Я давно уже живу в другой стране, и другими проблемами, но вот недавно, во время визита на Родину случайно c прискорбием узнаю,что за прошедшее десятилетие большинство моих бывших коллег, которые в своё время с помощью придуманного "конкурса" пытались лишить меня профессии, покинули нашу грешную землю.
Это все бывшие руководители и сотрудники Белорусского телевидения начиная с заместителя председателя Гостелерадио БССР Виталия Чанина,секретаря парткома Алексея Хадарина,директора программ Петра Коваленко,главного редактора литературно-драматической редакции Романа Тармолы,главного режиссёра литературно-драматической редакции Владимира Третьякова, режиссёра ТЕЛЕФИЛЬМА Валерия Басова и ещё нескольких "исполнителей" каждого из которых постигла своя участь и фамилии которых я не хочу вспоминать...
Пухом им земля.
 
  Единственный и самый главный из всей этой гоп-компании, ныне здравствующий "оппозиционер", поэт-песенник ГЕННАДИЙ  БУРАВКИН.
Оппозиционер  конечно липовый, он больше обижен на нынешнюю власть, за то,что она не предлагает ему должностей и не вводит его в элиту.
Предложи власть сегодня ему должность (даже почётную) и он тут же бросит оппозицию.
    Прекрасная была у него жизнь при советской власти.
Был собкором газеты "ПРАВДА" по БССР, затем главным редактором журнала "МАЛАДОСЦЬ"(ЮНОСТЬ),Председателем Госкомитета по телевидению и радиовещанию,   Членом ЦК.КПБ и наконец, постоянным представителем Республики Беларусь при ООН.

  И вдруг все его заслуги полетели в тартарары вместе с крахом коммунистического режима.
Я не злой человек, но в таких случаях говорю - Слава Богу, я дожил до того времени, чтобы своими глазами увидеть, как БУРАВКИН, когда-то вершивший людские судьбы, окажется на задворках и на свой шкуре испытает то, что когда-то с его помощью испытал я.
Я конечно не пропал, но в то время пережил нервный стресс, который конечно же оставил свой след на моём здоровье.

1985 год. Наша съёмочная группа прилетает на киносъёмки в город Горький.
Во время полёта, мы выпили в самолёте грамм по двести водочки и в отличном настроении приземлились.
Берём такси и едем гостиницу.
Я,как руководитель группы, на первом сидении, рядом с водителем.
- Вы не знаете, где Сахаров живёт? - обращаюсь я к водителю.(Академик А.Д.Сахаров в то время находился в ссылке в г.Горьком).
- Да вот на такой-то улице.Его квартира на втором этаже, а на первом отделение милиции.  (ответил водитель с любопытством рассматривая меня).
- А вы что с ним знакомы?
- Не только знаком, мы когда-то жили по соседству...
- Надо бы в гости к нему зайти....

Посмеялись и забыли.
 Конечно же, в никакие гости я не собирался,я даже не был знаком с Академиком, но вот шутка обращённая к водителю сыграла свою роль
в дальнейшей моей судьбе.
По возвращении в Минск меня вдруг вызывают к помощнику Председателя Гостелерадио Николаю Гавриловичу Братушенко.
Все знали, что он ГэБэшник и в первый отдел, который он возглавлял, просто так не вызывают.
Как всегда, с улыбочкой (она была у него дежурная) он вежливо предложил мне присесть.
- Ну что Михаил Аркадьевич, рассказывайте, какие у вас отношения с Академиком Сахаровым?
Я вытаращил от удивления глаза, кто из съёмочной группы доносчик - промелькнуло в голове. Мысленно перебрал всех и понял.
Это водитель такси.
 Мы по-пьяни разболтали, что приехали с Белорусского телевидения.
- Какие-такие у вас с ним дела? Не унимался чекист.
- Да помилуйте, кто я такой, чтобы общаться с самим Сахаровым.......
- Но вы же собирались к нему гости.....
- Да это был обыкновенный трёп, шутка - оправдывался я.
Он загадочно, со своей неизменной улыбкой смотрел на меня.
- Хорошо, я конечно понимаю, что это не серьёзно, но был сигнал и мы должны реагировать.
Идите и подумайте над своим поведением,кстати и про ваши антисоветские анекдоты нам известно, не забывайте где вы работаете и впредь советую вам держать язык за зубами.
Но на этом всё не закончилось.
В моём личном деле появилась Докладная записка следующего содержания:

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ  ГОСТЕЛЕРАДИО  БССР тов. БУРАВКИНУ Г.Н.

По вашему распоряжению с режиссёром Ганкиным М.А. была проведена беседа, по поводу его взаимоотношений с гражданином САХАРОВЫМ.
Ганкин всё отрицал, но мне показалось, что он был не до конца искренним.

подпись -  Помощник Председателя  БРАТУШЕНКО.
В левом углу на записке значилась резолюция Буравкина:

- Найдите способ разобраться с Ганкиным.
  Подумайте над предложением ему, сменить место работы.
    Председатель Г.Н.Буравкин.

С этого момента на меня начались гонения.
Делалось всё, чтобы я ушёл с телевидения по собственному желанию.
По работе они не могли предъявить мне претензий, так-как я был одним из лучших режиссёров и уволить меня по творческим показателям было невозможно.
А что такое, в то время режиссёру уйти с телевидения, бросить любимую работу и лишиться профессии.
Как я не пытался удержаться, но я уже был в списках неблагонадёжных и выпереть меня было делом времени.
Когда редакцию возглавила приятельница Буравкина  (сейчас тоже оппозиционер) ОЛЬГА  ИПАТОВА,она вместе с главным режиссёром редакции В.Третьяковым организовала так называемый "творческий конкурс" с помощью которого нужно было избавиться от некоторых неудобных режиссёров.
Итоги конкурса были заранее известны, и в результате мне в 1987 году, к сожалению, пришлось уволиться с телевидения.

Прошли годы.
Сменилось руководство в Стране и на телевидении.
И вот я,уже как Директор и Главный режиссёр Республиканского киновидеоцентра Федерации профсоюзов, приглашён на телевидение в качестве гостя, участвовать в передаче "ДОБРАЙ РАНIЦЫ БЕЛАРУСЬ"(ДОБРОЕ УТРО БЕЛАРУСЬ).
В эти же годы, я по своему сценарию снимаю на телевидении документальный фильм о режиссёре фильма "ВСЯ КОРОЛЕВСКАЯ РАТЬ" - АЛЕКСАНДРЕ ГУТКОВИЧЕ.
Неоднократно получаю приглашение вернуться на телевидение и не просто вернуться,а на должность Главного режиссёра литературно-драматической редакции, но как говорится, "поезд ушёл".

С тех пор прошло уже более четверти века и если бы не выступления "липового"оппозиционера ГЕННАДИЯ БУРАВКИНА,которые иногда попадают мне на глаза, я бы и не вспоминал об моих жизненных курьёзах, виновником которых был этот человек.

Франкфурт на Майне 2011 год.


P.S.  25 мая 2014 года я в очередной раз приехал в Минск в отпуск, а 27 Мая  узнаю от друзей, что ГЕННАДИЙ БУРАВКИН покинул нашу грешную землю.
 Не смотря ни на что, всё - таки, Пусть земля ему будет пухом.