Глава 9. На вершине подводной горы Ампер

Владилен Николаев
 ЭТО - АТЛАНТИДА ? 
 На подводной горе Ампер, расположенной примерно в 380 милях от Гибралтарского пролива, по пути нис "Рифт" на Кубу мы решили сделать контрольные погружения наших подводных аппаратов. Основной задачей этих погружений была проверка готовности систем аппаратов и спуско-подъёмных устройств, а также вспомогательных судовых систем к работе в океанских условиях.

 Но было ещё одно соображение, заставившее меня выбрать именно это место для первых контрольных погружений в океане. Много лет тому назад сотрудник Института океанологии В.И.Маракуев на горе Ампер испытывал подводную фотокамеру.

 На полученных снимках он с удивлением обнаружил каменную «кладку» рукотворного, по виду, происхождения. Как многие океанологи, Владимир Иванович в своё время с интересом относился к проблеме поиска мифической страны Атлантиды, якобы исчезнувшей некогда в морских глубинах. Знал он, что по одной из версий, Атлантида находилась «на запад от Геркулесовых столбов», то есть от Гибралтарского пролива.

 Снимки, сделанные В.И.Маракуевым на горе Ампер, в Институте океанологии заинтересовали многих. С тех пор корабли Института при каждом удобном случае «подворачивают» к горе Ампер, чтобы ещё и ещё раз изучить её строение и попытаться взглянуть на её поверхность. Но погода в этом районе, как правило, плохая.

 И даже с «Витязя», побывавшего здесь до нас, из-за плохой погоды не удалось опустить обитаемый подводный аппарат. Правда, был опущен водолазный колокол,и водолаз Николай Резинков смог взять и поднять на борт «Витязя» образец породы с поверхности горы.

 Исследования образца показали,что когда–то подводная гора Ампер длительное время возвышалась над поверхностью океана. И вполне возможно, что фотокамера Маракуева «видела» кусочек легендарной Атлантиды...

 Нам повезло.Когда, сделав с промером глубины несколько галсов, мы «нащупали» верхушку горы,погода была вполне рабочая. Сначала опускали буксируемый на кабель–тросе аппарат «Звук-4М». На экране монитора на борту «Рифта» возникали то гряды невысоких обросших водорослями скал, то почти вертикальные стены.

 «Хозяин Звука» Виктор Попов, глядя на экран монитора, и то и дело изменяя фокусировку объектива передающей телевизионной камеры, руководил режимом буксировки аппарата.

 На палубе, непрерывно грохотала мощная лебёдка, по команде Попова то выбирая, то вытравливая кабель–трос. И всё-таки порой не удавалось избежать нежелательных соприкосновений аппарата с грунтом - очень уж сложен здесь рельеф дна.

 В течение получаса аппарат демонстрировал подводные сюжеты на экране монитора и регистрировал их на фотоплёнке. Но получив в результате очередного «соприкосновения» лёгкое повреждение, аппарат прекратил свой репортаж.

 Наступила очередь «Аргуса». В первое погружение пошли Виталий Булыга, командир экипажа, Леонид Воронов - второй пилот и я, в качестве гидронавта наблюдателя.
   
 ...Мощное спуско–подъёмное устройство плавно поднимает девятитонную тушу аппарата над палубой и опускает её на воду. К «Аргусу» на надувной резиновой лодке подходят Илья Штирков и Юра Медков и освобождают аппарат от захвата спуско-подъёмного устройства. Начинается погружение. За иллюминатором постепенно темнеет. Аппарат лёг на грунт на глубине 210 метров. 

 За иллюминатором - густые сумерки. Включили светильники. Видим очень крутой, до 45 - 50 градусов - скальный склон, обросший  мелкими водорослями. В толще воды масса рыб: скумбрия,ставрида, сабля, косяки сардин.

 У дна изредка видны крупные окуни и мурены. Моя рука непроизвольно тянется к кнопке пуска фотокамеры. Стали подниматься по крутому склону. Временами вместо склона перед аппаратом возникала просто вертикальная стена. Ощущалось сильное нисходящее течение.

 На глубине 150 метров стало так светло,что пропала необходимость в светильниках. На глубине около 100 метров вышли на слегка всхолмленное плато. И здесь началось самое интересное. 
 
 В удивительно прозрачной воде перед нами открывались развалины города, "построенного" в гористой местности. Его "кварталы и улицы" теснятся в хаотическом беспорядке. На неровных с причудливыми очертаниями склонах горы видны горизонтальные выровненные площадки,огороженные аккуратными каменными стенами. Поверхность площадок покрыта белым песком.

 В плане площадки имеют, как правило, прямоугольную форму. Их размеры это размеры больших и малых «комнат» и «залов». Порой видны «площади»,к которым с нескольких сторон подходят «улицы».

 Стены «сложены» крупными тёмно–серыми, реже - красными,блоками, имеющими форму почти правильных,как уажется, параллелепипедов. В швах между блоками виден белый скрепляющий «раствор». Высота стен 1 - 3, а толщина 1 - 2 метра. Порой видны и более высокие стены, но без признаков «кдадки». 

  Несколько часов мы то «парили» над этим «городом»,то опускались на его «площади» и «улицы», рассматривали стены. Пожалуй, наибольшее впечатление произвела на нас одна из арок (мы видели их несколько).

 У этой арки, высотой и шириной 2 - 3 метра,свод был «выложен» окатанными камнями типа очень крупной морской гальки. Один из таких окатышей нам удалось взять манипулятором и поднять на поверхность. Взяли мы и камень, подобный тем, из которых «сложены» стены,
   
 Приборы показывают, что в аккумуляторах аппарата осталось совсем мало электроэнергии. По ультразвуковой подводной связи запрашиваем разрешения на подъём у руководителя сегодняшнего погружения Виктора Нищеты. Он, определив положение аппарата относительно судна, подъём разрешает.

 Всплываем. Этим погружением завершилась подготовка «Аргуса» к работам на шельфе Кубы. Мы проверили в работе все его системы и все судовые устройства, обслуживающие аппарат. Но выйдя из аппарата на палубу судна, мы говорили не о результатах этих проверок. И гидронавты, и все участники экспедиции обсуждали один вопрос: «Что же мы увидели на поверхности горы Ампер?»   

 Ни одного неопровержимого доказательства «рукотворного» происхождения подводного «города» мы, к сожалению, не имеем. Скорее всего, мы любовались «дайками».Так называются уникальные формы выветривания, образуемые в местах подъёма полужидкого магматического материала по трещинам в более мягких породах. Что ж? Пусть эти формы на самом деле объясняются только так.

 И всё–таки подводные ландшафты горы Ампер так сильно поражают воображение, что страстно хочется вернуться сюда, чтобы ещё и ещё раз полюбоваться ими. Добавлю, что страстное стремление ещё раз побывать над горой Ампер захватило весь экипаж «Рифта», а не только гидронавтов. Это и не удивительно. 

 Выйдя из аппарата, мы увидели, что палуба судна буквально завалена красивой крупной рыбой. Здесь были те самые сабли, ставриды и скумбрии, которых мы видели через иллюминатор аппарата.

 Оказывается, пока «Аргус» бродил по поверхности горы Ампер, на борту лежащего в дрейфе «Рифта» шла очень увлекательная и, как мы убедились, очень успешная рыбалка. Хороша гора Ампер!
       
 Отсюда проложили курс на Кубу. Погода нам благоприятствовала. Шли через океан без неприятных происшествий. Чтобы вместе, всем составом участников рейса, отметить национальный праздник независимости Болгарии (9 сентября), а заодно и день рождения начальника экспедиции, где–то посередине океана легли в дрейф. Столы накрыли прямо на палубе.