Людям свойственно общаться

Зиновий Бекман
                Людям свойственно  общаться

   Возможность общения дарит нам дружбу и любовь, привязанность и, даже  неприязнь.
С давних, незапамятных времен  у людей, живущих в разных уголках Земли, появилась тяга к общению на расстоянии. Так родилась ПОЧТА, давшая толчок в развитии эпистолярного искусства. Письма были той ниточкой, которая связывала нас с дорогими  и близкими людьми.. Появление ТЕЛЕФОНА и ТЕЛЕГРАФА во многом расширили эти возможности.
ИНТЕРНЕТ совершил ЧУДО, подарив нам всем сиюминутное  видеообщение. Поистине сказочные запредельные возможности Интернета не подвластны воображению людей, неискушённых  в науке и технике . Это Гимн человеческому разуму, полету его творческой фантазии и  высочайшей мысли. Интернет сблизил нас, живущих в разных городах , странах и континентах, подарив нам виртуальных друзей, близких по духу и при этом необременённых  излишними житейскими подробностями. Глубина нашего общения друг с другом во многом зависят от свойств нашего характера, прежде всего, общительности, коммуникабельности, благосклонности и искренности.
Да простит меня читатель за то, что я повторяю эти  прописные истины. Но тема сближения людей благодаря общению занимала меня с юношеских лет. Почему после знакомства к одним мы начинаем относиться с глубокой симпатией, а к другим с неприязнью? Что руководит нами при этом, какие  подчас судьбоносные силы?.
На склоне лет судьба подарила мне близкого друга .Когда-то мы жили в одном городе, ходили по одним и тем же улицам, но у нас не было точек соприкосновения.
В эмиграции мы встретились и через очень короткое время эту встречу обоюдно назвали подарком судьбы. По натуре я человек достаточно общительный .Моего друга поражает моя способность, как он считает, даже при  шапочном случайном  знакомстве в поезде, самолете или на пляже, встречать людей с общим  кругом знакомых. Я сам часто этому удивляюсь .Всего несколько примеров. В Израиль я репатриировался из Крыма в девяностые годы, а в сороковые годы из него в Биробиджан в село Амурзет переселились друзья моего детства.
В Израиле в 2003 году я встретил человека, который родившись в этом селе, жил с моими  друзьями  в одном доме, дружил с ними и учился в одной школе. Этот эпизод   нашел отражение в моей повести “Братья Центнер”.Несколько лет тому назад я гостил у свой любимой кузины в Германии в старинном городке Эслингене ( место действия романа Л.Фейхтвангера  “Еврей Зюсс”) В один из дней мы с ее мужем ехали в электричке в город
Штутгарт на презентацию книги его двоюродного брата журналиста Рубинштейна.
Сидящие рядом с нами в вагоне, мужчина и две женщины о чем- то оживленно разговаривали  на русском языке. До моего слуха донеслось, что кто- то из них произнес слово « Симферополь».Я тут же отреагировал вопросом:
      - Простите, Вы  из Симферополя?
      - Да! А Вы, что тоже?- Я кивнул головой:
      - Тоже. Но сейчас живу в Израиле.
      - А мы сейчас живем в Дрездене А  кем Вы работали в Симферополе?
      - Директором первой музыкальной школы .Одна из женщин, засмеявшись, всплеснула руками:
       - Нет! Мир все- таки тесен. В Дрездене на одной с нами лестничной площадке живет бывшая преподавательница Вашей школы Пшоник Людмила. Теперь уже я всплеснул руками. Люда была не только моей многолетней коллегой по работе, но и юношеской любовью в студенческие годы. Каково же было мое удивление, когда войдя в клуб, в котором проходила презентация книги, я встретил там своих новых знакомых, которые  оказались друзьями автора книги и по его приглашению приехали из Дрездена в Штутгарт на презентацию.
    Неделю тому назад мы с женой отдыхали на побережье Красного моря в городе Эйлате.
Придя на пляж, я ходил по берегу в поисках свободного затененного места. Под одним из грибков я увидел пожилую пару: среднего роста, седого как лунь, сухощавого мужчину и склонную к полноте небольшого роста женщину и рядом с ними свободное место, на котором с их любезного согласия я и расположился. Вытираясь  после плавания полотенцем, я сказал, что берег Красного моря в районе Эйлата мне напоминает берег
Черного моря в районе Рабочего уголка в Алуште. Мужчина поинтересовался:
      - Вы раньше жили в Крыму?
      -Да. В Симферополе. А Вы тоже из Крыма?
      -Нет. Мы жили в Черкассах на Украине, но в Крыму бывали у родственников в Симферополе. Вам фамилия  Комиссарчук ни о чем не говорит. Я поднял удивленно брови:
      - Почти шестьдесят лет тому назад в студенческие годы  я жил на квартире на улице Севастопольское шоссе,6 у тети Сони Комисарчук и ее мужа Михаила Абарбанель
У них было четыре сына: Изя, Миша Толик и Аркаша.
Мужчина заливисто засмеялся и развел руками:
       - Это точно они! – В разговор включилась женщина:
       -Миша женат на моей двоюродной сестре. Сейчас они живут в Канаде.
       - А кто Вы по профессии? – продолжила женщина.
       -Мы с женой оба преподаватели музыки. Я последние годы был директором музыкальной школы.- Женщина широко улыбнулась:
       - Я тоже музыкант, пианистка, преподавала в Черкасском музыкальном училище.
       - Я помню, что после окончания Львовской консерватории, в  которой я учился, в Черкассы уехала Элла Десна.
        -Она моя ближайшая подруга. Послушайте, раз Вы учились и работали в Симферополе, то должны были знать Илью Александровича Гореля, который из Симферополя переехал вначале к нам в Черкассы, а потом в Чернигов.
        -Ещё бы! Это был самый любимый преподаватель не одного поколения выпускников училища, выдающийся музыковед. Я горжусь тем, что нас  объединяли теплые дружеские чувства. Моя собеседница не знала, что несколько лет тому назад Ильи Александровича не стало. Я поведал ей о том, что когда он тяжело заболел и потребовались деньги для лечения , то более шестидесяти его бывших учеников, живущих в Израиле, собрали крупную сумму денег и переслали их  в Чернигов…
        Нет! Не на пустом месте родилась фраза « МИР ТЕСЕН». Мимолетные знакомства рождают воспоминания, перефразируя И.Эренбурга о ЛЮДЯХ, ГОДАХ, ЖИЗНИ
Они согревают нам сердце, воскрешая часто забытые имена, которые шагали рядом с нами по дорогам жизни, оставив в нашей судьбе  заметный след. Много лет тому назад, ещё в молодости, я написал такие строки:

Встречи, дороги.
                Дороги и встречи.
Их в жизни не мало.
                У каждого много.
Волненья, тревоги.
                Разлуки и новые встречи
Рождают они в судьбе человечьей.


Но если бы судьбы,
                Как рельсы трамвая
Всегда  шли бы рядом
                Нигде не встречаясь.
Как жили бы люди?
                Наверное, пусто
И было бы людям и скучно, и грустно.
И не было б  в жизни
                Ни радости встречи.
И нас не томила бы горечь разлуки.


Встречи, дороги.
                Дороги и встречи.
Их в жизни не мало.
                У каждого много.
На перекрёстках
                Встречаются люди.
На перекрёстках
                Сплетаются судьбы.