Метафизика русской лени

Михаил Хворостов
Лень бывает разной… одну можно назвать традиционной (к  ней можно отнести и русскую), другую - современной (это лень европейская), и между ними существует принципиальная разница.

На чем основана русская лень? На умозрении и созерцании. Русский человек часто странствует из одного угла комнаты в другой, гуляет по улице без определенной практической цели, или же просто сидит. Может показаться, что при этом он ничего не делает, но на самом деле он созерцает и размышляет – открывая метафизические горизонты мысли. Русский человек придается лени ни потому что ни хочет ничего делать, а потому что прежде действия он ценит чистую мысль, не имеющую материальных ограничений. Это особая лень, точнее это традиционная, животворящая лень, способная породить все что угодно, так как в ней содержатся абсолютно все возможности. Она, конечно, далеко не всегда имеет продолжение в действие, но если имеет, то происходит нечто в высшей степени невероятное, непостижимое ни логическими, ни рациональными категориями.

Русская лень волшебна и потенциальна, она не часто порождает актуальное, но порождая, опрокидывает привычные логические законы. Она схожа с безграничной сингулярностью, из которой самый малый импульс может создать как минимум новую вселенную.

Когда русский человек бездельничает, он уходит вглубь себя, раскрывая ранее сокрытые уровни и измерения – преображая себя и мир. Размышляя, он находит в глубине души спрятанные до поры ресурсы, обнаруживая то чего не может быть и совершая то, что невозможно.

Но, увы, русские люди, поглощенные прогрессивным, индустриальным обществом совершенно разучились лениться по-русски. Обычно мы делаем это по-европейски.

Что такое европейская лень? Это особый вид действия. То есть некоторые действия можно отнести к работе (это нечто направленное на получение выгоды и практического результата), а некоторые – это лень (или цензурно выражаясь – досуг). Умозрение тут отсутствует вовсе.

Европейская лень – это статичность трупа, приводимого к конвульсивным движениям искусственными стимуляторами. Когда европеец ленится, он не созерцает метафизические сферы – он тупо смотрит пустые фильмы, повалив свое набитое гамбургерами тело на диван. Ему нет дела до небесной вертикали – ведь он блуждает по горизонтальным лабиринтам порно-торрентов и онлайн-игр. Его удел – совокупность симуляторов деятельности и утешения.

Европейская лень – это как работа, но только не-работа. Хотя никакой сущностной разницы между этими двумя видами деятельности нет.

Европеец работает и развлекается – и то и другое ему обеспечивает справедливая государственная машина. Но при этом он не созерцает и не задумывается. Ведь ни то, ни другое не имеет рационального обоснования, а значит, для него не существует.

В принципе, европеец может изобразить созерцание, может даже делать это с некоторой периодичностью (если такова его работа), но в конечном итоге этой способности у него нет. Или же он не желает о ней знать.

У русского человека все может случиться наоборот – сознательно стремясь к действию, говоря о нем, он, тем не менее, может не выйти из пространства мысли.

Если кратко дать сравнительную характеристику – в русской лени первично умозрение, а действие возможно, а для европейской лени первично действие, и умозрение невозможно.

Предположим некоторое экспериментальное наблюдение… допустим, у нас есть европеец по имени Джон и печка. Теперь посадим Джона на печку и дадим строгий наказ с нее не слезать. Вероятно, Джон просидит на ней пару часов без какого-либо результата, а затем слезет и пойдет работать или развлекаться – лучше уж стучать по клавиатуре и смотреть MTV! Хоть что-то!

А теперь представим себе на этой печке русского Емелю. Никаких сомнений, что едва ему дадут возможность, он приступит к спокойному созерцанию и размышлению над фундаментальными вопросами бытия. Потом случится невероятное! Вопреки законам механики, печка поедет вместе с Емелей, и никуда-то там, а прямо в царские палаты! (то есть еще и вопреки социальным законам).

Но вновь увы… русские люди в наше смутное время утеряли многое, и в том числе они почему-то совсем позабыли как ленится русский человек. Сегодня, русский человек, в ремесле безделья безуспешно пытается подражать прогрессивным европейцам. Однако, в итоге у него не получается ни полноценного умозрения, ни полноценного действия. А причина в том, что отсутствует внутреннее, осознанное решение в вопросе – что над чем поставить в отношениях умозрения и действия. В случае, если оно будет принято в пользу первого (что более вероятно), зловещая магия прогрессивной лени, разъедающая русскую мысль, будет вынуждена отступить.

А затем… как это обычно бывает, из глубины русской вселенной хлынут нестройные ряды пассионарных русских лентяев, которые явят миру настоящее волшебство.