Тень могущества. Глава 13

Горган
Никогда не любил гравициклы.
Все эти игры с электромагнитной подвеской, по моему мнению, добром не кончатся. Но водила Айви лихо.
Гравицикл нёсся вдоль металлических эстакад, подрезая ставшие вдруг такими медлительными вагоны монора, кое-где использовал тросовые переправы «пауков» - лихих гравициклистов, любящих носиться по трём измерениям.
Я обхватил эльфку за талию как единственный твёрдый объект в этом мире и зажмурился. В голове рябило от скорости мелькания неоновых щитов и кусков каких-то построек – я их даже опознать не мог толком.
Наконец «Мерсар» резко затормозил перед приёмным поддоном «Хрустальной башни», и я воспользовавшись долгожданным случаем соскочил наконец на terra firma.
Айви насмешливо посмотрела на меня и принялась стаскивать шлем.
- Стоун, ты как будто из пещеры только что вылез!
- Эльфам положено стрелять из лука, любить леса и петь песни с окончаниями на «эль», а не гонять на гравициклах! – отрезал я, чувствуя, как ощущение твёрдого бетона под ногами наполняет меня уверенностью в себе.
- Что делать, если наши леса из камня? – возразила Айви, откинув крышку группы управления гравициклом – у старинных байков на этом месте располагался бензобак. – Дай сюда руку.
- Это ещё зачем? – подозрительно спросил я, спрятав на всякий случай руку за спину.
- Я вас познакомлю, - терпеливо сказала эльфка, - Возможно за рулём этой штуки придётся посидеть и тебе.
Резон в словах офицера Стерлинг был, но я про себя решил, что за гравицикл сяду только в самом крайнем случае. Слишком уж небезопасны последствия передвижения на этом предмете… собственно, стоит мне сесть за руль – и расследование тут же прекратится, а детектив Джек Стоун в лучшем случае окажется в госпитале, а в худшем  - на столе у Дока Торндайка.
Я нерешительно прижал руку к панели дактилоскопического сканера, и тот, малость недовольно – будто предчувствуя, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет – сменил красный цвет тревоги а милость зелёного огонька разрешительного сигнала.
Айви наблюдала за мной с явной иронией, а я, отдёрнув руку, нерешительно вытер её о плащ.
- Ретроград, - усмехнулась эльфка, захлопнув крышку безопасности, - Куда нам теперь?
Я не стал обвинять девушку в преступной забывчивости – ведь она, в конце-концов, подслушивала мой разговор с Линдой – а двинулся к батарее лифтов, напоминавших связку трубочек для коктейлей.
Айви последовала за мной.
 
Седьмой уровень – это невысоко. Дверь лифта открывалась в огромный полукруглый холл, практически неосвещённый, и казавшийся чрезвычайно приземистым именно из-за своей огромной площади. Стойка консьержа находилась у противоположной стены.
- Ничего себе убойная зона, - пробормотал я себе под нос, пересекая этот микроплац.
Айви моё высказывание никак не прокомментировала, но я опять поймал на себе изучающий взгляд её серых глаз.
Когда мы подошли к терминалу, охранник всё ещё подрёмывал. На охране служба безопасности домограда явно экономила… впрочем, я и глазом моргнуть не успел, как охранник приставил раструб пневмоигольника к моему кадыку.
- Чего тебе, малыш? – вежливо спросил он.
Я скосил глаза.
«Нелетал» - «нелетальный» ствол – был таковым очень формально, потому что 20 стрелок с миорелаксантом выбрасывались под давлением в 150 атмосфер и запросто могли проделать в моём горле несколько совершенно ненужных мне дырок.
Глаза были закрыты поляризационными линзами – для исключения визуального контакта, длинные седые усы свешивались охраннику до груди, украшенной длинным рядом нашивок, среди которых особенно выделялась стилизованная голова дракона, сжимавшая пастью кружок с цифрой 13.
Во время Большой Резни об этом подразделении ходил стойкий слушок, что очень они любили побаловаться человечинкой. Употребить, так сказать, полезную генетическую информацию рибосом в непосредственном виде. Старичку не могло быть меньше 70, но выглядел он не больше, чем на сорок.
- Между прочим, это полицейский, - меланхолично сообщила эльфка, встав сбоку от охранника.
- Дерёшься ты хорошо, - покладисто согласился охранник. – Да что толку? Дружка точно не спасёшь, да и старину Драго убить тебе будет сложно.
- И почему я чувствую себя немного лишним в вашей беседе? – возмутился я, хотя моё положение было не слишком удобным для разговора – охранник давил своим пистолетом так, что вызывал отчётливые позыва к рвоте. – Вы о чём?
Моя фраза подразумевала множественное число, но охранник принял моё обращение на свой счёт и подобрел, - давление на мой кадык снизилось до приемлемого уровня.
- Парень, я смотрю «Мясорубку»!
- Странное заявление для человека, долженствующего способствовать установлению порядка на наших улицах! – припомнил я «Положение о статусе частных охранных служб». – Мне нужно попасть в апартаменты Линды Трой… Айви, да покажи ты этому драконьеру жетон!
Я уже не видел эльфку, сместившуюся куда-то за мою спину, но Драго убрал ствол от моего горла, заставив судорожно прокашляться.
- Не слишком-то ты крут, Стоун, - сказал он, и я выпучил глаза. Он пояснил.
- Линда связывалась со мной… велела пропустить. Правда, она сказала, что это будет парень, о голову которого ствол танковой пушки можно завязать.
- Пари держу, что слова при этом звучали немного другие, - пробормотал я, потирая шею.
Белесые ресницы Драго мигнули.
- Так где она живёт?...
- Апартаменты 314. И поосторожней там! – крикнул он вслед мне и Айви. – На этом этаже живут военные!
 
- Да. Это ж очевидно любому остолопу. Разумеется, тут живут военные. Кому же ещё, как не военным, тут жить! – бормотал я себе под нос, пока мы шли по коридору.
- Не впадай в истерику, Джек! – посоветовала мне Айви.
- Естественно, это ведь МОЯ шея была. Кому же, как не мне, впадать в истерику?! – удивился я, замерев перед дверью апартаментов 314.
Нажимать кнопку интеркома не потребовалось – над дверью поблескивал глазок видеокамеры.
- Кто там? – пропел хрипловатый  голос, когда наши гляделки с видеокамерой затянулись сверх разумного предела.
- Стоун, - хмуро назвался я.
- Секунду, - за дверю что-то щёлкнуло, и тяжёлая стальная пластина ушла вверх.
За дверью никого не оказалось. Я переглянулся с эльфкой и мы резко нырнули внутрь полукруглого холла, растекаясь вдоль стен.
Никого.
Из интеркома раздался смешок, и дверь с шипением опустилась.
Как и в любом плохом боевике следовало ожидать либо газа, пущенного из вентиляции, либо появления дюжины вооружённых до зубов личностей, однако не последовало ни того, ни другого.
Я огляделся.
Интерьер был выдержан в скромном и классическом стиле «буря в пустыне». Песчаный камуфляж, маскировочные сети, драпирующие стены, узкая и низкая складная полевая койка под одеялом цвета хаки и забранные проволочными решётками лампочки.
У противоположной стены стояло здоровенное кресло, напоминавшее кресло дантиста после попадания в него тактической ракеты. Отовсюду свисали штекера, разъёмы, патрубки и я хмыкнул.
- Похоже, девчонку сняли с вооружения лет сорок назад, - поделился я с Айви своими соображениями.
- Какая я тебе девочка?! – вдруг рявкнуло что-то со стены, и я посмотрел на лицо коротко стриженой девушки лет двадцати с небольшим в берете сил специальных операций, появившейся на укреплённом на стене экране монитора.
- Не люблю извиняться, - продолжила девушка. – Слишком долго пришлось присоединяться к этой долбанной операционной системе.
- Вы – Линда Трой? – с ледяным интересом поинтересовалась за моей спиной Айви.
«Линда Трой» на экране осеклась – видимо, микрофоны распознавали обертоны голоса.
- Стоун, я и не подозревала, что ты с подружкой. Любишь делать это в большой компании?...
- Всё лучше, чем с взводом коммандос, - в тон хозяйке отозвался я. – А где, собственно, Линда?...
Изображение нахмурилось.
- Ну, раз вы не видите в кресле у стены моего бездыханного тела, а со времени моего исчезновения прошло больше 48 часов – то не знаю. Опасаюсь, что меня грохнули.
Я начал кое-что понимать.
- Жаль, - искренне сказал я. – А я уже в тебя почти влюбился.
- Вот так всегда, только найдёшь себе парня по сердцу и – на тебе! Кто-то из вас убит. – отозвалась Линда. – Придётся тебе мастурбировать, парень. Фотки потом покажу – не при детях же!
- Это кто тут ребёнок? – всё тем же ледяным тоном спросила Айви.
- Мне 46 полных биологических лет, - сообщила Линда. – Просто молодой и полной иллюзий соплячкой, как на этой фотографии я себе нравлюсь гораздо больше.
Изображение на экране отступило назад, показав капитана Трой до пояса.
Армейская камуфляжная майка была туго натянута на груди. И как она служила с таким бюстом?
- Слушай, а тебя точно убили? – спросил я. – Может, у меня ещё есть шанс?
Линда мрачно взглянула на меня.
- И этот человек дослужился до капитана! Благодаря чьей протекции, хотела бы я знать?
- Не поняла? – голос моей напарницы щёлкнул сухо, как метроном.
- Детективы, где ваша наблюдательность? Кресло у стены заметили, надеюсь? В этом грёбаном сундуке все мои печёнки-селезёнки. Я киберсолдат, и вся моя телеметрия сдохла позавчера в 23-27. Я, конечно, не имею подтверждения, что уничтожена, но что я, по-вашему, могла подумать? Что испытала внеплановый оргазм?
Я покраснел.
- Это симулятор личности, - наконец дошло и до офицера Стерлинг.
Когда симуляторы личности появились впервые, их назвали «кошмаром Тьюринга». А всего-то что потребовалось программистам – это прекратить пытаться смоделировать процесс человеческого мышления, который и самому-то человеку совершенно не понятен.
И смоделировать реакцию того или иного конкретного человека на те жизненные ситуации, в которых он чаще всего оказывается. А число таковых конечно, чтобы не сказать – скудно. Поздороваться с коллегами по работе, поздравить кого-то с днём рождения, посочувствовать неурядицам приятеля…
И симуляторы общения заполонили рынок компьютерных программ. Фактически те или иные самообучающиеся «полуфабрикаты» создавали виртуального двойника человека – его психологический профиль, манера реагировать на ту или иную ситуацию, интересы и склонности.
С научной точки зрения это, возможно, и не было воспетым в фантастике «искусственным интеллектом», машинным разумом. Но это была возможность человеческой личности обрести какое-то подобие бессмертия – не действительного продолжения человеческого сознания в электронной копии, а своего рода «музея мышления», овеществлённого слепка человеческой психики. Точно также умерший человек в какой-то мере может присутствовать среди нас в своих дневниках, письмах и фотографиях – и даже разговаривать с нами, пусть и опосредованно. Насколько тут мог родиться свой разум? Не знаю.
Все встречавшиеся мне электронные личности чётко понимали свою природу, но при этом продолжали утверждать, что «я - Наполеон» или «Я – Эйнштейн», а мне что-то подсказывало, что первым шагом к действительному обретению разума будет чёткое осознание что «я» - это кто-то другой.
Но электронная личность постоянно взаимодействовала со своей основой, получала всё больше и больше вариантов поведения… причём специфических, свойственных именно этому человеку.
Была у сим-личностей и ещё одна особенность: поскольку в Сети при помощи такого программного интерфейса человек общается намного свободней, чем в реальной жизни, то и манера общения такой копии иногда могут привести в ступор любого викторианца.
И я таки мог представить, что за девушка была эта Линда.
Видимо, такая же заноза в заднице, как и некий Джек Стоун.
- И как… самочувствие? После оргазма? – когда до эльфки дошло, что она имеет дело с симуляцией, голос её потерял всякую враждебность.
- Дерьмово, - отозвалась Линда. Лицо её заняло весь экран, а в зубах появилась сигарета. – Или тебе интересно, кем я себя считаю?
- Именно.
- Я Линда Трой, и мне плевать, имею я свободу или нет. Сейчас я говорю сама и то, что хочу сказать. Даже если это обрывки моих же собственных мыслей. Мы их всю жизнь повторяем, прах побери! Мыслю штампами? Это как на войне: кричат – «Ложись!» - падай, а кто выпендривался – тот помер. А те фанатики, с которыми я дралась в пустыне вообще полагали, что вся жизнь человека написана на небесах – любой пердёж, чёрт побери! Так что отвалите – я здесь, и я существую.
Я только головой покачал. Уж не знаю, чего это эльфку так проблема машинного интеллекта прищемила – я другой Линды Трой не знал, а эта – будь она симуляцией или кем-то ещё – вполне самостоятельно пригласила нас в свой дом, пытаясь выяснить, что произошло с основой – и самостоятельно подключилась к терминалу.
Я не фанатик, мне достаточно того, что я вижу. А уж учитывая феноменальную склонность электронных копий к самоотключению при вопросах о том, кем они себя считают… с полным стиранием актуальной информации, о чём эльфка, видимо, забыла – или ей вообще не читали курс «Работа с электронными источниками информации», разговор срочно требовалось переключить на менее скользкую тему.
Вытащив из кармана плаща пачку распечаток я пошелестел ими и занялся математикой при помощи карандаша.
- Стоун, у меня есть компьютер, - прервала Айви свой философский спор.
- Что происходит? – спросила Трой, и я, сообразив, что у бравого капитана нет видеокамеры в комнате, пояснил.
- Линда, телеметрия твоя вырубилась примерно в то же время, когда был убит Кларк. Но по словам Роджера МакМагона, с места преступления ты ушла на своих ногах – да ещё оставив ему тот самый номер, по которому я тебе звонил.
- Зачем ушла? – хмуро поинтересовалась Линда.
- Преследовать убийцу.
- Стоун, твою ядрёную дивизию! Я впервые слышу, что последняя надежда и опора САСШ перед лицом внешней угрозы вообще копыта откинул, хотя и подозревала нечто в этом роде.
- Но…
- Стоун, я киберсолдат! Знаешь, что это означает?
Я знал, но не стал прерывать объяснение.
- Скелет у меня титановый, нервы дублированы серебряной проволокой, а ткани пропитаны полимером. Все мои биологические органы продублированы электромеханическими. Предполагается, что вся эта электрическая хрень поможет мне функционировать как боевой единице, если биологическая часть прикажет долго жить.
Линда на экране монитора извлекла из воздуха очередную уже зажжённую сигарету и жадно затянулась.
- Возможен и обратный вариант, - мои биологические запчасти будут действовать, если механика откажет. Налицо именно он.
- Мы надеялись, что ты поддерживаешь связь с Линдой постоянно. – удивилась Айви.
Линда чуть скривилась, - судя по всему, вопрос о том, кто взаправдашняя Линда Трой, а кто симуляция стал для неё болезненным. Но ответила она спокойно.
- В наш век вирусов? Нет. Я имею доступ только к телеметрии. Не забывайте, я – кибер. Память сгружаю в копию раз в неделю, и вам, господа детективы, увы, не повезло. Почти.
Линда усмехнулась.
- Кое что я помню. Мне позвонил Эванс Хаймгаррет, начальник таможни мегапорта, и сказал, чтобы я поднимала группу и сломя голову мчалась арестовывать самую крупную партию «шёлка», которую призом привёз в страну Кларк. Я его послала…
В чём я ни на секунду не усомнился, подумал я про себя.
- … и сказала, что приеду сама.
Линда на экране запалила следующую сигарету, затянулась и пояснила.
- Слишком уж несло подставой от всей этой истории. Я в политику не лезу. Поэтому я воткнула шунт, сбросила память в базу и – всё. Так что буду вам чертовски признательна, если ВЫ расскажете, что со мной было дальше.
- Айви, введи капитана Трой в курс дела, - буркнул я и прошёлся вдоль стены.
Дело приобретало чрезвычайно интересный оборот. Два свидетеля бросаются в преследование убийцы, после чего один из этих свидетелей пропадает. Не пора ли перевести полковника Ван Даглера в подозреваемые?
- Стоун? Стоун, ты какого чёрта молчишь, когда тебя спрашивают? – оторвал меня от размышлений голос Линды. – Детка, твой босс покинул помещение или ищет, где спрятаны мои блоки памяти? Если так, то он зря старается – моя нежная и трепетная личность надёжно спрятана от его грязных пальчиков. Не здесь, так что разорять моё уютное гнёздышко в сыскном экстазе нет никакой необходимости.
- Я уважаю право на невмешательство в личную жизнь, - чуточку смущённо сказал я, ибо мысль о конфискации личности Линды мне в голову приходила. – Так о чём ты спросила?...
- Офицер Стерлинг сообщила мне, что по твоей оценке там применялось электромагнитное оружие. И стрелял Джейк. Она не ошиблась?
- Ни в малейшей степени. Очень мощная электромагнитная пушка… - начал было я, и потом до меня дошло.
- Ты полагаешь?...
- Я попала под его выстрел. Наверняка.
- У вас была личная вражда?.. – осведомилась Айви.
- Нет… но я воевала в тех же местах, где действовала его рейдовая группа. Ван Даглера там прозвали «своих-не-жалеть»
- Любопытная кличка, - согласился я.
- Это не кличка. Это сущность. – экран монитора неожиданно померк. – Мне и самой доводилось несколько раз вызывать огонь на себя – когда бородатые фанатики совсем уж круто брали мою очаровательную задницу в оборот. А вот капитан Ван Даглер вызывал огонь на других. Всегда.
Динамик вдруг резко умолк.
- Эй, Линда?... – спросил я. – Капитан Трой?...
- Шок осознания? – предположила эльфка.
Я пожал плечами. Мы постояли пару минут, потом я кивнул Айви на клавиатуру, а сам прошёлся вдоль стен в поисках блоков памяти, разумеется ничего не отыскав.
Напарница оторвалась от терминала и тоже покачала головой.
- Она выходила с внешнего доступа, Джек. Не проследить.
- Полагаю, мы её найдём. Через какое-то время.
- Нет времени, Джек. – в глазах эльфки что-то мелькнуло. – Мы не можем играть по правилам.
- Хорошо. – я хмыкнул. – Не иначе, меня выбрали за то, что по Управлению идёт стойкий слух о том, что я играю без правил.
Айви дёрнула плечиком. И тему решила не развивать.
- Слушаю, мой капитан.
- Ван Даглер, судя по всему, мог совершить убийство по неосторожности.
- Военлорд и неосторожность? Самый короткий из всех слышанных мною анекдотов.
- Вот именно, офицер Стерлинг. Однако – нет тела, нет и дела.
Эльфка явно хотела что-то сказать, но явно переборола себя, предоставив вести партию мне. Я усмехнулся.
- Ты права, это неважно. Вряд ли военлорд захочет со мной разговаривать даже как свидетель, но вот как подозреваемый… В общем, нам предстоит разделиться.
- Полковника Ван Даглера я охотно уступаю тебе, Джек – как более опытному.
Я усмехнулся, поскольку это решение напрашивалось само собой.
- Ну вот, а я уже было совсем собрался искать Линду.
- Не ревнуй, Джек, - эльфка улыбнулась. – Я не отрублю ей голову.
- Надеюсь, - я остро глянул на девушку. – И прежде чем вызывать весь кагал, начиная с патрульных, проверь – может блоки памяти, встроенные в тело, не обнулились.
- Думаешь?
- Надеюсь. Как отыскать знаешь?
- Жизнеспособность киборга с отказавшей электромеханической частью может составлять от часа до трёх, скорее – десятки минут. Я служила в армии.
- Я подозревал. – кротко сказал я. - Осталось только выяснить, почему я узнаю об этой милой подробности только сейчас?
- Согласно твоему психологическому профилю, ты болезненно воспринимаешь свой статус негражданина. Это могло вызвать проблемы по мнению Маллинсона.
- Ну да, - также мягко сказал я. А ещё, по его же мнению, мы с тобой муж и жена. Айви Стоун… неплохо звучит, как ты считаешь?
- Не лучше, чем Айви Стерлинг! – эльфка вздёрнула носик, и отправилась на поиски капитана Трой… или того, что от неё осталось.
А я остался в лабиринте из маскировочных сетей.
Мне нужно было подумать.