Позабыт, позаброшен...

Николай Бутылин
--------------------------

Семилетним мальчиком, я видел, как устанавливали памятник в 1948 году, над братской могилой в Мостках, и в детскую память врезался образ неживого воина на пьедестале, со скорбно опущенной головой. По слухам, памятник, воздвигнутый на окраине д. Мостки, сохранился до настоящего времени, но в местной газете, в репортажах о праздновании Дня Победы и локальном празднике – дне освобождения города Солнечногорска, и всего района, от немецко-фашистских войск, этот памятник никогда не упоминался.

Вот только в мае 2010 года, в районной газете «Сенеж», от 7.05 2010. № 35, появилось стихотворение Вадима Каменецкого, незамеченное местными историками, но, которое привлекло моё внимание, близостью темы, о которой я пишу. Привожу его частично:

У деревни Заовражье,
Где сейчас зеленый склон.
Пошатнулась сила вражья,
Натолкнувшись на заслон…
……………………………
… Только биться было важно
Для России и Москвы,
У деревни Заовражье,
Где навек остались вы…

Я привожу частично стихотворение поэта, чтобы показать, что памятник не миф и существует до сих пор. Я помню его, как фигуру воина, с печально опущенной головой. Но, по сохранившимся сведениям, с этого места были перезахоронены в 1978 году 190 останков. Перезахоронили их в Тимоново и создали музей… 71 морской тихоокеанской отдельной стрелковой бригады. Упоминания о погибших воинах 44-ой о.с. бр. там нет…
Возможно, и памятник тогда был видоизменен, так, как бетон, без покрытия краской мог разрушиться, и иметь неприглядный вид к тому времени. Кто виноват, что памятник на Мостках не вошел в список памятников Солнечногорского района и в реестр надгробных плит Московской области? Думаю, что виноваты только районные власти. Не исключено, что вина еще прежней власти, и с равнодушного замалчивания настоящей.

Начальству района, видимо не хватает желания и времени, чтобы привести в порядок братскую могилу, отдать дань памяти погибшим воинам Красной Армии, и произнести несколько слов благодарности, от лица всего нашего района. Скорее всего - не хватает совести. Деревни те были заброшены в результате Хрущевского укрепления колхозов, а дачи, которыми сейчас захламляют, покинутые деревни и поля сельскохозяйственного назначения, вряд ли принесут большую пользу их владельцам и государству в целом…

В 1958 году я посещал свою бабушку в Мостках. Дом она отдала своей дочери в Вертлинское, куда и сама собиралась перебраться вскоре. В деревне осталось совсем мало домов, и все они были в запустении и имели заброшенный вид. В домах полностью отсутствовала молодежь, и оставались несколько старушек, вроде моей бабушки. Ноги невольно понесли меня к захоронению, на окраине деревни.

Одинокий памятник зарос травой и мелким кустарником. У подножия лежал букетик высохших полевых цветов – дар какой-то сердобольной старушки. Солдат из бетона, стоял, скорбно опустив голову, словно просил прощение, у своих павших товарищей, за невнимание со стороны неблагодарных потомков: «Стоило ли ИХ (НАС) защищать на фронтах Великой Отечественной войны, отдавая свои молодые жизни?!»- такой гневный вопрос я задал тогда сам себе, и, конечно же, не смог на него ответить.
Но вопрос, как бы повис в воздухе, и остался в памяти, а ответ на него, до сих пор, я пытаюсь найти. Обращался к местным историкам: как же так? Но вразумительного ответа не получил: разве будет кто-то из них писать опровержение на свою изданную ранее книгу?
Я их понимаю. А пока написал стихотворение, которое посвящено событиям тех далеких, военных лет: «На Мостках в 41-ом».

---------------------------