3. Про глупого тигра и умного медведя

Сергей Булыгинский
               
После встречи с говорящей летучей мышью и её рассказов о Вечном Лесе и его Хозяине вполне можно было поверить, что и Баба Яга существует на самом деле, но Андрей не стал бы, конечно, искать её в родном городе, если бы не один разговор, подслушанный им полгода назад.

Он тогда ехал в автобусе куда-то в центр, а впереди него сидели две девчонки, по виду первоклассницы, и громко о чём-то спорили. Андрей не особенно вслушивался и так и не понял, о чём был разговор, но прийти к общему мнению им так и не удалось, пока одна из девочек не сказала: «Пойдём тогда и спросим у Бабы Яги». По её тону было понятно, что эта самая «Баба Яга» пользуется у подружек непререкаемым авторитетом и её суждение будет принято как единственно верное. Андрей подумал тогда, что речь идёт, скорее всего, о старой учительнице, получившей такое прозвище за соответствующие особенности внешнего вида или характера.

Теперь же, вспомнив этот эпизод, Андрей подумал, что тут не всё так просто. Прозвище учителя, тем более такое, обычно произносится со смехом или хотя бы с оттенком иронии, но тогда девочка говорила совершенно серьёзно, и у подруги её слова не вызвали даже намёка на улыбку. А что если Хозяин сказал правду, и Баба Яга действительно живёт здесь, в городе, и даже имя не сменила? Вот бы её найти! Только как? Не будешь же спрашивать у каждой встречной старушки с подходящей внешностью: «Простите, а вы, случайно, не Баба Яга?» Да, есть над чем подумать. Вот, например, какие ещё выводы можно сделать из того случайно подслушанного разговора? Во-первых, девчонки её уважают, но нисколько не боятся. Странно это, если вспомнить, как обращалась Баба Яга с маленькими детьми в сказках. Может, всё-таки не настоящая? А если настоящая и живёт под своим именем, значит, никаких нехороших поступков, вроде сажания детей в печь и последующего их поедания, не совершает. Ну и правильно, здесь ей не в сказке, за людоедство могут и в тюрьму посадить. А во-вторых, она не живёт одиноко, как в своей избушке на курьих ножках, а с людьми общается, по крайней мере, с детьми, раз они приходят к ней за советом. Это хорошо, конечно, если у неё много знакомых, тем легче её будет найти. Но всё равно трудно, город-то большой!

Не придумав ничего лучшего, Андрей пару раз прокатился на автобусе по тому же маршруту, вглядываясь в лица пассажиров и прохожих, но ни старушки, похожей на Бабу Ягу, ни тех девочек не встретил. Оставалось только ждать нового визита летучей мыши по имени Таня в надежде, что она более подробно расспросила Хозяина о Бабе Яге и что она делает в городе.

Таня прилетела, как и в прошлый раз, через неделю, поздним вечером. Андрей сразу забросал её вопросами о Бабе Яге, но Таня, как оказалось, даже не говорила с Хозяином на эту тему, твёрдо решив, что он обманывал её, желая утешить. Когда же Андрей рассказал ей о подслушанном разговоре и о своих поисках, она задумалась, потом сказала:

- Не знаю, по-моему, это всё же может быть прозвище. Хотя то, что девочки её уважают, но не боятся, говорит как раз в пользу твоей версии. Я ведь читала не только сказки, но и мифы древних славян, так вот у них Баба Йога – так они называли Бабу Ягу – была мудрым и добрым божеством, покровительницей сирот. И детей она оберегала и спасала, вместо того чтобы на лопату – и в печь. А в сказках из неё зачем-то людоедку сделали. Правда, и в сказках она иногда помогает разным добрым молодцам да красным девицам: кому клубок путеводный даст, кому меч-кладенец, а кому и просто добрый совет, так что сделать из неё чудовище не получилось, как ни старались.

- Вот видишь! – обрадовался Андрей. – Значит, надо постараться её найти, вдруг всё-таки настоящая! Пока не получилось, но я ещё попробую.

- Нет, так у тебя ничего не выйдет. Тогда был учебный год, девочки, наверное, ехали в школу или из школы, а сейчас каникулы. А Бабу Ягу я в автобусе и представить себе не могу. В ступе – легко, в вертолёте, на худой конец, но в общественном транспорте…

- Тогда где же её искать? Мы ведь ничего о ней не знаем!

- Ну, кое-что всё-таки знаем. Вряд ли она изменила своим привычкам, а это значит, что она окажется в обществе детей, и скорее всего сирот. Значит, надо искать в детских садах, школах, а ещё лучше в детских домах и интернатах.
 
- Те девчонки, в автобусе, были не очень похожи на сирот, - подумав, сказал Андрей, - так что и школы исключать нельзя. А они ещё закрыты, меня туда, наверное, не пустят.

- Ходить никуда не нужно, это в старинных сказках надо семь башмаков истоптать, пока доберёшься до цели, а в наше время на это есть телефон. До начала учебного года осталась всего неделя, так что в школах уже готовятся, кто-нибудь да ответит.

По голосу Тани Андрей понял, что в ней пробудилась надежда, и решил пока оставить этот разговор. Ведь надежда может оказаться ложной, а разочарование – очень сильным.

- Хорошо, я попробую,- сказал он, - а пока расскажи мне ещё что-нибудь про Хозяина.

- Ладно, - легко согласилась Таня, которая, наверное, тоже боялась дать волю почти несбыточной надежде. – я как раз хотела рассказать тебе о том, что прислушаться к  советам Хозяина бывает намного полезнее, чем настаивать на исполнении своих глупых желаний. 

Жили-были в одном лесу бурый медведь и полосатый тигр. Они были самыми сильными зверями в лесу, но кто из них сильнее, не знали даже они сами. И даже не пытались это выяснить. Пищи в лесу хватало,  а просто так задираться – тут лучше заранее знать, что ты сильнее, а то ведь и получить можно.

Так и жили, пока не наступили засушливые годы и дичи не стало совсем мало – одни перекочевали в более обильные места, других съели хищники, в том числе и тигр с медведем. Рыщут они, голодные, по лесу, а тут как раз Хозяин Вечного Леса в их лес  пожаловал, то ли по каким-то своим делам, то ли просто отдохнуть. Первым ему навстречу попался тигр.

- Вот хорошо, что я тебя встретил! – обрадовался тигр. – Сделай мне длинные острые когти, чтобы из них никто не мог вырваться, а то я вчера кабана почти что поймал, а он сумел вырваться и убежать.

- Хорошо, сделаю, если хочешь, - ответил Хозяин, - только смотри, не пожалей потом. Я ведь не только переделываю зверей, могу и совет хороший дать.

- Не нужны мне советы, - отмахнулся тигр. - Мне бы только когти подлиннее, и всё будет хорошо.

- Что ж, будь по-твоему, - сказал Хозяин и сделал ему длинные-предлинные и очень острые когти.

Пошёл тигр дальше в поисках добычи, а навстречу ему медведь.

- А я тут Хозяина Вечного Леса встретил, смотри, что он мне сделал, - похвастался тигр, показывая когти. – Теперь от меня никто не вырвется!

Медведь поглядел и подумал: «Раньше-то лучше было! Я всегда ему завидовал, что он может прятать когти в подушечки лап, потому они у него тонкие и острые, а у меня толстые и тупые. А такие длинные когти не спрячешь, будут тупиться и обламываться». Только тигру ничего не сказал, всё равно слушать не будет, он всегда только себя слушает. И пошёл искать Хозяина. Нашёл по следу, догнал и  попросил:

- Ты, Хозяин, сделал тигру новые когти, сделай и мне что-нибудь, я тоже сильно проголодался.

- Говори, чего хочешь, - ответил Хозяин, - могу тебя переделать, как пожелаешь, а могу и добрый совет дать. Выбирай!

Медведь подумал, почесал мохнатую башку и сказал:

- Не знаю я, что во мне ещё переделывать. Давай свой совет, надеюсь, мне от него будет больше пользы, чем тигру от его новых когтей.

- Тогда слушай: в лесу, кроме кабанов, лосей и оленей, на которых ты охотишься, есть ещё много чего съедобного и даже вкусного. Ягод полно – малина, черника, брусника. Коренья всякие – твоими когтями как раз очень хорошо их выкапывать. В муравейниках много чего съедобного, да и сами муравьи такие кисленькие и приятные на вкус. В ручьях рыба плавает – научись её ловить. А уж если пчелиное гнездо найдёшь… Мёд тебе понравится, я уверен. Жалят они, конечно, больно, но у тебя мех и шкура толстая, ради мёда можно и потерпеть. Поначалу у тебя живот будет болеть от непривычной пищи, но ничего, привыкнешь.

Послушался медведь совета и начал есть всё подряд. Сперва никак не мог научиться ягоды есть – собирал по ягодке, а что такому большому зверю одна ягодка – хоть день и ночь без перерыва собирай, всё равно не наешься. Потом научился: найдёт место, где ягод побольше, сгребёт куст в охапку и отправит в пасть. Прутики потом протащит между зубами, а ягоды остаются. Ну и что, что вместе с листьями? Их потом выплюнуть можно. А когда ближе к осени вверх по речкам и ручьям рыба пошла икру метать – вот тут он и отъелся! Встанет посреди ручья и стоит неподвижно, а как рыба мимо проплывает –ударит лапой и выбросит её на берег. Или сядет у водопадика небольшого, где рыба, разогнавшись, выпрыгивает из воды, чтобы водопад перелететь – тут он её в воздухе и ловит. Корешки научился отличать съедобные от несъедобных по запаху и по листьям. А однажды  нашел пчелиное гнездо и убедился, что Хозяин прав: ничего вкуснее мёда в мире нет и быть не может. Конечно, поначалу плохо ему пришлось от непривычной еды – и тошнило, и живот болел, зато когда привык, про голод забыл, толстеньким стал, упитанным, но бегать не разучился, и если попадалась крупная дичь,  от мяса тоже не отказывался.

А тигр поначалу тоже стал лучше питаться - никто теперь не мог вырваться из его длинных когтей, только ведь за добычей надо побегать, прежде чем поймаешь, а на бегу торчащие из лап когти тупятся и ломаются о камни. Очень скоро тигр потерял половину когтей и ловить добычу ему стало ещё трудней, чем раньше.

А тут и осень наступила, пришли холода, вот-вот снег выпадет. Пришёл тигр снова к Хозяину и сказал:

- Никуда не годятся эти новые когти, верни мне мои старые. И сделай так, чтобы зимой у меня шкура была белой, как снег, а летом снова полосатой становилась, а то зимой и так спрятаться негде, чтобы дичь подкараулить, а мне с моей полосатой шкурой – и подавно.

Хозяин не стал напоминать тигру, что это он сам просил такие когти, вернул ему старые, а шкуру покрасил особой волшебной краской, которая в тепле совсем прозрачная, а на морозе становится белой.

Как только ударили морозы, стал тигр весь белый. Увидели его белки на деревьях и начали насмехаться:

- Смотрите, наш тигр шкурку сменил на белую, совсем как заяц! Наверное, и храбрый такой же стал!

По всему лесу разнесли весть, и все, кто умел летать или лазать по деревьям, пришли посмотреть на белого тигра. Медведь тоже пришёл, посмотрел и задумался: «А как же я зимой-то буду? Ягоды – под снегом, рыба – подо льдом, а дичи совсем мало стало. Шкуру я, конечно, менять не буду, я всё-таки бурый медведь, а не белый, но к Хозяину зайду, может, он и на этот случай мне что-нибудь присоветует!

Хозяин осмотрел медведя, похлопал по животу, ущипнул за бочок и сказал:

- Вижу, мой совет тебе на пользу пошёл, вон каким упитанным стал! Теперь, небось , думаешь, как ещё и зиму холодную пережить?

- Ну да, - кивнул головой медведь. – Не кору же мне осиновую глодать, как зайцы и лоси! Я пробовал: горькая она и совсем для меня несъедобная.

- Да, пожалуй, - согласился Хозяин, - кору тебе не переварить, тут желудок нужен, как у лося. Я бы мог тебе такой вставить, так он зато мяса не переваривает…

- Нет уж, спасибо, - поморщился медведь, - я тогда лучше поголодаю.

- А вот голодать тебе необязательно. Найди себе берлогу поглубже и засыпай до весны. Жиру ты себе вон сколько нагулял, если не бегать по сугробам, а спокойно спать в берлоге под снегом, как раз до весны хватит. Снег-то, он на самом деле тёплый, когда лежит сверху толстым слоем, и от мороза лютого укроет, и от ветра злого.

- Не, я так не умею, - развёл лапами медведь, - это лягушки да ящерицы могут, у них, как холода наступают, и кровь холодная становится, они от этого и засыпают. А у меня кровь тёплая, если её охладить и уснуть, я насмерть замёрзну.

- Ну, немного-то охладить можно, не так, как у лягушек, но чтобы уснуть на зиму и не замёрзнуть, тебе хватит. Я тебя научу, покажу упражнения специальные, дыхательные. Если постараешься, у тебя получится, хотя, может, и не сразу.

- Надо попробовать, - согласился медведь, - давай, показывай свои упражнения.

А тигр мог бы и дальше ходить в белой шкуре, не так уж и плохо он придумал, мог бы и подкрадываться по снегу незаметно, и в засаде сидеть. Только обидно ему стало от насмешек, а тут ещё  белки, куницы, соболя да рыси со всего леса прибегают на него смотреть, да сороки кругом трещат, вороны каркают… Какая уж тут охота! Ему бы потерпеть немного, все привыкли бы и забыли, но он об этом, конечно, не подумал и побежал опять к Хозяину:

- Смой с меня эту краску и сделай мне большие и острые клыки, я тогда буду самый сильный и любого загрызу, даже медведя, если будет охотиться на мою дичь.

- Я сделаю, как ты хочешь, - ответил Хозяин, - только учти, что это в последний раз. Больше трёх желаний я не исполняю, да и завтра меня уже здесь не будет, я тут и так сильно задержался, пора домой, в Вечный Лес.

Получил тигр новые зубы, длинные и острые, как сабли, и пошёл искать медведя, чтобы сказать ему, что он, тигр, теперь в лесу самый сильный и вся добыча принадлежит только ему. Долго искал, но так и не нашёл. Медведь в это время уже спал в тёплой уютной берлоге под толстым снежным одеялом, и следы его замела вьюга.

С тех пор медведь каждую зиму впадал в спячку, и медвежат своих научил, и других медведей. И даже других зверушек, кто захотел – сурков, ежей. Он же был умный медведь, знал, что чем больше зверей переживёт холодную зиму, тем больше ему добычи будет летом.

А саблезубых тигров больше нет. Вымерли саблезубые тигры, потому что добычу, прежде чем схватить зубами, сначала догнать надо, а бегать с такими огромными клыками всё же тяжелее, чем с обычными. Вот обыкновенные тигры и оказались более живучими.


- А это правда, что медведь в берлоге всю зиму лапу сосёт? – спросил Андрей, когда Таня закончила свой рассказ.

- Вот уж не знаю, - рассмеялась Таня. – Тот, кто это впервые рассказал, либо очень смелый и любознательный человек, раз полез в берлогу посмотреть, что там медведь делает, либо большой врунишка. Я думаю, что правильнее второе предположение.

- А хорошо бы и мне так научиться – засыпать на всю зиму. – мечтательно произнёс Андрей. – Проснёшься – а тут опять каникулы!

- А Новый Год проспать не жалко?

- Ну, на Новый Год я бы проснулся. А после зимних каникул снова в спячку.
 
- Тогда тебе у индийских йогов надо поучиться. Говорят, они тоже так умеют. Считается, что они сами придумали дыхательные упражнения, которые помогают погрузиться в спячку, но я думаю, что у медведей подсмотрели. Зачем снова изобретать то, что уже есть?

- Не, вряд ли. В Индии тепло, там снега не бывает, зачем медведям в спячку впадать?

- Тогда, наверное, у гималайских медведей. Видел их, наверное, в зоопарке? Такие чёрные, а на груди как будто белая салфеточка, треугольником. А в Гималаях-то снег ещё как бывает!

Таня вздохнула и добавила:

- У меня дома любимая игрушка… была. Плюшевый гималайский мишка, – голос на мгновение прервался, потом очень тихо прозвучал снова: - Андрей, найди её… Пожалуйста…

Черная молния метнулась к форточке и исчезла в темноте.

Следующая сказка - http://www.proza.ru/2011/11/26/1461